измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет
обобщ форму и благодаря этому приобретет понят выражение, должны
милливарды раз осущ процессы сопоставления, сравнения, мысленного
рассечения и физ видоизменения объектов. Должны остаться в стороне
все несущ моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщ форму
и в том смысле, что оно должно приобрести объект значение для
множества людей.
Когда слово выступает в единства с более или менее полным
знанием общих свойств объекта, их отличия от др объектов, оно как раз
и выступает в форме понятия. Понятия- это такие воплощенные в словах
продуктыв социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют
общие существенныесвойства, отношения предметов и явлений. Если бы в
ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом
поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь,
факт , явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц.
образовуания чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения,
сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще
необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется
абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями.
Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ
2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств
объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется
их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при
этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности
чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа
познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на
вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и
функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление,
почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При
этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн
других. Переход от более общих знаний к более конкретным и
эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат
основанием для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими
обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут
выступать как зак так и отдельные факты.
Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых,
устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами
знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих
ситуаций и процессов.
Чем же отлич понимание от объяснения? На всех этапах чел
деятельности мы сталкиваемся с чем0то неизвестным, знание о чем у нас
отсутствует. В данных сл мы говорим о том, что даное явление
непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты
из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необход решать
подобные проблемы возникла Герменевтика ( Ф.Шлейермахер, В.Дильтей,
Г.Гадамер, Э.Бетти, П.Рикер...) - наука о понимании. Чтобы понять
письменный или устный текст надо понимать значеие каждого слова,
предложеия или отрывка, кот им придавали авторы, Но с др стороны,
чтобы понять эти детали и части, необход понимать смысл и значение
содержащего их контекста. Эта ситуация получила назв -
“герменевтический круг”
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс.
Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом
осущ такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание
информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение
смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде
разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого
смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение
смысла и значения, их радикальное преобразование.
Понимание, следовательно представляет собой реализ многих
процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от
незнания к знанию.
Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных
другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе
ряад сложных преобразований принципиально новых знаний, не
существовавших ранее.
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных
возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания
интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной,
лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в
частности явл экзистенциализм)
Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность
и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут
быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из
самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо
из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт
стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте,
Шеллинг.)
42. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Эмпирическое и теоретическое. В науке разл эмпир и теорет
уровни исследования. Это различение имеет своим основанием 1. -
методов познав активности;2. - характер достигаемых результатов.
Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований,
организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер
данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпир
познания характерна фактофиксирующая активность. Теорет познание -
это сущностное познание, осуществляемое на урове абстракций высоких
порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы,
гипотезы... Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только
этим путем нельзя достигнуть полного и истиного знания.
Эмпир исследование, выявляет все новые даные наблюд и эксперим,
ставит перед теорет мышлением новые задачи, стимулирует его к
дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теорет знание
ставит перед наблюдеием и эксперим все более сложные задачи.
Всякое наблюдение начин не со сбора фактов, а с попытки решения
какой-то задачи, в основе кот всегда лежит известное предположение,
догадка, постановка проблемы.
Постановка проблемы и иследов программа. Люди стремятся познать
то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с кот мы обращаемся к
самой природе, к жизни , к практике и теории. Поставить проблему
порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка
пробл в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее
устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее ,
он неизбежно разрабатывает и исследов программу, стороит план своей
деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой
вопрос. этот предполаг ответ выступает в виде гипотезы.
Наблюдеие и эксперимент. Наблюдение - это преднамеренное,
направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и
отношений объекта познания. Оно м.б. непосредств и опосредованым
приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соотв
с исследов прогамой позволяет отобразить объекты с наиб точностью и
может быть многократно повторено при варьировании условий.
Но чел не может ограничиться ролью только наьлюдателя:
наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование
требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится
искусственно, или ставится в определенным образом заданые условия,
отвечающие целям иссследования. В ходе экспер исследователь активно
вмешивается в исслед процесс.
В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент,
когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в
опред условия.
Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтведить или
опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления
неожиданных новых данных.
Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет
основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы;
непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдеие; колич и кач анализ
рез эксперим, их теорет обобщение.
Необход условием н исследования явл установление фактов. Факт,
от factum - сделанное, совершившееся. Факт - это явление
материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием
нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления,
свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого”, - говорил
Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность.
Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются
опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например свид
показания.Люди говорят об одном и том же, но как по разному. Т.о.
очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной
достоверности факта.
Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть
подвергнуты отбору, классиф, обобщению и объяснению, тогда они
включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому
основой для н анализа явл не просто еди факт, а множество фактов,
отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности
факты могут служить основанием для теорет обобщеия. Из соответственно
подобр фактов можно построить любую теорию.
Описание, и объяснение. В ходе наблюд и эксперим осуществляется
описание, протоколирование. Основное н. требование к описанию - его
достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и
эксперимента.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24