Рефераты. Коэволюционная парадигма и современная биология






равновесия характерно для самоорганизующихся процессов, осуществляющих

обмен веществом и энергией со средой, т.е. для процессов метаболизма. Янч

обобщает такого рода динамические системы и говорит об автопоэзисе, т.е. о

самопроизводстве. Автопоэтические системы, по его словам, выражают

фундаментальную дополнительность структур и функций, устойчивости и

пластичности, присущую динамическим отношениям, благодаря которым и

делается возможным самоорганизация.

Автопоэтическая система автономна относительно среды. Янч рассматривает

процессы коэволюции с разных точек зрения — от коэволюции макро- и

микромира до социокультурной коэволюции. Касаясь проблем стандартной

космологической модели эволюции Вселенной, он характеризует эволюцию как

процесс, нарушающий симметрию (Symmetry — breaking process), фиксирует

нарушение симметрии между физическими силами — гравитацией,

электромагнетизмом, сильным и слабым ядерными взаимодействиями.

«Непосредственным следствием нарушения симметрии физических сил является

симультанность макро- и микроэволюции в универсуме. Макроскопические

структуры создают среду для микроскопических структур и оказывают влияние

на эволюцию или делают ее возможной. И наоборот, эволюция микроструктур

(ядерных, атомных и молекулярных) является решающим фактором в формировании

и эволюции макроструктур». Янч специально обсуждает и процессы коэволюции

между биохимическими и биосферными структурами. После возникновения

органических молекул следующий шаг состоит, вероятно, в формировании

диссипативных, метаболических структур, которые призваны играть решающую

роль в формировании биополимеров и предклеточной эволюции. «Возникновение

способности к самопроизводству объясняется моделью гиперцикла, в частности,

в симбиозе на молекулярном уровне». Разделяя два аспекта генетической

коммуникации — горизонтальный, присущий одноклеточным прокариотам, и

вертикальный, связанный с самопроизводством, Янч обращает внимание на то,

что жизнь, представленная прокариотами, сама создает условия своего

существования, формируя атмосферу, богатую кислородом. Трансформация

макросистемы создает предпосылки для развития более сложных форм жизни.

Биологическая среда и атмосфера, будучи саморегулирующейся, автопоэтической

системой, стабилизировалась 1,5 млрд. лет тому назад и создала условия для

поддержания сложных форм жизни на Земле, для возникновения эукариотов, или

клеток с ядром. Обсуждая вопрос о происхождении эукариотов, Янч отмечает,

что эукариоты представляют собой новый уровень координации, новый уровень

автопоэтической системы. Для эукариотов характерны сексуальность, гете-

ротрофность (т.е. способность жить за счет других биоорганизмов), смерть

или деволюция в онтогенезе. Все эти характеристики идут наряду с развитием

многообразия, в частности, с возникновением многоклеточных организмов с

присущей им метаболической коммуникацией. «Принцип самовоспроизводства,

который имеет решающее значение для жизни, основывается не на передаче

вещества, а на передаче информации. Точнее, это — программы, которые

передают и которые управляют формированием структур — не только

материальных структур, но и структур отношений и процессов, другими

словами, динамичных пространственно-временных структур

Особый тип коэволюции связан с макро- и микросистемами жизни.

Возникновение эукариотов дает начало эпигенетическому развитию,

избирательной утилизации генетической информации, индивидуальному

«конструированию» отношений со средой, которая модифицируется организмом в

экологическую нишу, находящуюся в состоянии коэволюции с изменениями других

ниш. Их связь представлена в понятии экосистема. Эпигенетическое развитие

отражается в генетических измерениях. Обсуждая проблемы социокультурной

эволюции, Янч обращает внимание на процессы генетической и метаболической

коммуникации, в частности, на роль нервной системы и мозга. С ними связаны

различные формы символического выражения — от символической репрезентации

организма до символической реконструкции внешнего мира. Характеризуя

сознание как динамический принцип, Янч вычленяет различные уровни познания:

организмическое, рефлексивное (в частности, апперцепцию, позволяющую

сформировать альтернативные модели реальности) и саморефлексивное сознание

(с его решающим компонентом — предвидением). Причем сознание для него это

качество самоорганизации динамических процессов, характерных для системы и

ее отношений со средой.

Системная теория эволюции, или системный эволюционизм, развиваемый

Янчем, основывается на ряде фундаментальных принципов: 1)

самотрансцендирование, которое объясняет эволюцию (эволюция - это результат

самотрансцендирования на всех уровнях) , творчество и свобода, 2)

открытость эволюции; 3) циклическая организация как системная логика

диссипативной самоорганизации и особенно жизни; 4) многообразие систем — от

автопоэтических, саморегенерирующихся систем до систем, обладающих ростом,

причем, коэволюция трансформирует циклическую организацию

самоорганизующихся систем в спираль, которую можно наблюдать за длительное

время; 5) такие ультрациклы являются моделью процессов обучения, которые

можно описать как коэволюцию систем, аккумулирующих опыт.

Янч вычленяет различные фазы в коэволюции макро- и микрокосма: химическую —

биологическую — социобиологическую — экологическую и социокультурную

эволюции. Эти фазы характеризуются различными типами акта коммуникации и

взаимодействия:

метаболическая коммуникация играет важную роль во второй фазе эволюции.

Эволюция саморефлексивного сознания выражается в социальных и культурных

измерениях. Эволюция сознания связана с передачей и использованием

информации опыта, корреспондирующейся с семантическим контекстом или с

контекстом смысла. Эволюцию сложных форм жизни и ментальных способностей

Янч описывает как эволюцию эволюционных процессов, или как метаэволюцию.

Эволюция человека рассматривается им как многоуровневая реальность, в

которой эволюционная цепь автопоэтических уровней существования появляется

в иерархическом порядке. Эта многоуровневая реальность автономная и

творческая по своему характеру. Динамическими параметрами эволюционного

процесса, по Янчу, являются интенсивность, автономия и смысл.

Мы столь подробно остановились на концепции Э. Янча, потому что она

представляет собой наиболее обобщенную философскую концепцию

самоорганизации природы, причем идея самоорганизации и коэволюции в ней

тесным образом взаимосвязаны. Сама идея самоорганизации, или диссипативных

структур, важна в его концепции для анализа структур консервации

информации, объясняющих «затравку», «спусковой механизм», позволяющий

перейти к новому уровню эволюции. Взаимоотношение изменчивости и

устойчивости, понятое как механизм эволюции, получило в работе Янча

значение механизма коэволюции — сопряженной эволюции различных процессов и

структур, которая развертывается в незамкнутых круговоротах, расширяющихся

спирально. Подход, развитый Янчем, можно назвать системным эволюционизмом,

сочетающим в себе анализ градаций уровней диссипативных структур с

осмыслением эволюционных изменений, их дополнительности. Причем, для Янча

изменчивость первична, что находит свое выражение в анализе «встречи»

(динамике сродства), динамической памяти и нарушений симметрии.

Органическая и культурная коэволюция.

Обычную, широко распространенную точку зрения на отношения культурной и

биологической эволюции хорошо выразил американский биолог

В. Грант. Он писал: «Культурная эволюция обладает собственной движущей

силой, отличной от движущих сил органической эволюции. И культурную

эволюцию можно считать совершенно самостоятельным процессом, хотя на

практике она взаимодействует с эволюцией органической». Современный

человек, по его словам, это «продукт совместного действия органической и

культурной эволюции». «Культурная эволюция добавляет еще один слой, или,

если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция —

частью биологическая, а частью культурная — закладывается в человечество

процессом его эволюционного развития». Если до недавнего времени

биологическая и культурная эволюции считались разделенными во времени

(культурная эволюция касается верхнего слоя стратифицированной конституции

человека и началась тогда, когда закончилась биологическая эволюция), то в

последние десятилетия начало осознаваться взаимодействие между

биологической и культурной эволюцией.

Прежде всего было отмечено, что в ходе культурной эволюции естественный

отбор продолжал действовать и биологическая эволюция не прекращалась. На

следующем этапе эволюционисты стали говорить о непрерывном взаимодействии

между биологической и культурной эволюцией, что находит свое выражение в

отборе на способность к научению и восприятию культуры. Теперь уже

способность к научению связывается не только с размерами мозга,

соответственно чему и строилась градация видов, но и сама способность к

научению дифференцируется в соответствии с мотивацией, адаптированностью,

видоспецифическим поведением. Способность к использованию орудий и даже их

создание (в чем еще недавно антропологи усматривали принципиальное отличие

человека от животных) широко распространена в животном мире. Точно так же и

преемственность культурных традиций, посредством которых происходит и

адаптация к среде, и передача информации от одного поколения к следующему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.