Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или
частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис
- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала
сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а
направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).
Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко
не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в
прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение
именно этого вопроса.
На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей
достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и
др.:
-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым
неотложным из всех вопросов";
-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы
человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.
Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему,
так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит
хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу
философии.
Философия в системе культуры
Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой
частью культуры человечества.
Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью
материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также
деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.
Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него -
это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему
ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к
культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе -
это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое
отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление
философии - это рождение особого, вторичного типа общественного
сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,
культуры.
Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры
общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более
широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого
осмысления.
Выводы по первому вопросу:
1. Возникновение философии есть закономерный результат развития
общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.
2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на
мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным
образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.
3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от
последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру,
а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности,
в результате чего становится основой научного мировоззрения.
ВОПРОС №2
Философия как наука. Предмет и функции
1) Проблема личности философии.
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип
мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,
в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о
взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая
следующие аргументы:
1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,
наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию
научного знания;
2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте)
неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в
основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми
философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый
самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую
систему.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем,
языка философии.
Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не
противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и
философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и
нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука
- только на часть опыта.
Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление
мирового целого, единства окружающего мира, что крайне
важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства
и культурной науки. Частное всегда может быть правильно
понято лишь в контексте общего и целого.
б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов
оборачивается в общественном сознании набором научных
дисциплин, каждая из которых создается для исследования
особого фрагмента действительности.
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,
создают развивающуюся систему знаний.
Различие:
а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.
Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,
живут ли в мире физических величин и скоростей некие
существа, которым нравятся или не нравятся элементарные
частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.
науки стремятся изобразить действительность такой, какова
она вне человека, без вмешательства его сознания, его
страхов и предпочтений.
б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени
человека оценивает научные открытия и даёт им
мировоззренческую и целостную оценки, насколько они
согласуются с потребностями и интересами общества,
насколько они вписываются в гуманистические идеалы и
делают человека более счастливым.
3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются
научным освоением мира.
Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут
навстречу друг другу.
а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм
движения материального мира к формам всё более сложным и
высшим, история науки такова: сначала возникает механика,
затем физика, за ними химия, биология, позже других -
социология.
б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное
состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести
проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется
объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в
неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет
философии. Ницше сказал о философском знании, что оно
"человеческое, слишком человеческое".
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством
преемственности.
а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём
следующее новое и т.д.
Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"
своих предшественников: все они продолжают, развивают одно
общее дело.
б) В философии: преемственность имеет два аспекта:
1. Теоретическая составляющая философского знания
наследуется более сложным путём, т.к. философская идея
многозначна, она может быть развита, продолжена в
разные, даже противоположные направления. Это происходит
потому, что решающая роль в рождении нового философского
знания принадлежит творческому гению критики.
Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".
2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские
учения сохраняют свою значимость во времени. Этим
философия сродни искусству. Великий философ как и
великий художник - это выразители своего времени, и
именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,
непреходящее значение для людей.
5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя
создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.
а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)
математики (физики, биологии и т.д.).
б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6