Рефераты. Кьеркегор: жизнь и творчество






отчаянием".[14]

Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия

противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание

ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед

человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка,

а основным требованием становится требование стать самим собой.

В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно

коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал:

"Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является

непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он

становится тем, чем становится".[15]

Этическое, согласно Кьеркегору, — "нечто всеобщее, а всеобщее — это то,

что применимо к каждому, что может быть, с другой стороны, выражено так:

оно имеет значимость в каждое мгновение". Этика, как всеобщее, прекрасно

действует в сфере социальности, подчиняя всеобщему любое движение индивида,

она, в общем-то, всегда знает, что должен и когда должен делать

индивид.[16]

Такая дихотомия "эстетическое-этическое" получила полное освещение в

работе "Или-или".

"Или-или"

Книга "Или-или" была опубликована 20 февраля 1843г. под вымышленным

именем: ее издатель — некий Виктор Эремита (то есть Победоносный Отшельник

или же Одинокий Победитель), в руки которого случайно попали записки,

сделанные двумя разными лицами, почему произведение и разбито на две части

— "Записки А." И "Записки Б.". Название книги предлагает читателю две

жизненные позиции — уже здесь Кьеркегор выступает как философ выбора. Судя

по всему, А., который пишет на дорогой бумаге форматом в четверть листа,

натура утонченная, избранная, однако же, непоследовательная. Б.,

предпочитающий бумагу во вторую долю листа, состоит на службе в

министерстве: он асессор, то есть судья. Это человек, ведущий упорядоченный

образ жизни и имеющий обо всем твердые представления, в основе их —

безоговорочная вера в Бога, институт брака и общество, которому он служит.

Кьеркегор выводит здесь два человеческих типа — он называет их эстетиком и

этиком, — которые раскрываются в различных ситуациях, главным же образом в

своих рассуждениях.

"Записки А." хаотичны и обрывочны, ибо эстетическое, то есть

атеистическое и не отягощенное моралью мировоззрение не может быть

представлено сколько-нибудь последовательно. Его жизнь — череда не

связанных между собой мгновений, потому что душа его никак не найдет точку

опоры. "Душа моя подобна Мертвому морю, — пишет он, — через которое не

может перелететь ни одна птица: на полпути она падает вниз и гибнет".

Презирая занятых будничными делами филистеров, А. Ищет рассеяния в

произвольном "севообороте", и все равно существование его бесплодно и

уныло. Свои исключительные способности он употребляет на тонкий анализ

литературных персонажей; привлекают его и характеры обманутых женщин,

таких, как гетевская Гретхен или Эльвира из оперы Моцарта "Дон-Жуан". Но

впрямь ли они трагические жертвы мужского предательства? А. Понимает оперу

Моцарта интуитивно. Дон-Жуан воплощает для него примитивную силу,

заключенную в музыке, непреодолимый соблазн животной страсти. Первую часть

книги завершает "Дневник обольстителя", чей автор не тождественен А., — тот

уверяет, что переписал дневник с рукописи своего друга (Виктор Эремита в

этом не уверен). Если Дон-Жуан, это телесное олицетворение музыки,

приходит, видит и соблазняет, то Йоханнес, герой "Дневника", разрабатывает

стратегию обольщения, — он находит удовольствие именно в продуманном

обольщении, обладание же для него — всего-навсего преходящий момент.

"Записки Б." — это послания асессора к А., в коих он побуждает А.

Пересмотреть свое отношение к жизни, отчаяться — и занять этическую

позицию. Б. Определяет меланхолию А., нездоровую изоляцию, в которой тот

пребывает, как болезнь века, поразившую Германию с Францией. К этому

диагнозу асессор Вильгельм присовокупляет блестящую характеристику

императора Нерона — эстетика на мировом троне, тирана с объятой мраком

душою. Нерон — ребенок, так и не ставший взрослым, его внутренняя сущность,

дух не могли пробиться наружу, отчего на сердце у него накипал гнев и

страх. Владыка Рима, он страшится смелого взгляда и приказывает уничтожить

человека, осмелившегося посмотреть ему в глаза. "У Нерона на совести нет

убийства, зато он чувствует новый прилив страха". Сам испытывая страх, он

хочет устрашить остальных. Загадка для самого себя, он хочет быть загадкой

и для других и упивается их страхом. Нарисовав великолепный портрет Нерона,

Кьеркегор уловил и многие черты, присущие диктаторам новейшего времени.

В заключение своего послесловия к "Или-или" Виктор Эремита высказывает

мысль, что "Записки А." И "Записки Б." Принадлежат одному и тому же

человеку, который прошел или, по крайней мере, продумал оба пути. Свое

предположение издатель подкрепляет тем, что помещает на титульном листе

книги подзаголовок: "Фрагмент жизни".[17]

Отрицательное отношение самого автора к обоим началам бытия в работе

"Или-или" видетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного

пути. Это — этика религиозная. Религиозный уровень жизни человека есть

высший, богоподобный. Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие

человека, не снимает предшествующие две - эстетическую и этическую,

напротив, является прямым противопоставлением как первой, так и второй.

Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики)

являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце.

Насколько несоизмеримыми и не сводимыми друг к другу являются

физиологические основания трех принципов жизни - чувств, разума и сердца,

настолько не соотносимы и не соизмеримы сами три образа жизни -

эстетический, этический, религиозный.[18]

Религиозная этика не имеет ничего общего с первыми двумя, она

противостоит им, впервые со времени Августина, выводя человека к истинному

источнику бытия - вере. Единичное бытие не может покоиться ни на чем

другом, кроме веры.

"Вера - высшая страсть в человеке. Пожалуй, в любом поколении найдется

много людей, которые даже не дошли до нее, но не найдется ни одного,

который бы мог уйти дальше нее ... Я не скрываю, что мне еще далеко до

веры, но я не пытаюсь на этом основании осквернять великое или обманывать

себя, превращая веру в детскую болезнь, в безделицу, которую желательно

поскорее оставить позади. Впрочем, и тому, кто еще не дошел до веры, жизнь

ставит достаточно задач, и при честном к ним отношении и его жизнь не

останется бесплодной, хотя бы и не уподобилась жизни тех, кто понял и о

брел величайшее - Веру"[19]

Рассмотреть источник веры, ее специфику - задача небольшого сочинения

Кьеркегора "Страх и трепет", написанного в том же, 1843 году.

"Страх и трепет"

Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама

и стремиться узреть экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от

бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам,

позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

Авраам, по Кьеркегору, стал обладателем сокровищницы веры, остался в

памяти людей отцом веры и "не было на свете человека, подобного по величию

Аврааму, и кто же в состоянии постичь его?". Авраам не просто вызвал

удивление, но стал путеводной звездой, спасающей робкие души. Кьеркегор

следующим образом поясняет свой тезис. Когда Исаак, единственный сын

Авраама, восприняв себя в качестве жертвы просил отца пощадить его молодую

жизнь, Авраам попытался утешить и ободрить сына. Но когда Авраам осознал,

что сын так и не понял веры отца в бога, представил себя отчимом, чтобы не

отнять веры у сына, чтобы вера в отца сменилась на веру в бога. "Если у

меня нет отца на земля, то будь бы моим отцом, господи" —затрепетал и

возопил Исаак. С этими словами Авраам сказал про себя: "Пусть лучше он

думает, что я чудовище, нежели утратит веру...".

Итак, вера является тем инструментом, с помощью которого человек

становится отличным ото всех людей, — он становится Единичным.

Старик Авраам, стоя у подожженных дров с занесенным ножом на своего

единственного сына - единственную свою надежду, Авраам "не усомнился и не

озирался боязливо по сторонам, не докучал небу своими мольбами ... он знал,

что от него требуется тягчайшая жертва, но знал также, что никакая жертва

не должна[20] казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее: и он занес

нож". Авраам "верил против всякого разума".

Чтобы пояснить отличие общее — этическое, (долг и ответственность) и

единичное,— веру, Кьеркегор придумывает различные варианты истории Авраама.

Авраам мог бы молить бога пощадить его единственного сына, а заодно и его с

Саррой, которая умерла бы с горя,— и мы бы имели эстетического,

чувственного Авраама.

Авраам этический, с наличием определенного долга и ответственности

перед сыном, перед женой, мог бы вонзить нож себе в грудь, и таким

прославился бы в мире, показав миру настоящую отеческую любовь.

И в первом, и во втором случае перед нами предстал бы обыкновенный

человек, которым руководят, соответственно, чувства или разум.

Но библейский Авраам, собираясь в дорогу, оставил свой разум, но взял с

собой веру и все сбылось согласно вере Авраама. Вера Авраама, и об этом

постоянно твердит Кьеркегор, относилась к настоящей жизни. В этом пункте,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.