Рефераты. Лекция Философия как мировоззрение






философии существуют национальные философии. Русская,

немецкая, французская философии - понятия не только

допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы

вести речь о реальном процессе рождения и жизни

философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи

философии (в первую очередь со стороны их социального

содержания и генезиса) глубочайшим образом выражают "душу"

народа, его внутренний духовный опыт.

6) Отличительной чертой философского творчества является то, что оно

глубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же

результатам приходят разные учёные).

Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.

В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и

подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир

никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля

никто написать бы не смог).

Т.е. всё вышеперечисленное указывает на своеобразность философии как

системы научных знаний. И связано это прежде всего с определением

предмета исследования философии. О чём мы будем говорить далее.

Б) Философия как наука.

Распространена и противоположна позиция, согласно которой философия

является наукой.

В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию

философии как науки: староантичное, традиционное, современное.

1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки

вообще. Его можно квалифицировать как "протознание

(первознание)","преднаука","пронаука". Предмет нерасчленённой науки

- вся действительность. В античности философии как науки в

современном смысле этого слова не было, как не было физики,

биологии и других наук.

2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем

Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о первых

началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и

руководящая наука. Философия - наука наук. Установившееся за ней

название "метафизика" (то, что "после физики") стало синонимом

философской науки о первых началах, о всеобщем.

3) Современное понимание философии складывалось:

-по мере накопления специальных научных знаний;

-выработки конкретных приёмов исследования;

-развития представлений о закономерностях отдельных областей

природы;

-в ходе процесса дифференциации теоретического знания.

Становление философии как самостоятельной науки связано с

окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и

частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного

научного знания.

В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззренческих

вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть

решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

В общем смысле:

Наука - это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых

явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности. Каждая

наука имеет свой объект, предмет и аппарат методов исследования (о

философских методах исследования будем говорить в следующих

лекциях).

1) Объект науки - та область окружающего нас мира, которую изучает

данная наука (неживая природа, живая природа, общество).

Философия своим объектом имеет весь окружающий мир, включая

самого человека.

2) Предмет науки - это законы функционирования и развития какой-то

одной сферы объекта (например: ботаника и зоология имеют своим

объектом живую природу, но:

-у ботаники предмет - растительный мир

-у зоологии - животный мир).

Для философии же существует несколько подходов определения её

предмета.

1) Определения онтологического типа:

-Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития

природы, общества, мышления;

-Философия - это наука о всеобщем в отношении человека и мира;

-Философия - это наука о всеобщих началах сущего;

-Философия - это наука о причинах или о "почему" (Т. Гоббс)

2) Определения антропологического типа:

-Философия - это наука о духе, т.к. наука о духе есть

прежде всего наука о человеческом существовании.

"Культура ума есть философия" - (Цецерон)

Мы же остановимся на первом определении

Философия - это наука о всеобщих законах движения и развития

природы, общества, мышления.

3) Как и всякая наука философия имеет свою структуру, порождённую её

проблемным полем.

1. Онтология или теория бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы устройства мира,

бытия:

-существует ли субстанция бытия и какова она;

-что есть движение, пространство, время;

-что такое сознание и как оно возникло;

-какое место занимает в мире человек, какова его

природа;

-существует ли цель мирового развития;

-существуют ли законы природы и т.д.

Для обозначения источника существования, того начала, которое

даёт любой вещи возможность БЫТЬ, наличествовать, являться и

возникло понятие БЫТИЯ.

Само понятие БЫТИЯ в разные эпохи времени было неоднозначным:

-Древняя Греция - это поиск первовещества, из которого всё

создано

-Средневековье - бытие равно Богу (Бог всё творит и во всё

вдыхает жизнь)

-с 16-17 в.в.- проблема бытия рассматривается как

проблема материи с такими её проявлениями

как пространство, время, причинность.

-в 20 веке - возникла идея о том, что мировое бытие может

быть понято только через бытие человека, и

поэтому бессмысленно искать его в сфере

естественных наук.

2. Теория познания (или гносеология) - учение о познавательной

деятельности человека.

Гносеология - очень древняя дисциплина и она тесно связана с

онтологией.

Основные проблемы гносеологии:

-познаваем ли мир в принципе

-безгранично ли человеческое познание в своих возможностях

или оно имеет границы

-как получается знание о мире

-правдивы или ложны наши знания, можно ли вообще познать

истину.4

3. Аксиология - теория ценностей.

Ценность - это то, что получает устойчивую положительную

оценку, что обладает большим значением для нас (Истина,

добро, красота, справедливость, любовь).

Основные проблемы:

-что есть благо;

-какова природа ценностей;

-как они связаны между собой;

-как соотносятся ценности и "факты" реальности и т.д.

4. Праксиология - учение о практике.

Основные проблемы:

-способен ли человек преобразовать мир;

-где граница допустимого вмешательства в естественное

развитие природы и общественных процессов;

-каковы принципы оптимальной деятельности и т.д.

5. Кроме того в современной философии выкристаллизировались

самостоятельные дисциплины:

-феноменология - теория сознания, рассматривающая сознание

как особую действительность, специфический регион бытия,

обладающий иными законами, нежели природная реальность;

-социальная философия, рассматривающая внутреннюю организацию

общества, его соотношение с природой, взаимоотношения,

существующие между социальными группами, роль и положение

личности в конкретном социальном организме;

-философия истории, исследует проблемы:

1. Движущих сил истории, её источники, цели

2. Начало и конец истории

3. О субъективном и объективном в историческом процессе;

-философская антропология:

1. Выясняет место человека в мире

2. Устанавливает его особое качество,

отличающее его от животных

3. Обнаруживает родовую сущность человека. -этика и

эстетика

1. этика - философская наука о нравственности которая

изучает, что такое человеческие нравы и как они

соотносятся с представлением о должном.

2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует

прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся

вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе

или же в нашем сознании и воображении, стремится

выявить внутренние законы эстетического.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.