Свободные от человеческих страданий, несокрушимые (48).
Во всем этом, по-видимому, очень мало того, чего не содержалось бы уже в
учениях орфизма и пифагореизма.
Оригинальность Эмпедокла, исключая науку, состоит в его учении о четырех
элементах и в применении принципов Любви и Вражды для объяснения изменения.
Он отверг монизм и рассматривал ход вещей как регулируемый скорее
случайностью и необходимостью, чем целью. В этом отношении его философия
была более научной, чем философия Парменида, Платона и Аристотеля. В других
отношениях он, правда, молча соглашался с ходячими предрассудками; но и в
этом он был не хуже многих более поздних представителей науки
Глава VII. АФИНЫ В ОТНОШЕНИИ К КУЛЬТУРЕ
Величие Афин начинается в период между двумя персидскими войнами (490 и 480-
479 годы до н.э.). До этого великих людей порождала Иония и Великая Греция
(греческие города Южной Италии и Сицилии). Победы Афин над персидским царем
Дарием при Марафоне (490 год до н.э.) и соединенного греческого флота под
афинским руководством над его сыном и преемником Ксерксом (480 год до н.э.)
создали им громадный престиж. На островах и на части побережья Малой Азии
против персов восстали ионийцы, и после того, как персы были изгнаны с
греческого материка, они были освобождены Афинами. Спартанцы, которые
заботились только о своей собственной территории, не принимали в этом
участия. Афины, таким образом, стали господствующим членом в союзе против
персов. На основе устава союза всякое государство-участник было обязано или
поставлять определенное количество кораблей, или возмещать их стоимость.
Большинство избрало последнее, так что Афины приобрели морское
превосходство над союзниками и постепенно превратили союз в афинскую
империю. Афины стали богатым городом, преуспевающим под мудрым руководством
Перикла, который управлял на основе свободных выборов в течение почти 30
лет, до своего падения в 430 году до н.э.
Век Перикла был самым счастливым и самым славным временем в истории Афин.
Эсхил, который участвовал в персидских войнах, был зачинателем греческой
трагедии. Одна из его трагедии - "Персы", в которой он, порвав с обычаем
брать гомеровские сюжеты, повествует о поражении Дария. За ним вскоре
последовал Софокл, а за Софоклом - Еврипид, который, однако, застал мрачные
дни пелопонесской войны, последовавшей за падением и смертью Перикла. Он
отразил в своих пьесах скептицизм более позднего периода. Его современник,
поэт Аристофан, писавший комедии, высмеивает всякие "измы" с точки зрения
дюжего и ограниченного здравого смысла, в частности он подвергает поношению
Сократа как человека, который отрицает существование Зевса и пробавляется
бесовскими и псевдонаучными мистериями.
Афины были захвачены Ксерксом, а храмы на Акрополе уничтожены пожаром.
Перикл посвятил свою деятельность их реконструкции. Им были построены
Парфенон и другие храмы, руины которых сохранились и ныне поражают наше
воображение. Скульптор Фидий был нанят государством, чтобы создать
колоссальные статуи богов и богинь. В конце этого периода Афины стали самым
прекрасным и великолепным городом эллинского мира.
Геродот - отец истории, происходивший из Галикарнасса в Малой Азии, но
живший в Афинах, - получил поддержку со стороны афинского государства и дал
описание персидских воин с афинской точки зрения.
Достижения Афин в эпоху Перикла, быть может, самая удивительная вещь во
всей истории. До этого времени Афины отставали от многих других греческих
городов. Ни в искусстве, ни в литературе они не дали ни одного великого
человека (исключая Солона, который был главным образом законодателем). И
вдруг под влиянием победы и богатства, а также из-за необходимости
реконструкции архитекторы, скульпторы и драматурги, оставаясь до сих пор
непревзойденными, создали произведения, которые определили будущее
[развитие этих искусств] вплоть до наших дней. Это станет еще более
удивительным, когда мы примем во внимание немногочисленность участвующего в
этом деле населения. Около 430 года до н.э. Афины имели максимальное
население, которое исчислялось, как оценивают, примерно в 230 тысяч человек
(включая рабов); население окружающей Афины сельской Аттики, вероятно,
несколько уступало в численности населению города. Никогда, ни до, ни после
афинян, ни одно государство, приближающееся к афинскому по количеству
населения, не говоря уже о занимаемой им площади, не было в состоянии
создать произведения искусства столь высокого совершенства.
В философии Афины дали только двух великих людей: Сократа и Платона. Платон
принадлежит к несколько более позднему периоду, но молодость и ранние годы
зрелости Сократа приходятся на эпоху правления Перикла. Афиняне в
достаточной мере интересовались философией, чтобы с жадностью слушать
учителей из других городов. На софистов был большой спрос со стороны
молодых людей, желавших учиться искусству ведения спора. В "Протагоре"
платоновский Сократ дает замечательные сатирические описания пылких
учеников, ловящих на лету слова знаменитого гостя. Перикл, как мы увидим
далее, призвал в Афины Анаксагора, от которого Сократ, как он сам признает,
усвоил идею о первенстве духа в творении.
Большинство платоновских диалогов, по замыслу их создателя, относится ко
времени Перикла и рисует привлекательную картину жизни богатых. Платон
принадлежал к аристократической афинской семье, он был воспитан в традициях
того периода, который предшествовал времени, когда война и демократия
разрушили богатство и безопасность высших классов. Описываемые им молодые
люди, перед которыми не стояла необходимость работать, большую часть своего
досуга проводили в занятиях наукой, математикой и философией; они почти
наизусть знали Гомера и были критическими ценителями достоинств
профессиональных декламаторов в поэзии. Позднее было открыто искусство
дедуктивного рассуждения, которое во всех областях знания способствовало
появлению новых теорий, как истинных, так и ложных. В тот век можно было,
как в немногие другие века, быть как счастливым, так и разумным, а также
счастливым благодаря разумности.
Но равновесие сил, породившее этот Золотой век, было непрочным. Угрозы ему
исходили, как изнутри, так и извне: изнутри - со стороны демократии, извне
- со стороны Спарты. Чтобы понять, что произошло после Перикла, мы должны
коротко рассмотреть раннюю историю Аттики.
Аттика в начале исторического периода была маленьким самостоятельным
земледельческим районом. Ее столица, Афины, была небольшим городом, но в
составе его населения постоянно увеличивался слой ремесленников и искусных
мастеров, которые стремились сбывать свою продукцию за границей. Постепенно
обнаружилось, что более доходно производить вино и оливки, чем зерно, а
зерно ввозить, главным образом с побережья Черного моря. Этот род занятий
требовал больше средств, чем хлебопашество, и мелкие фермеры залезли в
долги. В гомеровский период Аттика, как и другие города-государства Греции,
имела монархический образ правления, но монарх стал просто религиозным
деятелем без политической власти. Власть перешла в руки аристократии,
подавлявшей как сельских земледельцев, так и городских ремесленников. В
начале VI столетия Солоном было осуществлено компромиссное преобразование в
интересах демократии; и большинство его мероприятий пережило последовавшую
затем эпоху тирании Писистрата и его сыновей. К концу этого периода
аристократы, как противники тирании, начали выступать за демократию. До
падения Перикла демократические движения приводили к власти аристократию,
как это было позже в Англии XIX века. Но под конец жизни Перикла вожди
афинской демократии начали требовать большего участия в политической
власти. В то же время его империалистическая политика, с которой было
связано экономическое процветание Афин, вызвала усиливающиеся трения со
Спартой, приведшие в конце концов к Пелопоннесской войне (431-404 года до
н.э.), в которой Афины потерпели полное поражение.
Несмотря на политическое крушение, престиж Афин продолжал сохраняться, и на
протяжении почти целого тысячелетия центр философии находился там.
Александрия превзошла Афины в математике и в науке, но Аристотель и Платон
принесли Афинам первенство в философии. Академия, где учил Платон, пережила
все остальные школы; она продолжала существовать в качестве острова
язычества в течение двух столетий после того, как Римская империя
обратилась в христианство. Наконец, в 529 году н.э. она была закрыта
религиозным фанатиком Юстинианом, и в Европе наступили века мрака.
Глава VIII. АНАКСАГОР
Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором,
Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической
фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической
традиции Ионии. Он был первым, кто познакомил афинян с философией и первым
высказал мысль, что первопричиной физических изменений является ум.
Анаксагор родился в Ионии в Клазоменах около 500 года до н.э., но около 30
лет прожил в Афинах (приблизительно с 462 по 432 год до н.э.). Его,
вероятно, пригласил Перикл, который стремился цивилизовать своих сограждан.
Быть может, Аспасия, происходившая из Милета, представила Анаксагора
Периклу. Платон в своем диалоге- "Федр" говорит:
-Сблизившись с Анаксагором, человеком, по-моему, как раз такого склада,
Перикл преисполнился познания возвышенного и постиг природу ума и мышления,
о чем Анаксагор часто вел речь; отсюда Перикл извлек пользу и для искусства
красноречия" (49).
Говорят, что Анаксагор оказал влияние на Еврипида, но это весьма спорно.
Граждане Афин, как и граждане других городов во все времена и на всех
континентах, относились с определенной враждебностью к тем, кто пытался
привить более высокий уровень культуры, нежели тот, который был им
привычен. Когда Перикл стал стареть, его противники подняли против него
кампанию, нападая на его друзей. Они обвинили Фидия в том, что он присвоил
некоторое количество золота, которое было выделено ему на статуи. Они
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19