Рефераты. Лекция Философия как мировоззрение






Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или

частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис

- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала

сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а

направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко

не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в

прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение

именно этого вопроса.

На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей

достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и

др.:

-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым

неотложным из всех вопросов";

-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы

человека: его сущности, природы, предназначения;

-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.

Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему,

так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит

хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу

философии.

Философия в системе культуры

Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой

частью культуры человечества.

Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью

материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также

деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия.

Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него -

это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему

ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к

культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе -

это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое

отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление

философии - это рождение особого, вторичного типа общественного

сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,

культуры.

Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры

общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более

широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого

осмысления.

Выводы по первому вопросу:

1. Возникновение философии есть закономерный результат развития

общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества.

2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на

мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным

образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения.

3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от

последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру,

а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности,

в результате чего становится основой научного мировоззрения.

ВОПРОС №2

Философия как наука. Предмет и функции

философии.

1) Проблема личности философии.

Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип

мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,

в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о

взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая

следующие аргументы:

1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,

наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию

научного знания;

2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте)

неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в

основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми

философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый

самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую

систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем,

языка философии.

Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не

противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.

Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и

философию.

Общее и различное в философии и науке.

1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и

нуждаются в рациональном знании.

Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука

- только на часть опыта.

Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление

мирового целого, единства окружающего мира, что крайне

важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства

и культурной науки. Частное всегда может быть правильно

понято лишь в контексте общего и целого.

б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов

оборачивается в общественном сознании набором научных

дисциплин, каждая из которых создается для исследования

особого фрагмента действительности.

2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,

создают развивающуюся систему знаний.

Различие:

а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.

Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,

живут ли в мире физических величин и скоростей некие

существа, которым нравятся или не нравятся элементарные

частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.

науки стремятся изобразить действительность такой, какова

она вне человека, без вмешательства его сознания, его

страхов и предпочтений.

б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени

человека оценивает научные открытия и даёт им

мировоззренческую и целостную оценки, насколько они

согласуются с потребностями и интересами общества,

насколько они вписываются в гуманистические идеалы и

делают человека более счастливым.

3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются

научным освоением мира.

Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут

навстречу друг другу.

а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм

движения материального мира к формам всё более сложным и

высшим, история науки такова: сначала возникает механика,

затем физика, за ними химия, биология, позже других -

социология.

б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное

состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести

проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется

объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в

неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет

философии. Ницше сказал о философском знании, что оно

"человеческое, слишком человеческое".

4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством

преемственности.

Различие:

а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно

Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём

следующее новое и т.д.

Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"

своих предшественников: все они продолжают, развивают одно

общее дело.

б) В философии: преемственность имеет два аспекта:

1. Теоретическая составляющая философского знания

наследуется более сложным путём, т.к. философская идея

многозначна, она может быть развита, продолжена в

разные, даже противоположные направления. Это происходит

потому, что решающая роль в рождении нового философского

знания принадлежит творческому гению критики.

Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".

2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские

учения сохраняют свою значимость во времени. Этим

философия сродни искусству. Великий философ как и

великий художник - это выразители своего времени, и

именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,

непреходящее значение для людей.

5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя

создаются конкретными предшественниками тех или иных народов.

а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)

математики (физики, биологии и т.д.).

б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.