Рефераты. Логика






Логика

|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, |

|Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). |

|изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|

|только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - |

|познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий|

|которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. |

|Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие) |

|строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие”. |

|частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами, окунь -|

|- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. |

|P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|

|- все караси - рыбы, все люди - смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит - |

|Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения |

|расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки |

| |последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. |

| |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт |

| |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт|

| |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - |

| |полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из |

| |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих |

| |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, |

| |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все |

| |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |

| |имеет вес”. |

| |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого |

| |это сокращенные ПКС (энтимемы). |

| |Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. |

| |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|

| |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя |

| |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в |

| |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает |

| |уважения”. |

|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. |

|Содержание поняти - совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное|

|одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными |

|отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру - “если |

|является совокупность 2-х признаков - “быть |А, то В”. Схема - А-В, В-С,,,А-С. |

|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |

|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки |

|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по |

|существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном|

|состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема - А-В, |

|Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода - уберем |

|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,|

|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. |

|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве |

| |аргумента и без доказательства. |

|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ |

|Понятие - форма мышления, в которой отражаются |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим |

|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное |

|является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее |

|предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на |

|предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. |

|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|

|необходим, а все вместе - достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих |

|данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. |

|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все |

|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|

|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление - на |

|(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|

|сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|

|(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода |

|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |

|понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция |

| |через анализ и отбор фактов - стремление исключить |

| |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно |

| |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные |

| |по времени, способу получения и т.д. (для определения |

| |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и |

| |разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это |

| |УМЗ, в котором на основании познания необходимых |

| |признаков делается общее заключение обо всех предметах |

| |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на |

| |всестороннесть анализа фактов. |

|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ |

|По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия |

|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания |

|элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления - это признак, по которому |

|универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на |

|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. |

|этих понятий - пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку - основанием |

| |деления явлляется тот признак , по которому образуются |

|По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, |

|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от |

|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|

|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих |

|“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и |

|одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.