Рефераты. История развития






Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная

необходимость».

в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи

объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир,

считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это

духовные элементы бытия, они обладают активностью и

самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к

страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и

согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные

представления (в таком состоянии находится неорганический и

растительный мир); у животных представления достигают ступени

ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских

философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является

общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,

утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет

и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас

вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной

и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не

знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает

только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:

объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое

философское направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в

изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,

вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические

точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал

рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального

аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей

математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о

естественных правах человека, общественном договоре, формах

государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали

развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили

предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-

религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне

Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии

во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

3. насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и

быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

4. философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она

перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен

запрещенных изданий;

5. философия становится делом идеологов и политиков;

6. развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

34. распространение положительных, практически полезных знаний о

природе и обществе среди широких кругов образованных людей;

35. приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки

и философии, которые внедрят принцип разума в

государства;

36. критика традиционного христианства и борьба с религиозными

догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:

1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,

утверждающее, что основным инструментом познания является разум,

ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,

активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир

в соответствии со своими разумами.

7. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве

всей субъективной деятельности человека.

8. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма,

призван стать властелином мира, перестроить общественные

отношениях на разумных началах.

9. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся -

это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим

движением.

10. механистичность французского материализма. Законы механики

твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и

ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж.

Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:

* Франсуа Вольтер (1694-1778)

* Жан Жак Руссо (1712-1778)

* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)

* Жульен Ламетри (1709-1751)

* Клод Гальвеций (1715-1771)

* Поль Гольбах (1723-1789)

В. Немецкая классическая философия

(конец 18 - середина 19 века).

Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует

развитие техники:

1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных

превращениях природных веществ;

-формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась

экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360

самостоятельных государств («Священная Римская империя германской

нации»);

-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял

единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы

творчества, независимость духа: сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции

1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического

мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической

немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая

классическая философия является единым, относительно самостоятельным

этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,

т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному

наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение

«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у

Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к

объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте

и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить

философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия

философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем

диалектического метода к исследованию истории.

Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:

докритический и критический.

Докритический этап (стихийно-материалистический):

-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования

солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате

вихревых вращательных процессов.

Критический этап (начиная с 1770 г.).

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,

«Критика способности суждения».

Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и

установление его границ

-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного

конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,

который протекает по своим собственным законам.

-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой

субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,

определяющий и способ, и предмет познания.

«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу

вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в

разуме человека и составляют основу знания.

-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал

воспринимаемые человеком:

-явления вещей;

-вещи сами по себе.

Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы

видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи

невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о

невозможности познания мира, т.е. агностицизм.

2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики

-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая

личность - самоцель (она не является средством для решения

задач, даже во имя общего блага).

-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок

только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы

стать законом для других.

Поступок

-не является моральным, если в его основе лежит стремление к

счастью, любви, симпатии и т.д.;

-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении

морального закона.

В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует

безусловного подчинения нравственному долгу.

б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского

университета. Субъективный идеалист.

Идеи:

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от

практически-деятельного отношения к предмету.

2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся

процессом.

3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной

силой воображения

4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип

единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие

категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.

-«Я» - это дух, воля, нравственность

-«Не - Я» - это природа и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.

в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского

университета, объективный идеалист.

Идеи:

1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на

природу:

-Природа - не средство для реализации нравственных целей

человека, не «материал» для человеческой деятельности.

-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально

наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если

не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество

идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ

или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).

г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого идеализма.

Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия

права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии

истории» и т.д.

Идеи:

1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от

первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной

методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их

историческом развитии).

2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь

вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,

поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё

мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой

объективной действительности:

-идея первична;

-она активна и деятельна;

-её деятельность состоит в самопознании.

В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -

логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия

природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением

саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа

- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к

самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого

сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

1-я - субъективный дух (личность)

2-я - объективный дух (семья, гражданское общество,

государство)

3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого

является искусство, религия, философия).

Система закончена.

Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее

слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё

действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.

д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

Идеи:

1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной

религией.

2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не

«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и

родовых характеристик.

3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна

явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека.

Выводы:

Немецкая классическая философия:

1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей

эпохи, её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии

для осмысления будущего.

2. Ею были развиты соответствующие современной науке методы познания -

диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности

позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.

3. Философия впервые предстала в виде целостной научной системы,

позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.

Выводы по лекции:

1. История философии показывает, что философия это не есть чисто

умозрительные построения мудрецов, а что во все времена она была тесно

связана с жизнью общества, отражая в своих учениях его проблемы.

2. Для каждой из исторических эпох - античности, средневековья, Ренессанса,

Нового времени - характерны особые способы философствования, между

которыми сохраняется преемственность.

3. Философские учения прошлого в большинстве своём имеют гуманистическую

направленность. Они различны, но ни одно из них не претендовало и не

претендует на абсолютную истину, а в совокупности все они составляют

духовное богатство человечества.

4. Знание истории философии обогащает духовный мир человека, учит

нравственному гуманному мышлению, что особенно важно для военного

руководителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.