|утвердительных он распределен тогда , когда по объему |различающиеся по содержанию но общие по объему “Река |
|P<=S. |Волга и Самая длинная река в Европе”. Перекрещивание - |
|Общеутвердительное - (все S суть Р) S+ P+ - “Все |понятия, объем которых частично совпадает (содержат |
|караси - рыбы (S +P-)” и “Все квадраты - равносторонние |общие элементы) “Спортсмен и Студент”. Подчинение - |
|прямоугольники (S+ P+)”. |объем одного понятия целиком входит в объем другого, но |
|Частноутвердительное - (некоторые S суть Р) S - P+ - |не исчерпывает его “Млекопитающее и Кошка”. |
|“Некоторые инженеры - воры (S- P-)” “Некуоторые писатели|НЕСОВМЕСТИМЫЕ : Соподчинение - отношение между объемами|
|- драматурги (S- P+)” |понятий исключающих друг друга но принадлежащих более |
|Общеотрицательное (Ни одно S не суть Р) S + P + “Ни |обширному родовому понятию “ель, береза принадлежат |
|один лев не есть травоядное животное (S+ P+)”. |объему Дерева”. |
|Частноотрицательное (Некоторые S не суть Р) S - P + |Противоположность - антонимы, когда одно понятие |
|“Некоторые студенты не есть спортсмены (S- P+)”. |содержит какие-либо признаки, а другое их отрицает и |
| |заменяет другими, противоположными “Храбрость-Трусость”.|
| |Противоречие - одно понятие указывает на какие-либо |
| |признаки, а другое их отрицает, но ничем не заменяя “ |
| |Высокий дом и Невысокий дом”. |
| |Круговые схемы Эйлера показывают эти отношения между |
| |понятиями. |
|27 ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. ОТНОШЕНИЕ ТОЖДЕСТВА И |28 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ. ДИЗЪЮНКЦИЯ. |
|ПОДЧИНЕНИЯ | |
|Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.| |
|Совместимые суждения выражают одну и ту же мысль полностью| |
|или в некоторой части. Отношения совместимости: тождество,| |
|подчинение и частичное совпадение (субконтрарность). | |
|Тождественные (эквивалентные) суждения выражают одну и ту| |
|же мысль в различной форме “Юрий Гагарин 1-й космонавт и | |
|Ю.Гагарин 1-м полетел в космос”. Субъект здесь один и тот | |
|же, а предикаты различны по форме, но одинаковы по смыслу.| |
|В суждениях “Михаил Шолохов - лауреат нобелевской премии и| |
|Автор романа Тихий Дон - лауреат Нобелевской премии” | |
|одинаковые предикаты, а субъекты различны по форме | |
|выражения, но тождественны по смыслу. Если 2 суждения | |
|тождественны, то невозможно, чтобы одно было истинным, а | |
|другое ложным. Суждения логического подчинения - имеют | |
|общий предикат, субъекты тоже находятся в положении | |
|логического подчинения. В отношении | |
|частичнго совпадения находятся 2 таких совместимых | |
|суждения, которые имеют одинаковые субъекты и одинаковые | |
|предикаты, но различаются по качеству . Оба они могут быть| |
|одновременно истинными, но не могут быть одновременно | |
|ложными. Если одно - ложно, то другое - истинно. Если одно| |
|- истинно, то другое неопределенное “Некоторые свидетели | |
|дают ложные показания и Некоторые свидетели не дают ложных| |
|показаний”. В логический квадрат я не врубился. | |
|29 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ. |30 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ. |
|Причина - явление или совокупность явлений, которые |Тезис должен быть логически определенным, ясным и |
|непосредственно обуславливают, порождают другое явление |точным. |
|(следствие). Причинная связь существует для любого |Тезис должен оставаться тождественным (т.е. одним и тем |
|явления. При наличие причины следствие наступает |же на протяжении всего доказательства или опровержения).|
|обязательно. Условия способствуют или мешают действию | |
|причины. Причинная связь между явлениями определяется |Ошибки: Подмена тезиса - когда один тезис умышленно |
|посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |или неумышленно подменяется другим и начинают обсуждать |
|Метод сопутствующих изменеий - если при изменении |этот новый тезис. Здесь происходит нарушение закона |
|предшествующего обстаятельства А изменится и изучаемое |тождества, когда пытаются отождествить нетождественные |
|нами явление а, а все остальные предшествующие |тезисы. Довод к человеку - когда доказательство тезиса|
|обстаятельства остаются неизменными, то А является |подменяется ссылками на личные качества того, кто этот |
|причиной а. “Если мы увеличим скорость движения, то |тезис выдвигает. Переход в другой род - а) к то |
|пройденный путь за то же время тоже увеличится, |слишком много доказывает, тот ничего не доказывает (это |
|следовательно увеличение скорости и есть причина |происходит тогда, когда вместо одного тезиса пытаются |
|увеличения пути за одно и то же время”. |доказать 2-й, более сильный, который часто оказывается |
| |ложным). Б)кто слишком мало доказывает, тот ничего не |
| |доказывает (когда вместо одного тезиса доказывают |
| |другой, но более слабый.). |
|31 ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ |32 ОБЩАЯ Х-КА УМЗ. ТИПЫ УМЗ. |
|Доказательства по форме делятся на прямые и косвенные. |УМЗ - это форма мышления, в которой из одного или |
|Прямое идет от расмотрения аргументов к доказательству |нескольких суждений на основании определенных правил |
|тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно |вывода получается новое суждение, с необходимостью или |
|обосновывается аргументами. Из данных аргументов |определенной степенью вероятности следующее из них. |
|необходимо следует доказываемый тезис “Все углеводы |Структура УМЗ включает в себя посылки ( истинные |
|горючи. Сахар - углевод, следовательно сахар - горюч” - |суждения), заключение (вывод) и логическую связь между |
|это прямое доказательство в форме КС. |посылками и выводом. |
|Косвенное - это доказательство, в котором истинность |Все углероды - горючи 1 посылка |
|выдвинутого тезиса обосновывается путем ложности |Алмаз - углерод 2 посылка |
|антитезиса. Апагогическое косвенное доказательство - |Алмаз - горюч. Вывод |
|осуществляется пктем установления ложности противоречащего|Логическое следствие , выводимое из посылок - это |
|тезису суждения (используется в математике). |высказывание, которое не может быть ложным, если посылки|
|Разделительное доказательство - антитезис является одним|истинны. УМЗ делятся на дедуктивные ( когда между |
|из членов разделительного суждения, в котором должны быть |посылками и заключением имеется отношение логического |
|обязательно перечислены все возможные альтернативы |следствия “Все рыбы дышат жабрами, Все окуни - рыбы, Все|
|“Преступление могли совершить либо А, либо Б, либо В. |окуни дышат жабрами”)., индуктивные (дают не |
|Доказано, что преступления не совершали А и Б. След-но |достоверные, а правдоподобные заключения, ) и |
|преступление совершил В.”. |традуктивные.(заключения по аналогии). |
|33 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАЦИИ. |34 СОФИЗМЫ, ПАРАЛОГИЗМЫ, ПАРАДОКСЫ. |
|Аргументы, приводимые для доказательства тезиса должны |Паралогизм - это непреднамеренная ошибка, допущенная |
|быть истинными. |человеком в мышлении. |
|Аргументы должны быть достаточным основанием для |Софизм - преднамеренная ошибка, допущенная с целью |
|доказательства тезиса. |запутать противника и выдать ложное суждение за |
|Аргументы должны быть суждениями, истинность которых |истинное. Пример математического софизма : “Надо |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7