Рефераты. Магия и астрология как вненаучные формы познания






Турнэ; Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер Мамино, епископ в Лизьё, а также

капеллан и врач при Вильгельме Завоевателе.

Начались и контакты с арабским миром. Насколько мы знаем, самые первые

переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из

Барселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой Сильвестром

II, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. В

принципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. В

частности, он мог изучать 'Матесис' Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000

г.

Вообще, Фирмик Матерн оказывал наибольшее влияние на европейскую

астрологическую мысль - вплоть до XII в., когда был переведён 'Тетрабиблос'

Птолемея. Существует история, что Герарду, архиепископу Йоркскому, после

смерти в 1104 г. было отказано в погребении в кафедральном соборе - из-за

того, что копия труда Матерна была найдена у него под подушкой.

К XI в. астрология прочно утвердилась, и европейскими астрологами были

написаны первые оригинальные тексты. Первой известной работой была "Liber

de Planetis et Mundi Climatibus", которая, по-видимому, была написана где-

то в первой четверти XI в. папой Сильвестром или другим духовным лицом,

Адельбордом (епископом Утрехтским в 1010 - 1027 гг.).

VI в. до н.э. вошёл в историю как век небывалого расцвета религиозно-

философской мысли. В этом столетии жили Лао-цзы (основатель учения

даосизма), Конфуций (величайший китайский педагог, мыслитель и

государственный деятель), Будда Шакьямуни (основатель первой из т.наз.

"мировых религий"), Махавира Джина (вероучитель джайнизма, и по сей день

остающегося одной из самых массовых религий в Индии), Пифагор (знаменитый

греческий философ, учёный и религиозный реформатор).

VI в. до н.э. явился также временем начала расцвета зороастризма (ставшего

доминирующей религией Персидской державы Ахеменидов) и временем оформления

орфизма (древнегреческого религиозно-мистического учения). Практически во

всех перечисленных новых религиозно-философских учениях астрология стала

играть значимую роль.

Существуют различные теории, пытающиеся объяснить этот удивительный всплеск

в духовной жизни самых различных народов, но здесь мы ограничимся лишь

одним фактом, безусловно интересным для астрологов. Именно в VI в. до н.э.

произошло единственное за всю обозримую историю человеческой цивилизации

соединение трёх высших планет - Урана, Нептуна и Плутона, - причём это

соединение происходило на Южном Лунном Узле в оппозиции к Сатурну на

Северном Узле. Максимальное сближение трёх высших планет произошло в мае

577 г. и в мае 576 г. до н.э.

Астрология в эпоху Ахеменидов. В эту эпоху наиболее могущественным

государством стала держава Ахеменидов, власть которой распространялась на

большинство стран Ближнего и Среднего Востока (в том числе на Финикию,

Египет и Месопотамию) и даже на часть Индии. Объединение земель, в которых

до этого астрология развивалась достаточно самостоятельно, имело для

развития науки о звёздах большое значение. В частности, концепции

месопотамской астрономии и астрологии проникли в Индию - о чём

свидетельствует трактат Лагадхи "Джъётишаведанга" (конец V в. до н.э.) - и

оказали сильное влияние на дальнейшее развитие индийской науки. Персидская

и египетская наука также впитала в себя мудрость Двуречья.

Среди новых достижений вавилонских астрологов этого периода следует назвать

открытие ими 19-летнего солнечно-лунного календарного цикла (ок. 500 г. до

н.э.), введение 12-знакового Зодиака (ок. 400 г. до н.э.) и разработку

положений индивидуальной астрологии (древнейший известный гороскоп

датируется 410 г. до н.э. и составлен в Вавилоне).

Из Вавилона гороскопы распространились на Запад (через Малую Азию и Сирию в

Египет, Грецию и Рим) и на Восток (в Персию и Индию). При своём

распространении астрология переносила также астрономические вычислительные

процедуры, которые необходимы

Вероятно, в середине IV в. до н.э. в Египте был введён интеркаляционный

календарный цикл. В его основе лежал гражданский год из 365 дней. Египтяне

приравнивали 25 таких лет 309 синодическим месяцам, тогда как система

Лагадхи оперировала более неточным соотнесением 25 лет с 310 синодическими

месяцами. Таким образом, сам египетский календарный период, видимо, не

вавилонского происхождения, но одновременность введения таких солнечно-

лунных циклов во всех странах, находившихся под ахеменидским контролем или

влиянием, даёт серьёзные основания предположить общий источник мотивации и

технических знаний - вавилонский.

Наше знание астрологических предзнаменований в ахеменидском Египте основано

на демотическом папирусе, написанном на рубеже II - III вв. н.э. Первая

часть этого текста - о предзнаменованиях, связанных с затмениями, - часто

датируется ахеменидским периодом и содержит не только предзнаменования,

параллельные солнечной и лунной частям "Энума Ану Энлиль" (хотя и

изменённые для того, чтобы соответствовать реалиям египетского общества),

но и дискуссию о 18-летнем цикле затмений (очевидно, вавилонском). Вторая

часть папируса - о лунных предзнаменованиях - возможно, и пост-

Ахеменидского периода, но ряд явлений, описанных в ней, также восходит к

лунному разделу "Энума Ану Энлиль".

Западная Европа.

С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, как

отмечалось выше, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской

науки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к

астрологии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, что

когда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологические

тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в.

уже содержит арабские термины и концепции (в частности, систему 28 лунных

стоянок). Однако действительно активное изучение арабских работ началось

лишь в XII в.

Характерно, что период, когда арабские научные тексты переводились на

греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские

сочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два века

было сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шесть

веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряжении

обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие

арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо

скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским

миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно.

Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими

работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата

(ок. 1080 - 1152), Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский

(сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок.

1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.

Особо важную роль в распространении астрологический знаний сыграл Альфонс X

Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также

король Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался

астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о

переводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов на

латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в

Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые

таблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название

"Альфонсинских таблиц". Астрологи Европы использовали их для составления

гороскопов на протяжении нескольких веков (вплоть до Кеплера).

Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовало

философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций

церкви. Такие крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ Линкольнский

с 1235 г.), францисканский монах Роджер Бэкон, Альберт Великий (провинциал

доминиканского ордена в Германии с 1254 г.) и, наконец, крупнейшие

авторитеты своих орденов доминиканец Фома Аквинский и францисканец Иоанн

Дунс Скот сходились в мнении о том, что астрология является наукой,

заслуживающей доверия и что она не вступает в противоречие с учением

христианской церкви, если не придерживаться фаталистической трактовки

астрологии. Согласно мнению этих теологов, небесные тела, созданные

Всевышним, действительно влияют на земные тела, но не властны над свободной

волей. Однако находились и церковные деятели, настроенные гораздо более

непримиримо. Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна (факультет теологии

Парижского университета), с 1210 г. стал выступать с запретами на занятия

астрологии, которые с 1245 г. были распространены на всю Францию. Однако

эти запреты не оказали желаемого результата.

С интересом относились к астрологии философы Возрождения, которые

выработали особую концепцию связи микро- и макрокосма.

Николай Кузанский (1401 - 1464) в своей работе "Conjecturis" включает Землю

во всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Николая Кузанского

оказывается входящим в космическое целое, но имеющим определённую

автономность: "Каждое существо во Вселенной наслаждается своей

уникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом пункте становится

заметным, что индивидуальная астрология, астрология личности в эпоху

Возрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая"

астрология отступает на второй план.

Марсилио Фичино (1433 - 1499), основатель платоновской Академии во

Флоренции, перевёл на латинский язык ряд работ эллинистических астрологов и

написал трактат по медицинской астрологии, но при этом отвергал

использование астрологии в предсказательных целях. Его друг и коллега Пико

делла Мирандола (1463 - 1494), автор знаменитой "Речи о достоинстве

человека", активно интересовался каббалой, астрологией и другими

оккультными дисциплинами. Однако к концу жизни он стал склоняться к критике

астрологии. Через год после смерти Пико, в 1495 г., было опубликовано его

сочинение "Против предсказательной астрологии".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.