Рефераты. Логика






|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация - разновидность деления. Это - |

|(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую |

|положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. |

|какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |

|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. |

|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | |

|постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | |

|группа однородных предметов мыслится как единое целое | |

|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | |

|предмету данного класса “дом, река”). | |

|АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. |

|Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

|признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

|предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого |

|предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает |

|Аналогия свойств - рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |

|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |

|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |

|отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |

|По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности |

|строгая - наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|

|переносимым признаком Схема - “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. |

|признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ |

|а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | |

|следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие |

|Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |

|Нестрогая аналогия - дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства |

|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то |

|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав |делается |

|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------|

|же прочный. Ложная аналогия - при нарушении правил |------------------------ вывод, что А является |

|аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или |

|сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В |

|должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. |

|по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д |

|быть однотипен со сходным признаком). |А |

| |3 А З Ж |

| |А |

| |--------------------------------------------------------|

| |----------------------- |

|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ |

|Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о |

|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или |

|родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза |

|ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию, |

|Обобщение - это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти |

|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. |

|данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о|

|Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|

|фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности |

|Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |

|2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |

|4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии |

|Ограничение - то же самое, только с конца. |научной теорией). |

| |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение|

| |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из|

| |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез - |

| |выяснение причин возникновения закономерностей у |

| |нек-рого подмножества элементов данного множества. |

| |Единичная гипотеза - научно обоснованное --\\--\\--\\ |

| |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. |

| |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения |

| |больного). |

| |Рабочие гипотезы - (версии) - строятся в ходе |

| |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва |

| |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. |

|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА |

|Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и |

|одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |

|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к |

|суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются|

|же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса , |

|A /\ A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |

|К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена |

|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те |

|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу |

|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. |

|из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в |

|обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении |

|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - |почерков, отпечатков пальцев. |

|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | |

|“приведение к абсурду”. | |

|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | |

|истинными: | |

|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.