Рефераты. Лекция Философия как мировоззрение






ремёсел, обряды и т.д.)

Черты мифологического мировоззрения:

-Эмоционально-образная форма - проявляется при передаче

образов героев, богов, духов.

-Очеловечивание природы - перенос человеческих черт на

окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса,

природных сил. Мифологии свойственны нежёсткие

разграничения:

-мира природы и человека;

-мысли и эмоции;

-художественных образов и научного знания. -Отсутствие

рефлекции

Рефлекция - это работа сознания, мысли человека над

собственным сознанием.

-Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что

его мировоззренческие проблемы тесно связаны с

практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту

от голода, болезней.

Миф умер как базовая форма мировоззрения на этапе более высокого

развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену

мифу пришли иные формы мировоззрения.

2. Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма

мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или

иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в

окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Мир

и религия взаимосвязаны.

Черты религиозного мировоззрения.

а) Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-

наглядную форму восприятия.

б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера - это

способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния

религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и

догматов является внешняя форма проявления веры.

г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем,

религиозного сознания большое значение приобретают этические

представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства

любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести,

милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к

теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом

этого явилось создание философских систем.

3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа"

(мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим

рассуждениям. Впервые термин "философ" употребил древнегреческий

учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению

к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу

жизни.

Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость

понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном

служении истине.

Мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить затвердить и

использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и

всех духовных сил человека.

В следствии этого возникновения развитие философии означало

отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки

обыденного сознания.

Философия и религия как мировоззрение часто решают сходные задачи по

объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение

человека.

Их коренное отличие состоит в том, что религия в решении

мировоззренческих задач опирается на веру, а философия есть

отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

Черты философского мировоззрения:

1. Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций

активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему

приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей

о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи

позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а

также мотивировать свои поступки.

2. В философии сформировался жёсткий категориальный аппарат : логос,

причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

3. Философия логична и доказательна.

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в

соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

4. Философия - рефлективный тип мировоззрения. В нём содержатся

размышления над собственными представлениями о мире и месте человека

в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями.

5. Свободомыслие - объективный принцип философии. По самой своей природе

философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей,

отказ от веры в догматы и постулаты.

Вывод:

1) Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей

истории.

2) "Чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в

реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Природа философских проблем.

Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или

сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по

себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка

зрения философского сознания.

"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно

в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого

разума.

Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и

человечества.

Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают

как фундаментальные противоречия живой человеческой истории,

имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю

человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные

проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах

и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и

способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам

характер философских проблем таков, что простой, однозначный,

окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое

решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как

решения призванные:

-резюмировать прошлое

-определить конкретный облик проблемы в современных условиях

-прагмастически осмыслить будущее

Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления

и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения

"мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект",

"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме

главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:

"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии,

есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на

фундаментальных фактах человеческой жизни:

-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля,

мышление);

-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и

отличает себя от всего другого;

-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает

действительность.

"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и

своего мира в сознании является базисом выделения в качестве

основного вопроса об отношении материального и духовного.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот

вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а

сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм,

диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а

материальный мир, вторичным.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный

идеализм - представители которого считают первичным сознание

человека, субъекта;

-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух,

существующий незавимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в философии

(греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут

какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио -

два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два

параллельных начала.

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.