Рефераты. Город Солнца






и матерей живут вместе в такой степенности, благообразии и любви. Каждому

полагается своя салфетка, миска, похлебка и кушанье. На обязанности врачей

лежит заказывать поварам еду на каждый день: что готовить старикам, что

молодым и что для больных. Должностные лица получают большие и лучшие

порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям,

выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на

военных занятиях. И это считается одной из величайших почестей. А по

праздничным дням они любят и петъ за столом; поют или в несколько голосов,

или кто-нибудь один под аккомпанемент лютни и т. п. И так как все в равной

мере принимают участие в домашнем хозяйстве, то никогда ни в чем не

оказывается никакого недостатка. Почтенные пожилые люди наблюдают за кухней

и прислуживающими в столовой и тщательно следят за чистотой постелей,

посуды, одежды, мастерских и кладовых.

Одежду их составляет белая нательная рубахи, а поверх нее платье,

являющееся одновременно и камзолом и штанами, сшитое без складок, с

разрезами от плеч до голени и от пупа до зада между ляжками. С одной

стороны этих разрезов идут петли, а с другой – пуговицы, на которые они

застегиваются. Штаны оканчиваются завязками у самых щиколоток; затем носят

они высокие гамаши, вроде голенищ, на застежках и поверх них – башмаки. И,

наконец, как мы сказали, накидывают они плащ. И так ладно и ловко сидит на

них платье, что, когда скидывают они плащ, вся их фигура обрисовывается во

всех подробностях. Они меняют одежды четыре раза в год: когда Солнце

вступает в знаки Овна, Рака, Весов и Козерога; распределением одежды

сообразно с условиями необходимости ведают врачи и хранители одежды

отдельных кругов. И удивительно, сколько у них имеется одновременно всякой

нужной одежды, плотной или легкой, смотря по времени года. Одежду носят они

белого цвета, и стирается она ежемесячно щелоком или мылом.

Нижние помещения заняты мастерскими, кухнями, кладовыми, магазинами,

оружейными складами, столовыми и мыльнями. Однако моются они возле колонн

галерей, а вода стекает по желобам, ведущим в сточные канавы. На каждой

площади отдельных кругов есть свои фонтаны, куда вода подается по трубам из

недр горы исключительно действием искусно устроенного крана. У них имеется

вода и ключевая и в водоемах, которые наполняются дождевой водой,

скопляющейся на крышах и стекающей по акведукам с песком. Часто также моют

они свое тело по указанию врача и начальника. Всеми ремеслами занимаются

они внизу, под колоннадами, а отвлеченными науками – наверху, на балконах и

галереях, где находятся соответствующие картины; а в храме изучаются

священные науки. При входах в дома и на зубцах круговых стен имеются

солнечные часы с колоколами и флаги, показывающие время и направление

ветра.

Гостинник

Расскажи мне о деторождении.

Мореход

Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до

девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не назначаются к производству

потомства раньше двадцати одного года или даже позже, если они имеют слабое

телосложение. Правда, иным позволяется и до достижения этого возраста

сочетаться с женщинами, но только или с бесплодными, или же с беременными,

дабы не довести кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и

начальницы заботятся об удовлетворении половых потребностей более

похотливых и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их

просьбам, или наблюдая их во время занятий в палестре. Однако же разрешение

исходит от главного начальника деторождения – опытного врача, подчиненного

правителю Любви. Тем же, кого уличат в содомии, делают выговор и заставляют

в виде наказания два дня носить привешенные на шею башмаки в знак того, что

они извратили естественный порядок, перевернув его вверх ногами. При

повторном преступлении наказание увеличивается вплоть до смертной казни. Те

же, кто воздерживается от совокупления до двадцати одного года, а тем более

до двадцати семи, пользуются особым почетом и воспеваются на общественных

собраниях. Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по

обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто

способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению

своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного

омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины

статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные

же – с худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо и с пользою

уравновешивали друг друга. Вечером приходят мальчики и стелют им ложа, а

затем их ведут спать согласно приказанию начальника и начальницы. К

совокуплению приступают, только переварив пищу и помолившись Богу

небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых мужей, которые

женщины созерцают, и потом, глядя в окна на небо, молят Бога о даровании им

достойного потомства. Они спят в отдельных комнатах до самого часа

совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час

этот определяется астрологом и врачом, которые стараются уловить время,

когда Венера и Меркурий находятся на восток от Солнца в благоприятном Доме,

в хорошем аспекте Юпитера, а равно и Сатурна и Марса или же вне их

аспектов. Особенно это важно для Солнца и Луны, которые всего чаще бывают

афетами. Они любят Деву в гороскопе, но тщательно остерегаются того, чтобы

в углу не оказалось планет зловредных, потому что они заражают в квадратном

и противоположном аспекте все углы, от которых зависит корень жизненной

силы в соответствии с гармонией вселенной в целом и в ее частях. Они

добиваются не столько сопутствия, сколько хороших аспектов. О сопутствии

заботятся они при закладке города и установлении закона, с тем, однако,

условием, чтобы при этом не главенствовал ни Марс, ни Сатурн, за

исключением лишь случая наилучшего их расположения. Принимают они во

внимание и расположение неподвижных звезд.

Они почитают недопустимым, если родители меньше чем за три дня до

совокупления запятнали себя семенем и вели себя не безупречно, не

примирились с вышним Богом и не преданы ему. Что же касается тех, кто имеет

сношение с неплодными, или с беременными, или с презренными женщинами для

удовольствия, или но необходимости, для здоровья, или по своей

страстности,– они этих правил не соблюдают. Лица же должностные, которые

все являются в то же время и священниками, а также и ученые-наставники

могут быть производителями лишь при соблюдении в течение ряда дней многих

условий, ибо от усиленных умственных занятий ослабевают у них жизненные

силы, и мозг их не источает мужества, потому что они постоянно о чем-нибудь

размышляют, и производят из-за этого худосочное потомство. А этого они

всячески стараются избежать, и потому таких ученых сочетают с женщинами

живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и

неистовых – с женщинами полными и кроткого нрава. И они утверждают, что

совершенного телосложения, благодаря которому развиваются добродетели,

нельзя достичь путем упражнения; что люди порочные по природе работают

хорошо только из страха перед законом или перед богом, а не будь этого, они

тайком или открыто губят государство. Поэтому все главное внимание должно

быть сосредоточено на деторождении, и надо ценить природные качества

производителей, а не приданое и обманчивую знатность рода.

Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с

другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее

пользование, но уже не пользуется почетом, как матрона, ни в Совете по

деторождению, ни в храме, ни за столом. Это делается с той целью, чтобы ни

одна не предотвращала сама беременности ради сладострастия. Те же, которые

понесут, в течение двух недель не занимаются физической работой. После

этого они переходят к спокойным занятиям для укрепления плода и для притока

к нему пищи и затем укрепляют себя, переходя мало-помалу к более усиленной

работе. Пищу разрешается им употреблять только здоровую, по предписанию

врачей. Когда же они родят, то кормят сами и воспитывают новорожденных в

особых общих помещениях; грудью кормят они два года и больше, в зависимости

от предписания Физика. Вскормленный грудью младенец передается на попечение

начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик. И тут

вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают

картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и

языками. Одевают их в красивые пестрые платья. На восьмом году переходят

они к естественным наукам, а потом и к остальным, по усмотрению начальства,

и затем к ремеслам. Дети менее способные отправляются в деревню, по

некоторые из них, оказавшиеся более успешными, принимаются обратно в город.

Но в большинстве случаев, родившись под одним и тем же расположением звезд,

сверстники сходствуют и по способностям, и по нраву, и по наружности,

отчего проистекает великое согласие в государстве, поддерживаемое

неизменной взаимной любовью и помощью друг другу.

Имена у них даются не случайно, но определяются Метафизиком в

соответствии с особенностями каждого, как это было в обычае у древних

Римлян. Поэтому один называется “Красивый”, другой – “Носатый”, тот –

“Толстоногий”, этот – “Свирепый”, иной – “Худой” и т. д. А ежели кто

отличится в своем мастерстве или прославится каким-нибудь подвигом на войне

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.