Рефераты. История развития






Отсюда:

-больше внимания к ней, к переосмыслению её

положений;

-а главное - восприятие развитого категориального

аппарата с точки зрения религиозных

проблем.

2. Соотношение разума и веры.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности

христианского учения не только верою, но и на рациональной основе,

ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг

другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна -

это Христос и его учение.

К такой истине можно идти двумя путями:

-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;

-путём разума, науки - это длинный путь со многими

доказательствами.

3. Проблемы соотношения общего и единого.

Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций

«номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально

существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует

реально в виде некой сущности).

Фома Аквинский по своему решил этот спор:

-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей

Платона;

-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;

-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны

к бытию;

-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее

целое;

-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие

(т.е. опять же через Бога) нет.

Выводы:

1. Средневековая философия теоцентрична:

-её мировоззрение основано на религиозной вере;

-в центре философии - Бог;

2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.

Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи

Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:

а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о

познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область

исследования;

б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и

ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии

материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими

философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования

человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).

3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную

реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя

действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным

пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).

4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её

высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи

Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).

5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к

постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод

интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется

политическая философия гуманизма).

ВОПРОС № 3.

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.

1. Философия эпохи Возрождения.

Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени

(с 14 до 17).

Характеристика эпохи:

1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных

производств.

2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной

Европы.

3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации

революции в Нидерландах, Англии).

4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -

Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским

путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное

путешествие).

5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.

освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да

Винчи).

1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай

Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай

Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика

оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в

большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,

который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а

ее содержанию.

2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи

неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм

(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально

сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о

мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит

взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.

Природа одухотворена.

3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;

Петрарка - «Книга песен»).

Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь

помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное

существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела

связывает его с антропоцентризмом.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного

и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического

единства.

Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения

культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.

Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик

ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя

«философ»).

Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)

характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое

высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения:

* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -

гелиоцентризм:

7. Центр мира Солнца;

8. Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

9. Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.

Коперника.

12. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

13. Солнце - центр только нашей планетной системы;

14. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

15. Жизнь и разум есть на других планетах;

16. Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел

телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,

поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила оригинальные трактаты

исторического процесса и проекты идеального государства,

связанные с идеей социального равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным

лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Идеи:

Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной

жизни;

Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем

приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном

круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.

Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом

событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд

- канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя

фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место,

которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

19. Уничтожение всех видов частной собственности;

20. Обязательный труд всех граждан;

21. Выборность государственных органов;

22. Семья - ячейка коммунистического быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы

за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд:

«Город Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:

23. Упразднение частной собственности и семьи;

24. Дети воспитываются государством;

25. Обязательный 4х часовой труд;

26. Распределение продуктов по потребностям;

27. Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

28. Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

29. Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.