Рефераты. Любовь, как смысл человеческого существования






выражается она в «категориях» телесных, а не духовных ощущений. Но

поэтичность этих телесных ощущений, их эстетическая - настроенность— это и

есть их духовность; такая поэтичная телесность была тогдашней формой

духовности.

Еще в доклассические времена многие поэты Греции писали о любви как о

главной радости жизни.

Так говорил о ней и современник Сапфо Алкей и Мимнерм в своих

песнях к прекрасной флейтистке Нанно. и Феогнид в своих элегиях.

И уже тогда стало осознаваться раздвоение любви, ее деление на

плотскую и, духовную. В V в. до н. э философы стали говорить о двух

Афродитах: Афродите Пандемос (Всенародной)— божестве грубой чувственной

любви и Афродите Урании (дочери Урана)—богине любви возвышенной,

утонченной. А в сократических теориях о любви говорилось как о школе

мудрости, важной части добродетель, помощнике разума.

2).Рождение индивидуальной любви.

Новые ступень в психологии любви запечатлевают римские поэты 1 в. до

н. э.—Катулл, Тибулл, Проперций, Овидий, Горации, Вергилий. Любовь

достигает у и их огромных высот, утончается, приобретает новые свойства,

которых не было раньше.

Конечно, речь идет о высших точках тогдашней любви, о любви, пропущенной

через сердце художника и поэтому опоэтизированной, рафинированой. Любовь в

жизни обычно ниже по своему уровню, чем в лирике. Говоря о своих чувствах

стихами, поэт уже одним этим дает им другое звучание, облагораживает,

угончает их, делает более богатыми — делает другими. И кроме того, любовь в

искусстве — это вершина горы, а много ли места занимает вершина в общей

масса горы?

конечно, немало было в те времена любви без озарений, простой, грубом, и

любви обычной, незаметной, ничем особенным не выдающейся. Наверно, именно

таким и было большинство любовных связей того времени — подножье, на

котором возвышалась любовь искусства. Но в искусстве той поры больше всего

запечатлелись высшие взлеты чувства, и особенно ярко видно это в поэзии

Эта титаническая ненасытность — особое свойство античной любви, и о

нем много рассказывают нам и мифы и стихи древних. Именно с такой

ненасытностью любили в мифах и Зевс, и Посейдон, и Аполлон, и другие боги.

Среди греческих легенд о Геракле есть и легенда о его тринадцатом подвиге,

о котором у нас почти не знают. Это был настоящий любовный подвиг—по

приказу царя Эврисфея Геракл в одну ночь оплодотворил сорок девять дочерей

Феспия. Те же подвиги совершал и Равана, страрший царь ракшасов из

индийской мифологии: у него были сотни жен, и он каждый день посещал всех

их. И здесь любовь титанична, и здесь она чрезмерна, полна буйного

изобилия.

3).Любовь в античной Греции, в христианско – византийском мире.

Любовь означает незаменимость. Если говорить с позиции мужчины, то

любимая женщина—не просто одна из женщин, а Женщина, ибо в ней как бы

сосредоточился и воплотился весь женский род. Но, разумеется, только для

любящего. Изъясняясь языком Гегеля, можно было бы сказать, что

любовь—снятие дурной бесконечности [бессмысленного повторения) в

сексуальных отношениях между разными полами Трагедия Дон Жуана как раз и

состояла в том, что не смог он, полюбив, сиять дурную бесконечность своих

авантюрных увлечений.

Мы сказали «между разными полами». Да, это так. Однополая

любовь—извращение не только любви, но и самой жизни. Такая любовь угрожает

самому существованию человечества, ибо бездетна, не говоря уже об ее

патологии.

Впрочем, древние греки грешили однополой любовью. Само слово

«лесбиянство» произошло от названия одного из крупных ионийских островов —

острова Лесбоса, где впервые были описана любовь женщины к женщине, и

сделала это сама лесбиянка и не как-нибудь, а в пронзительной лирике. Эта

женщина — знаменитая древнегреческая поэтесса Сапфо.

Пришедшая в Грецию из Персии любовь между мужчинами — обыкновенное

явление в кругу древне-греческого философа Платона, более того, они им

восхваляется как высшая форма любви.

Став искусственно отделенной от своей половины, каждая половина

стремится к своей половине. Это в лучшем случае. Но найти свою половину

нелегко. Поэтому в худшем случае каждая половина стремится к соединению с

любой половиной соответствующего пола. Отсюда и разнополая, и однополая

любовь.

Эрос — главным образом половая любовь. Отсюда эротикэ — искусство

любви. Отсюда и название произведения римского поэта Левия «Эротопайнион» —

"Любовная забава», аналогичная поэме Овдия —«Искусство любви». Правда

любовь-страсть может быть направлена и на другое. Геродот писал о

спартанском царе Павсании, что тот имел страсть стать тираном. Однако

любовная страсть, как всякая страсть, редка и непродолжительна.

Более спокойна -филиа. У этой любви больший спектр значений,

чем у эроса. Такой любовью можно любить многоразличное. Это, кроме того, не

только любовь, но и дружба. Поэтому эротическая любовь — лишь один из видов

филии.

Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви — любовь

человека к Богу, любовь к ближнему и любовь Бога к человеку.

Первая выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу и

связана с человеком, его природой, дающей возможность думать, решать. Она

начинается как желание любить Бога, однако без нужной ясности о предмете

любви. Поэтому сначала надо найти истинный предмет любви и путь к нему, что

внесет беспокойство в сердце, поставит вопрос. В результате исканий

человеку надо достичь правильного направления любви и, конечно, возвышенной

любви к Богу, а не низменной любви к сотворенному миру. Истинная — первая,

ибо человек любит все во имя Бога, любит самое любовь к Богу;вторая —

ложна, ибо направлена на преходящее, тленное. Важно не потерять правильного

направления, меры (самый большой грех — самолюбие, выражающееся в

высокомерии, заносчивости).

Истинная любовь, говорит Августин, может быть только к Богу, ибо любимо

непреходящее, вечное. Любя Бога, не согрешишь («люби и делай то, что

хочешь»), именно так можно преодолеть властвующие в этом мире страх,

заботы, потери, смерть. Человеку необходимо не только знать, что Бог —

высшее благо, но прежде всего любить его. Это означает, по мысли Августина,

что вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна только тогда, когда она

во имя Бога, а не во имя человека. Он высказывается парадоксально:

самолюбие человеку необходимо, но оно принимается с тем условием, что

больше себя любишь Бога. Кто любит Бога, тот любит и себя.

Любовь к ближнему — вторая форма любви, принятая в христианстве. Она

возможна потому, что «ближний» — это подобие Бога. Она объединяет

естественно и без исключения всех людей в единое целое. Третья форма —

любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам есть любовь, таинство

которой заключено в учении о триединстве. В таком аспекте любовь в своей

изначальной глубине непостижима и недоступна человеку. Но любовь Бога

прорывается наружу как творение и избавление человека от грехов. Бог не

только создает вселенную в первом акте своей любви, но и реставрирует мир

«падших», восстанавливает в нем истинный порядок.

4).Тема любви в философской культуре нового времени.

В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого

интересе ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля

церкви. Лю6онь» возвратила себе статус жизненной философской категории,

который она имела в античности у Эмпедокла и Платона. Под пером Д.Бруно

любовь превращается во всепроникающую космическую силу, которая делает

человека непобедимым, Человеком овладевает горячее желание быть причастным

к божественной, в смысле ее величия, Природе, то есть пребывать в той

интеллектуальной «любви к Богу», о которой флорентинец Л. Эбрео писал в

своих «Диалогах о любви» (1549) и понятие которой заимствовал впоследствии

Б. Спиноза.

Космической силой стала любовь и в творчестве немецкого мистика-

пантеиста эпохи Возрождения Якоба Бёме (1575—1624). Он объявляет любовь и

гнев существенными свойствами божества и движущей пружиной человеческой

истории, где они превращаются соответственно в добро и зло. Принимая учение

о творении мира богом, Бёме придал ему в высшей степени своеобразный

характер: бог изначально имел в себе и любовь и раздор и «саморазделился»

на существующие в природе вещи. Таким путем возник и Адам — первый человек,

который, однако, наоборот, представлял собой будто бы нераздельность

мужского и женского начал, он был «девическим мужчиной» и «мужской девой»

одновременно, андрогином. Охваченный любовной тоской, андрогин Адам

совершил акт двойного грехопадения. В результате этого любовь утратила

единство с мудростью, то есть потеряла то совершенство любви, которым она

обладала в божественном лоне. Начало новому соединению любви с мудростью

положил акт искупления Христом грехов человеческого рода. Будущее любви — в

ее соединении с разумом, в распространении среди людей разумной любви.

Схема эта, конечно, фантастическая, но она воодушевлялась мыслью о

достижимости людьми совершенства как в познании тайн мира, так и в любви,

которая есть «все». Идея человека - андрогина была известна еще с эпохи

античности, она была и у Платона, а потом появлялась в философии любви не

раз, например у Н. А. Бердяева.

Рене Декарт в трактате «Страсти души» (1649) утверждает, что «любовь

есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу

добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.