Рефераты. Кьеркегор: жизнь и творчество






акцентирующем внимание на настоящую веру, (настоящую уже потому, что она

имеет место в настоящей жизни и в настоящее время - не в прошлом, не в

будущем), Кьеркегор противопоставляет свою веру - вере христианства.

Христианство XIX века стало лживым, а потому лживой и поверхностной стала

вера. Вера, как учит христианство, является инструментом успокоения,

обретения сладостного блаженства, порядка и покоя. Вера стала способом

добывания счастья, значит, вера извращена, либо ее нет вообще, а есть лишь

разум. У современного христианства, считает Кьеркегор, нет настоящей веры.

Настоящей верой владеет Авраам. Если бы вера Авраама относилась к прошлой

или будущей жизни, ему нужно было бы быстрее покинуть этот мир. Но Авраам

по-настоящему верит и по-настоящему страдает и источником его страданий

является вера. Вера не спасает человека, но делает жизнь человека

исключительной, единичной, безумной.

С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно

квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что

бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между

этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.

Что укрепило руку Авраама и что удержало ее занесенную, не дав

бессильно опуститься? Что укрепило душу Авраама, что у него не помутилось в

глазах? - задает риторические вопросы Кьеркегор и называет Авраама вторым,

после бога, отцом рода человеческого, который познал возвышенную страсть —

безумие.[21]

Все три стадии, которые проходит человек на пути к Богу, стадии на

жизненном пути движения человека от неаутентичного к аутентичному

существованию, вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути".

"Стадии жизненного пути"

С 30 апреля 1845г. вышли в свет "Стадии жизненного пути". Их издатель,

Хиларий Переплетчик — лицо вымышленное, — печатает в качестве "Изысканий

разных лиц" три рукописи, оставленные ему неким покойным литератором. Три

части книги четко различаются между собой по форме. Первая построена по

образцу платоновского "Пира", вторая представляет собой этический трактат,

третья — дневник. На пирушке, описанной в "In vino veritas"[22], пятеро

эстетиков занимаются, как их обязывает к тому заглавие, поисками истины в

вине: они ждут, пока вино окажет свое действие, чтобы высказать свое мнение

о любви. Тема застолья, таким образом, та же, что и в диалоге Платона.

Первый оратор, неопытный Молодой Человек, находит всех влюбленных смешными.

Константин Констанций уверяет, что женщину следует воспринимать не иначе

как в шутку. И рассказывает про человека, встретившего на улице свою

"почившую" возлюбленную — когда они разорвали отношения, она заявила, что

"умирает", и, однако же, нашла себе другого. Затем слово берет Владелец

Модного Магазина. Он питает тираническую ненависть к женщинам, коим

услужает: "Я прихожу в ярость, как подумаю, чем занимаюсь, она (женщина)

скоро будет ходить с кольцом в носу". Последний оратор, Йоханнес

Обольститель, стыдит своих собутыльников — он как раз из тех, кому женщина

доставляет наслаждение, — и рассказывает им греческий миф: первоначально

человек был однополым, а именно — мужчиной, "столь великолепно оснащенным",

что боги испугались за свое могущество. Тогда они создали женщину, это

удивительное существо, которое завлекает мужчину, и он забывает в

тривиальностях конечного. Это относится ко всем мужчинам, кроме эротика:

тот видит приманку, наслаждается ею, но — не клюет. Женщине это известно,

потому-то между ней и истинным обольстителем царит тайное взаимопонимание.

Автором второй части, озаглавленной "Некоторые доводы в защиту

супружества", является асессор Вильгельм. "Влюбленность — это Божий дар, но

лишь приняв решение вступить в брак, возлюбленные оказываются достойными

этого дара". Этик выступает подлинным рыцарем. По мнению эстетика, женская

красота знает один лишь возраст — раннюю юность. Этик не согласен: "В

невестах женщина прекраснее, нежели в девичестве; как мать она прекраснее,

нежели в невестах; как жена и мать она — точно сказанное к месту слово, а с

годами она становится еще прекраснее".

Асессор — воплощение нормы. Однако он подозревает, что существуют иные,

недоступные его пониманию воззрения. Неслучайно свои послания к А. в "Или-

или" он завершает проповедью некоего сельского священника, который поучает,

что перед Богом мы всегда неправы.

Осознает он свои пределы и в "Стадиях жизненного пути". Он способен

вообразить себе человека, которому жизненные обстоятельства мешают вступить

в брак; он допускает, что в исключительных случаях человек может разорвать

священные узы, причем ему, видимо, так и не дано узнать, был ли этот

разрыв повелением Бога, виновен он или не виновен: "все это превыше моего

разумения". Своими рассуждениями асессор, сам того не ведая, подготавливает

последнюю часть "Стадий жизненного пути", которая называется "Виновен?" —

"Не виновен?" Повесть страдания". Ее автор именует себя в послесловии

братом Тацитурнием — молчаливым монахом — и поясняет, что повесть эта есть

"психологический эксперимент": "Я соединил две несходные индивидуальности:

мужскую и женскую". По замыслу автора, мужчина целиком поглощен своей

духовной, иными словами, вечной природой и предназначением, женщина же

"довольно заурядна", то есть естественна, мила, поверхностно религиозна,

чуточку наивна. Он получает имя Quidam (некий мужчина), она — Quжdam (некая

женщина). У этих двоих лишь одна точка соприкосновения: они любят друг

друга. О том, что из этого вышло, повествует своеобразно скомпанованный

дневник Quidam'а. Дневниковые записи охватывают полугодовой период. Год

тому назад, пишет Quidam утром 3 января, он решил посвататься к Quжdam и

получил ее согласие. В последующих утренних заметках он вспоминает, как

протекала их помолвка, как он безуспешно старался привить ей ревность к

вере, — разделяющая их пропасть становится все шире, они не находят общего

языка. Он было расторгает помолвку, но, вняв мольбам невесты, идет на

попятный. Скрывая свои чувства под маской негодяя и подлеца, он тщетно

пытается заставить ее порвать с ним. Наконец, 7 июля он холодно и

решительно заявляет, что между ними все кончено. Эти заметки — "Труд

воспоминаний в утренние часы". Одновременно у Quidam'а рождается безумная

надежда на то, что, вопреки всему, они могут соединиться, о чем

рассказывает "Попытка спасения в полночный час". В полночь 7 июля он

приходит к заключению: наступает спячка, "я устраняюсь. 3 января снова

начнутся волнения". Суждено ли ему обрести свободу? Получить ответ на

мучающий его вопрос? Quidam религиозен; ему недостает одного — признания

своих грехов, что приведет его к покаянию и сделает в подлинном смысле

христианином. Глубочайшую проблему Quidam'а можно сформулировать так: не

Бог ли, не рука ли промысла ввергла его в эту мучительную ситуацию, чтобы

он познал покаяние и стал, в христианском понимании этого слова,

свободным.[23]

Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а

затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно

особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще

считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно

недоступное ей.

Заключение

Итак, творчество Кьеркегора — это диалог автора с самим собой, а потому

всякая попытка однозначной расшифровки, превращения в монолог мешает

проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать

поставленные в нем проблемы. Вместе с тем такая попытка чрезвычайно

соблазнительна, ибо дает интерпретатору возможзность использовать для

обоснования своих идей богатую и тонкую аргументацию Кьеркегора, заставить

работать созданный датским мыслителем мир образов, включить в определенную

систему описанные им экзистенциалы (если пользоваться термином, возникшим

уже в XX веке). Вот почему в современной буржуазной философии существует

так много интерпретаций Кьеркегорова учения: экзистенциалистская,

протестантско-теологическая, фрейщдистская и даже католическая (несмотря на

то, что Кьеркегор, как протестант, дает для нее слишком мало оснований).

Итак, в ходе написания этой курсовой работы были выполнены следующие

задачи:

1. Мы ознакомились с биографией философа; было показано становление этой

личности как философа, начиная с самых ранних лет и заканчивая зрелым

периодом его творчества;

2. были также определены важнейшие события и обстоятельства, такие как

смерть отца, разрыв помолвки с Региной Ольсен, вызвавший общественное

неодобрение и сыгравший одновременно роль катализатора в творческой

жизни Кьеркегора, взаимоотношения с епископами Мюнстером и Мартенсеном

— события, несущие след этого печального опыта во всех его работах;

3. были рассмотрены и проанализированы наиболее важные и значительные

для понимания работы философа: "Повторение" (1843), "Понятие страха"

(1844), "Философские крохи" (1846);

4. во второй главе была разобрана проблема экзистенции человека,

рассмотрены три стадии человеческого бытия: эстетическая, этическая и

религиозная. Первые две стадии были исследованы в контексте работы

1843 г. "Или-или", третья стадия — в работе "Страх и трепет" того же

года. Все три вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути".

В работе "Или-или" Кьеркегор рассматривает Записки двух людей: А —

эстетика и В — этика. Причем к обоим началам бытия сам автор относится

отрицательно, предпочитая им религиозный уровень существования.

Нужно также сказать, что этим произведением Кьеркегор ломает

тысячелетнюю традицию западноевропейской философии: онтологические,

логические, гносеологические проблемы уступают место проблемам этическим,

моральным, а главной задачей философии становится обязанность сделать все

от нее зависящее,чтобы человек мог стать самим собой.

В произведении "Страх и трепет" рассмотрен источник веры, основание

высшей стадии развития человека, стадии экзистенции. Такое рассмотрение

веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет здесь увидеть его неповторимую

еднственность, несущую чудо.

Выполнив задачи работы, были достигнуты и цели этой работы:

познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть наиболее значимые

для понимания его философии работы; показать особенность его взглядов на

проблему бытия человека.

Список литературы

1. Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994.

2. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.:"Мысль",1972.

3. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: "Искусство", 1970.

4. Долгов К.М. От Киркегора до Камю.М.: "Искусство", 1990.

5. Иррационализм в середине XIX века

http://nrc.edu.ru/ph/r4/index.html

6. Кьеркегор Серен. Страх и трепет. М.: Терра — кн.клуб: "Республика",

1998.

7. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: "Мысль", 1987.

8. Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов.

http://lmi.philosophy.pu.ru/PUTI/BSokolov.html

9. Суворова А.Н. Введение в современную философию

http://www.philosophy/ru/edu/ref/suvorova/00.html

10. Экзистенциализм — философия существования. С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр,

К. Ясперс. http://sireo.narod.ru/Philo/Ques29/htm

-----------------------

[1] В нашей литературе последних лет имя датского философа Киркегора

транскрибировалось как "Кьеркегор", хотя некоторые ученые считают, что в

соответствии с нормами датского произношения было бы правильнее вернуться к

тому написанию этого имени, которое было принято одним из первых

переводчиков сочинений Кьеркегора на русский язык П. Ганзеном.

[2] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.37-39

[3] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.4

[4] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.38

[5] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.4-5

[6] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.39

[7] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.5-6

[8] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.43

[9] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.5-6

[10] Быховский Б.Э. Кьеркегор М.,"Мысль",1972 с.40

[11] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.6-

7, 12-15.

[12] Иррационализм в середине XIX век. http://nrc.edu.ru/ph/r4/index.html

[13]Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: "Искусство", 1970. С. 32.

[14] С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, К. Ясперс. Экзистенциализм — философия

существования. http://sireo.narod.ru/Philo/Ques29/htm

[15] Долгов К.М. От Киркегора до Камю.М.: "Искусство", 1990. С. 14.

[16]Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов.

http://lmi.philosophy.pu.ru/PUTI/BSokolov.html

[17] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994. С.7-

8

[18] Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: "Мысль", 1987. С. 67.

[19] Кьеркегор Серен. Страх и трепет. М.: Терра — кн.клуб: "Республика",

1998. С.64.

[20] Кьеркегор не противоречит себе, когда говорит о долге. Долг и

ответственность имеют основание в этическом начале; последнее "есть общее,

и, как общее, оно обязательно для всех и каждого. Этическое обязательно

имеет значение в каждую минуту, всегда... оно само является целью для

всего, находящегося вне его, и по включении этого в себя, этическому дальше

идти некуда. Любое единичное лицо имеет свою внешнюю цель в общем, и

этической задачей индивидуума является постоянно выражать себя в общем;

отрешаться от всей единичности, чтобы стать общим"

[21] Суворова А.Н. Введение в современную философию

http://www.philosophy/ru/edu/ref/suvorova/00.html

[22] "Истина в вине" (лат.)

[23] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994. С.8-

10.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.