Рефераты. Магия и астрология как вненаучные формы познания






профессиональный уровень астрологов, развивать астрологию как науку. Для

этого он пригласил профессоров астрологии преподавать в римский Атеней.

С распространением христианства в первые века н.э. усилились голоса

критиков астрологии (Тертуллиан, Августин). Есть свидетельства, что

примерно в 296 г. император Диоклетиан запретил занятия астрологией во всей

империи. Тем не менее, учёние о звёздах продолжало существовать и

развиваться, играя существенную роль в жизни общества.

Индия в первые века н.э. В Индии интерес к астрологии также не ослабевал.

Предположительно I в. н.э. датируют создание "Гарга-самхиты", самого

раннего известного полного собрания астрологических предзнаменований на

санскрите.

Новый этап в развитии астрологических методик в Индии был связан с

установлением торговых контактов с эллинистическим миром в начале н.э. Во

II - III в. на санскрит были переведены несколько эллинистических работ по

гороскопной астрологии, в Индии доселе неизвестной. Сохранилось

стихотворное переложение одного из таких сочинений, сделанное

Спхуджидхваджей в 269/270 г. Изложенные в данных работах методики, будучи

объединены с рядом чисто индийских элементов (рассуждениями о кастовой

системе, принципами аюрведы, доктриной о переселении душ) стали основой

"яваны" ("греческой" школы) и оказались основным источником идей для

развития индийской астрологии вплоть до проникновения в Индию исламских

теорий (через переводы с персидского на санскрит в XIII в. и позднее).

Китай на рубеже н.э. В истории китайской астрологии близ рубежа нашей эры

также произошёл ряд значимых событий. Перечислим наиболее важные из них.

Цзоу Янь (305 - 240 до н.э.) разработал доктрину, увязавшую концепцию

взаимодействия инь и ян с идеей циклического порядка пяти стихий. Эта

доктрина получила развитие в философии Дуна Чжуншу (II в. до н.э.), который

свёл инь/ян и пять стихий в единую систему, охватывающую весь универсум.

Учеником Дуна Чжуншу был уже упомянутый Сыма Цянь, автор обширнейшего труда

"Исторические записки" (куда вошло и изложение астрологических методик его

времени). Мэн Си (I в. до н.э.) разработал систему соответствий 64

гексаграмм "Канона перемен" и календарно-климатических процессов. Ян Сюн

(53 до н.э. - 18 н.э.) создал в подражание "Канону перемен" труд "Тай сюань

[цзин]", в котором для отображения небесных циклов предложил систему из 81

тетраграммы.

В христианском мире в эпоху раннего Средневековья основным центром, в

котором астрология продолжала своё существование, была Византия.

Характерно, что византийцы мало занимались астрономическими наблюдениями.

Главным для них было изучение, издание и комментирование трактатов

древнегреческих и эллинистических учёных и применение на практике

извлечённых из них знаний. Эта особенность привела к любопытнейшему

результату: за тысячу лет существования византийской астрологии не было

создано практически ни одной новой астрологической концепции или методики,

а работы по астрологии сводились лишь к компиляции и пересказу более ранних

авторов. Но при этом "наука о звёздах" имела широкое распространение в

византийском обществе. Авторы хроник приводят многочисленные примеры

значительного влияния астрологов на население империи, которое далеко не

всегда было положительным. Так, например, Агафий Миринейский описывает

истерию, которая охватила жителей столицы из-за серии землетрясений и

пророчеств астрологов, предсказывавших чуть ли не общую гибель всего

существующего.

Власти и церковь старались бороться с увлечением астрологией. Особенно

сурово преследовал астрологов Юстиниан I (527 - 565). Василий Великий

называл астрологию тщетой и суетой, требующей усиленных занятий. Но

несмотря на преследования астрологов, отдельные деятели церкви (Ориген,

Иоанн Дамаскин) верили во влияние звёзд на судьбу человека. Многие

государственные мужи перед принятием важных решений нередко обращались за

советом к астрологам. О широком распространении веры в астрологию

свидетельствует огромное количество астрологических текстов, сохранившихся

до нашего времени.

Особенно большое число сочинений дошло до нас от ранневизантийского периода

(IV - VII вв.). В эти годы жили и трудились Панхарий, Максим, Гефестион

Фиванский, Юлиан Лаодикейский, Павел Александрийский, Иоанн Лид, Реторий и

др., оставившие после себя многочисленные астрологические произведения. При

составлении своих работ они черпали материал из египетской астрологической

литературы, а также из сочинений I - III вв.: гекзаметров Доротея

Сидонского, учебной поэмы в семи книгах Антиоха Афинского, "Тетрабиблоса"

Клавдия Птолемея, труда Гермеса Трисмегиста о болезнях, возникающих под

воздействием небесных светил, трактата Псевдо-Демокрита "Физика и мистика".

Сохранившиеся анонимные сочинения по астрологии по существу представляют

собой варианты одних и тех же текстов. Их составители, чтобы не вступать в

конфликт с церковью, заменяли имена античных богов, "подозрительные"

выражения, применяли криптографию, избегали говорить о судьбе.

Таким образом, несмотря на вековую борьбу церкви и государства против

астрологов, вера в прямое и косвенное влияние небесных светил на земные

дела, на судьбы людей и стран оставалась неискоренимой.

Астрология была включена в программу преподавания в византийских школах

наряду с астрономией. В Александрии её считали равноправной частью

квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии. Профессор

Александрийской школы Олимпиодор в 564 г. вёл занятия по астрологии.

Главным учебным пособием в Византии служил вначале "Тетрабиблос" Птолемея,

а затем, к первой половине VII в., он был вытеснен "Введением в астрологию"

Павла Александрийского.

С большим увлечением занимался астрологией выдающийся византийский учёный

Лев Математик (ок. 790 - после 869). По сообщению хронистов, с помощью

своих знаний в этой области он сумел предотвратить голод в Фессалонике,

посоветовав его жителям произвести посев в определённый строго указанный им

момент, что позволило вырастить обильный урожай. Лев Математик написал ряд

работ, посвящённых астрологическим проблемам.

Известным астрологом своего времени был Демофил (X в). Он является автором

нескольких гороскопов, дошедших до нашего времени. Демофил также был

редактором греческих астрологических работ более раннего времени и автором

ряда схолий к "Тетрабиблосу" К.Птолемея.

Западная Европа.

В 476 г. произошло падение Западной Римской империи, и в Европе произошёл

качественный спад науки и образования, который затронул и астрологию. И

хотя такие крупнейшие философы, как Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 -

636) принимали учение о планетарных влияниях, однако неприятие христианской

церковью предсказаний как языческой практики затормозило развитие

астрологии. Другим важным фактором было отсутствие необходимой для

астрологов технической поддержки (планетных таблиц, обсерваторий и т.п.).

Однако исчезновение астрологии не было тотальным, древние знания продолжали

сохраняться в монастырских библиотеках. Из работ Боэция и Исидора монахи

знали о дискуссии по поводу астрологии, которая велась отцами церкви, а из

сочинений других классических авторов, таких как Плиний, они знал о

различных характеристиках планет. Может быть, сохранились и более серьёзные

астрологические тексты, поскольку на рубеже VIII - IX в. в северной

Британии появился Алкуин, ставший учителем астрологии у императора

Шарлеманя и ознаменовавший начало астрологического возрождения в IX в.

Астрология того времени базировалась на несистематических наблюдениях

небесных явлений - фаз Луны, затмений и комет - и на соотнесении с

планетами различных чисел, растений, минералов, дней недели и т.д. На

популярном уровне и в монастырях астрология имела важную характеристику:

она была мунданной, имея дело не с индивидуумом, а с группами людей.

Самый первый человек в Англии, о котором достоверно известно, что он

практиковал как астролог, - Пеллит, астролог короля Нортумбрии Эдвина (ок.

616 - 632). Его главной обязанностью было оказывать поддержку королю

военными советами в длительной войне с кельтами.

Одним из ведущих учёных этого времени был Беда Достопочтенный (671 - 735),

который отмечал эффекты различных комет (включая комету 729 г., на которую

Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и

вторжение сарацинов в Галлию).

Также есть сведения о продолжении астрологических традиций у евреев в

Марселе и среди королей иудейского королевства, процветавшего в северной

Испании и южной Франции в IX в. Именно из Испании Пеллит прибыл служить

королю Эдвину, предоставив нам свидетельство контактов между различными

частями Европы в ту эпоху - контактов, поддержанных связью кельтской церкви

через Испанию с коптской церковью в Египте.

Реальный всплеск интереса к астрологии начался в Европе при императоре

франков Шарлемане (правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена поздней Римской

империи астрология в Галлии процветала. Вероятно, это и стало причиной

того, что центром возрождения астрологии стала новая Франкская империя,

которая занимала большую часть современной Франции, Нидерландов и Германии.

Возрождение началось и на северном, и на южном побережье Европы: сам

Шарлемань учился у англичанина Алкуина (став искусным астрологом), в то

время как поиск новых текстов привёл к тесным контактам с мусульманским

миром. Астрология вошла в жизнь Франкского государства с удивительной

скоростью. Возможно, это было вызвано престижем Алкуина, который стал самым

известным преподавателем в Европе.

Со времён Шарлеманя до эпохи правления Роберта I (922 - 923) изучение

астрологии и астрономии (особенно духовенством) активно поддерживалось

консулами, епископами и королями. Результатом этого стал колоссальный рост

количества астрологов. Очевидно, эти астрологи появились, чтобы

удовлетворить спрос: при преемнике Шарлеманя, Людовике Благочестивом (814 -

840), каждый каролингский лорд имел собственного астролога. Известны имена

практиковавших тогда астрологов: Адальм, аббат Шартрский; Одо, учитель в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.