Рефераты. Кандидатский минимум по философии (Шпаргалка)






мысли, что помимо чел сущ-я сущ потусторонняя реальность, кот

понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел,

направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы

чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним.

Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до

моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить

о том, что будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила,

подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие.,

навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек,

преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в

нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не

истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый

умирает в одиночку.

22. ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА.

Наука о понимании, истолковывании текстов. Г.Г. Гадамер Создал

теорию понимания. П.Рикер анализировал язык в шир контексте соц жизни

и культуры, применяет гермен для исследования лит-ры.

Искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл

текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор

обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования

и издания классических текстов и развивается далее в рамках

толкования “Свящ писания”. В 19в начинается развитие так назыв

свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. У

Дильтей Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный

обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений

исторических деятелей. При этом понимание противопоставл объяснению в

естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением

общего, закона. В 20в Г. постепено оформляется в одну из основных

методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма,

затем собственно в фил Г. Так у Гадамера Г. приобретает функции

онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”,

социальногй философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и

“критики идеологии”. Результатом оказывается замыкание фил в кругу

языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках

Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна

раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”,

служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г.

выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж

философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках,

имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов

деятельности.

Дилтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками.

23 - 28 отсутствуют.

29. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”.

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или

иного ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От

лат materia - вещество Это веществ значение удерживалось до 20в.,

когда произошла револ в физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих

материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств

разнообразия сущ вещей к понятию единой, объемлющей это кач

разнообразие основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно.

Поэтому сначала все кач разнообр миравыводилось из какого-либо одного

тоже качеств определенного, эмпир воспринимаемого эл-та. (огонь,

вода...) Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва

невозможно объяснить происхожд другого, так как он не содержит

принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к

атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень

плодотворной для фил и науки в целом. С этой теорией связаны многие

открытия в физике (тяжесть, теор теплоты, сохранение в-ва...).

Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл и событий мира

на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.

картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф: “Разве осталось

еще что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.

Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие

электромагн полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле -

принципиально отличное от в-ва состояние материи.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет

пространство, для каждой точки кот можно определить величину и

направл силы взаимодействия между данным объектом и другим. (поле -

атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не только атрибут

объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи, основным

свойством кот. является непрерывность.

Все это привело к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис

связан с утратой представл о материи как о веществе. Изменение массы

электр при измен условий поля или скорости, ядерные реакции -

превращение в-ва в энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира

заставила обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом

материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм

традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился

Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало

все как раньше\

Диалектико-материалист понятие материи. Необходимо было

освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с

понятием в-ва. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафиз

представление о ней. Единственное свойство материи - “быть

объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче

“материя есть фил категория для обозначения объективной реальности,

кот дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и

опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.

Строение материи - физич вопрос. А вопр об отнош нашего

познания к миру - это фил проблема. Поэтому нельзя дать определения

центр категории теории познания как тоько через ее соотнесение с др,

столь же шир категорией - сознанием и определением того, что из них

берется за первичное. Причем противопол мат и созн имеет абсол

значение только в пределах очень огранич области: исключительно в

пределах основного гносеолог вопроса о том, что признать превичным.

За этими пределами относительность данного противоположения

несомненна”.

30. ФИЛ КАТЕГОРИЯ ДВИЖЕНИЯ. КОНЦЕПЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПРИРОДЕ И

ОБЩЕСТВЕ. ПОНЯТИЕ ПРОГРЕССА.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все

пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению,

а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут

материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и

неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в

самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид

не берется ниокуда.

Движение есть единство изменчивости и устойчивости,

беспокойства и покоя. В потоке не прекращ движения всегда

присутствуют дискретные моменты покоя., проявляющиеся прежде всего в

сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде

равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е.

относительного покоя. Покой, т.о., сущ как характеристика движ в

какой-либо устойчивой форме. Каак бы не изменялся предмет, но пока он

сущ, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой.

Абсолютный покой невозможен.

Существует несколько качественно различных форм движ материи:

механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное

разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием

другого. Точное описание движ частиц воздуха не может объяснить смысл

чел речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности,

свойственные вскм уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выраж

в том, что высшее включает низшее. (ДНК - хим соединение) Однако

высшие формы не включены в низшие. (нет жизни в хим соединениях)

Прослеживание связей между различными формами движ материи

позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных

этапах возникают все новые уровни организации материи и соотв им

формы движения, причем появление каждой новой формы связано с

сосотоянием Вселенной как целого. Сразу после Б. Взрыва не было ни

атомов ни соотв им форм движения. Хим и физ формы движения возникли

на опред уровне развития Вселенной. Также на опр этапе косм эволюции

сформировались планетные системы, возникли условия для возникнов

жизни,т.е биол формы движения. В этом смысле жизнь надо расматривать

как космическое явление. В свою очередь только пройдя длшит этап

эволюции, жив природа смогла породить социально организованную

материю., и тогда возникла социальная форма движ.

Совр наука показывает, что наша астрономическая вселенная, мир,

в кот мы живем, по-видимому, явл только одним из возможных миров.

Причем уже в особенностях взаимод. элементарных частиц заложены опр

предпосылки, возможности для развертывания более сложных форм

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.