Рефераты. История развития






божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его

бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно

находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного

существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной

философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но

истина дороже»);

2. создал учение о категориях (сущность и качество);

3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её

вечной, несотворимой, неуничтожимой;

4. произвёл разграничение наук на теоретические, практические и

творческие:

Теоретические:

-метафизика (или собственно философия) - изучает

первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые

«материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика

Творческие:

-поэтика

-риторика.

5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения

бытия, выделил в ней метод познания - индукции;

6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,

распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими

полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной

державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,

который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам

этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность

познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и

спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние

раздражители.

Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние

которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием

греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются

стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший

катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к

христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что

субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в

новоевропейской философии).

2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной

личности (что характерно для Средневековья).

3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия

пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны

и похожи на людей. Космос одушевлён.

4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к

человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он

может делать выбор.

5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий

(категорий), но она почти не знает законов.

6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и

идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.

2. Философия Средневековья.

Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный

содержательный и продолжительный этап в истории философии.

Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.

Характеристика этого периода:

1. Становление и расцвет эпохи феодализма.

2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство

становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали

одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили

во всяком суде силу закона».

3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного

знания.

Большинство учёных было представителями духовенства, а

монастыри являлись очагами культуры и науки.

Это определило характер философии Средневековья:

-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;

-церковная догма являлась исходным пунктом и основой

философского мышления;

-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным

аппаратом;

-любая философская концепция, как правило, приводилась в

соответствие с учением церкви;

-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия

- служанка богословия».

Две тенденции в Средневековой философии:

1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;

2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая

направленность философии на обоснование правил поведения христианина

в мире.

Черты Средневековой философии.

1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.

Главные принципы миропонимания:

а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из

ничего.

5. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего

сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.

6. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,

поскольку сотворён Богом.

б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания

смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение,

которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным

инструментом познания выступала вера как особая способность души

человека.

Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем

самым приблизиться к познанию высшей реальности.

2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо

максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем

подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).

3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства

считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться

установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением

других было показателем истинности его взглядов.

4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения

и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских

трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего

ученика.

Качества учителя:

-виртуозное знание Священного Писания

-знание правил формальной логики Аристотеля.

Этапы Средневековой философии.

1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец

церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.

Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого

определили развитие европейской философии.

Характеристика этапа:

-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и

философии;

-философские элементы платонизма играют определяющую роль.

Главные проблемы патристики:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников

(греков и римлян).

3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и

определение этой цели - «Град божий».

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его

души.

5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.

2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,

широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с

12 века).

Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых

крупных философов всей послеантичной философии.

Характеристика этапа:

1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский

провозглашён Папским престолом святым, а его система становится

официальной философской доктриной римско-католической церкви).

2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации

христианской философии.

Главные проблемы схоластики:

1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к

философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о

спасении человеческой души. Античная философия уже не является

враждебным конкурентом религии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.