и матерей живут вместе в такой степенности, благообразии и любви. Каждому
полагается своя салфетка, миска, похлебка и кушанье. На обязанности врачей
лежит заказывать поварам еду на каждый день: что готовить старикам, что
молодым и что для больных. Должностные лица получают большие и лучшие
порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям,
выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на
военных занятиях. И это считается одной из величайших почестей. А по
праздничным дням они любят и петъ за столом; поют или в несколько голосов,
или кто-нибудь один под аккомпанемент лютни и т. п. И так как все в равной
мере принимают участие в домашнем хозяйстве, то никогда ни в чем не
оказывается никакого недостатка. Почтенные пожилые люди наблюдают за кухней
и прислуживающими в столовой и тщательно следят за чистотой постелей,
посуды, одежды, мастерских и кладовых.
Одежду их составляет белая нательная рубахи, а поверх нее платье,
являющееся одновременно и камзолом и штанами, сшитое без складок, с
разрезами от плеч до голени и от пупа до зада между ляжками. С одной
стороны этих разрезов идут петли, а с другой – пуговицы, на которые они
застегиваются. Штаны оканчиваются завязками у самых щиколоток; затем носят
они высокие гамаши, вроде голенищ, на застежках и поверх них – башмаки. И,
наконец, как мы сказали, накидывают они плащ. И так ладно и ловко сидит на
них платье, что, когда скидывают они плащ, вся их фигура обрисовывается во
всех подробностях. Они меняют одежды четыре раза в год: когда Солнце
вступает в знаки Овна, Рака, Весов и Козерога; распределением одежды
сообразно с условиями необходимости ведают врачи и хранители одежды
отдельных кругов. И удивительно, сколько у них имеется одновременно всякой
нужной одежды, плотной или легкой, смотря по времени года. Одежду носят они
белого цвета, и стирается она ежемесячно щелоком или мылом.
Нижние помещения заняты мастерскими, кухнями, кладовыми, магазинами,
оружейными складами, столовыми и мыльнями. Однако моются они возле колонн
галерей, а вода стекает по желобам, ведущим в сточные канавы. На каждой
площади отдельных кругов есть свои фонтаны, куда вода подается по трубам из
недр горы исключительно действием искусно устроенного крана. У них имеется
вода и ключевая и в водоемах, которые наполняются дождевой водой,
скопляющейся на крышах и стекающей по акведукам с песком. Часто также моют
они свое тело по указанию врача и начальника. Всеми ремеслами занимаются
они внизу, под колоннадами, а отвлеченными науками – наверху, на балконах и
галереях, где находятся соответствующие картины; а в храме изучаются
священные науки. При входах в дома и на зубцах круговых стен имеются
солнечные часы с колоколами и флаги, показывающие время и направление
ветра.
Гостинник
Расскажи мне о деторождении.
Мореход
Ни одна женщина не может вступать в сношение с мужчиной до
девятнадцатилетнего возраста; а мужчины не назначаются к производству
потомства раньше двадцати одного года или даже позже, если они имеют слабое
телосложение. Правда, иным позволяется и до достижения этого возраста
сочетаться с женщинами, но только или с бесплодными, или же с беременными,
дабы не довести кого-нибудь до запретных извращений. Пожилые начальники и
начальницы заботятся об удовлетворении половых потребностей более
похотливых и легко возбуждающихся, узнавая об этом или по тайным их
просьбам, или наблюдая их во время занятий в палестре. Однако же разрешение
исходит от главного начальника деторождения – опытного врача, подчиненного
правителю Любви. Тем же, кого уличат в содомии, делают выговор и заставляют
в виде наказания два дня носить привешенные на шею башмаки в знак того, что
они извратили естественный порядок, перевернув его вверх ногами. При
повторном преступлении наказание увеличивается вплоть до смертной казни. Те
же, кто воздерживается от совокупления до двадцати одного года, а тем более
до двадцати семи, пользуются особым почетом и воспеваются на общественных
собраниях. Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по
обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто
способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению
своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного
омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины
статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные
же – с худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо и с пользою
уравновешивали друг друга. Вечером приходят мальчики и стелют им ложа, а
затем их ведут спать согласно приказанию начальника и начальницы. К
совокуплению приступают, только переварив пищу и помолившись Богу
небесному. В спальнях стоят прекрасные статуи знаменитых мужей, которые
женщины созерцают, и потом, глядя в окна на небо, молят Бога о даровании им
достойного потомства. Они спят в отдельных комнатах до самого часа
совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час
этот определяется астрологом и врачом, которые стараются уловить время,
когда Венера и Меркурий находятся на восток от Солнца в благоприятном Доме,
в хорошем аспекте Юпитера, а равно и Сатурна и Марса или же вне их
аспектов. Особенно это важно для Солнца и Луны, которые всего чаще бывают
афетами. Они любят Деву в гороскопе, но тщательно остерегаются того, чтобы
в углу не оказалось планет зловредных, потому что они заражают в квадратном
и противоположном аспекте все углы, от которых зависит корень жизненной
силы в соответствии с гармонией вселенной в целом и в ее частях. Они
добиваются не столько сопутствия, сколько хороших аспектов. О сопутствии
заботятся они при закладке города и установлении закона, с тем, однако,
условием, чтобы при этом не главенствовал ни Марс, ни Сатурн, за
исключением лишь случая наилучшего их расположения. Принимают они во
внимание и расположение неподвижных звезд.
Они почитают недопустимым, если родители меньше чем за три дня до
совокупления запятнали себя семенем и вели себя не безупречно, не
примирились с вышним Богом и не преданы ему. Что же касается тех, кто имеет
сношение с неплодными, или с беременными, или с презренными женщинами для
удовольствия, или но необходимости, для здоровья, или по своей
страстности,– они этих правил не соблюдают. Лица же должностные, которые
все являются в то же время и священниками, а также и ученые-наставники
могут быть производителями лишь при соблюдении в течение ряда дней многих
условий, ибо от усиленных умственных занятий ослабевают у них жизненные
силы, и мозг их не источает мужества, потому что они постоянно о чем-нибудь
размышляют, и производят из-за этого худосочное потомство. А этого они
всячески стараются избежать, и потому таких ученых сочетают с женщинами
живыми, бойкими и красивыми. Людей же резких, быстрых, беспокойных и
неистовых – с женщинами полными и кроткого нрава. И они утверждают, что
совершенного телосложения, благодаря которому развиваются добродетели,
нельзя достичь путем упражнения; что люди порочные по природе работают
хорошо только из страха перед законом или перед богом, а не будь этого, они
тайком или открыто губят государство. Поэтому все главное внимание должно
быть сосредоточено на деторождении, и надо ценить природные качества
производителей, а не приданое и обманчивую знатность рода.
Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с
другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее
пользование, но уже не пользуется почетом, как матрона, ни в Совете по
деторождению, ни в храме, ни за столом. Это делается с той целью, чтобы ни
одна не предотвращала сама беременности ради сладострастия. Те же, которые
понесут, в течение двух недель не занимаются физической работой. После
этого они переходят к спокойным занятиям для укрепления плода и для притока
к нему пищи и затем укрепляют себя, переходя мало-помалу к более усиленной
работе. Пищу разрешается им употреблять только здоровую, по предписанию
врачей. Когда же они родят, то кормят сами и воспитывают новорожденных в
особых общих помещениях; грудью кормят они два года и больше, в зависимости
от предписания Физика. Вскормленный грудью младенец передается на попечение
начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик. И тут
вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают
картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и
языками. Одевают их в красивые пестрые платья. На восьмом году переходят
они к естественным наукам, а потом и к остальным, по усмотрению начальства,
и затем к ремеслам. Дети менее способные отправляются в деревню, по
некоторые из них, оказавшиеся более успешными, принимаются обратно в город.
Но в большинстве случаев, родившись под одним и тем же расположением звезд,
сверстники сходствуют и по способностям, и по нраву, и по наружности,
отчего проистекает великое согласие в государстве, поддерживаемое
неизменной взаимной любовью и помощью друг другу.
Имена у них даются не случайно, но определяются Метафизиком в
соответствии с особенностями каждого, как это было в обычае у древних
Римлян. Поэтому один называется “Красивый”, другой – “Носатый”, тот –
“Толстоногий”, этот – “Свирепый”, иной – “Худой” и т. д. А ежели кто
отличится в своем мастерстве или прославится каким-нибудь подвигом на войне
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11