Рефераты. Гегель и проблема гражданского общества






социального множества, побеждают силою своего организованного единства

отчужденность природы и ее вещей от самосознания и его высших целей.

Истинное государство пребывает в «торжестве» со своими гражданами; оно

не над ними, а в них; и этим оно осуществляет конкретную свободу[22].

Этот строй конкретной свободы может быть охарактеризован тем, что

индивидуум ведет в ней «частичную», а не «публичную» жизнь, то есть жизнь,

посвященную субстанциальной всеобщности»[23] и ее интересам; тогда он

становится действительным гражданином, то есть органически в государство

участником его. Гражданин ,не отличающий себя от своего государства и не

противопоставляющий себя ему, принимает свои обязанности добровольно и не

утрачивает своей свободы, повинуясь государству и закону. Воля гражданина

свободно подчиняется законам своей родины и этим сливает воедино

необходимость и свободу. Сознание гражданина относится с доверием к своему

государству и не унижает себя до воззрения черни, согласно которому

«интерес правительства и государства» противоположен «интересу народа», то

есть государственная жизнь слагается вне принуждения и насилия и

правительство, которое бы обратилось к принудительным мерам при

расхождением с народом создало бы только «разрушение и разложение

государств»[24]; оно попрало бы его истинную идею, то есть идею той

«субстанциальной нравственности, с которой тождественна свобода для себя

сущего самосознания»[25].В таком понимании «государственная власть»- это

«Добро», превратившееся в «неизменную сущность всех сознаний»[26]. Ее

«право» обеспечивает ее «правотою» ибо она есть сила самого Добра, сама по

себе сущая «духовная сила»[27] или «сама простая субстанция» народного

духа.

Право, руководящее государственной жизнью, является внешнею силою, но

его собственною творческою энергией, сосредоточенною мощью целого. Оно

правит целым не потому, что оно само совпадает с этим целым[28]: оно само

есть «живая», «органическая тотальность»[29]; или, если угодно, система

энергий, «имманентно» и «длительно созидающая»[30] жизнь государства.

Истинный гражданин- это добродетельный гражданин; его обязанности

совпадают сего действительным, добровольно осуществляемыми и необходимыми

состояниями и в то же время с его правами. Истинный гражданин не просто

«любит» сове отечество , но живет в нем и ради него. Поэтому патриотизм

есть не случайное настроение его, но существенная сила его души,

руководящая его делами и мотивирующая его решения. Цель государства есть

его собственная конечная цель; назначение гражданина в том , чтобы

добровольно и радостно погружать свою жизнь в жизнь своей государственной

субстанции; он знает это и в душе его живет сверхличное мужество, этот

венец всех добродетелей.

Жизнь государства протекает на уровне конкретной нравственности и личной

добродетели, так, что само государство может быть определено как

органическая тотальность добродетельных духов. А так как природа

добродетели состоит в «творческом восприятии имманентного миру вездесущее

Божие», то можно сказать, что последняя основа государства- религия:

«государство покоится , согласно этому отношению на нравственном

настроении, а это последнее на религиозном»[31]Не следует толковать это в

том смысле, что государство должно быть подчинено религии или тем более в

церкви. Правда религия и государство одно и тоже, именно высшее, что

человек имеет и реализует; и можно сказать, что религия просто совпадает с

«основою государства»[32]. Гегель признает неверным такое понимание

государства, при котором оно существует независимо от религии, само по

себе, на основании какой- нибудь самостоятельной власти и силы[33], а

религия остается субъективным настроением индивидуумов.

Государственный способ жизни не может быть вытеснен или заменен

религиозным: те, кто пытаются это сделать, делают ту же ошибку, как

мыслители, останавливающиеся в познании на „сущности" и не переходящие

далее к „быванию" 5 и „существованию ". „Церковь" и „государство" различны

и не заменяют друг друга, но различие это не в существе, а только в форме

существования: 10 дело церкви — веровать в Сущность', дело государства —

мыслить Сущность в ее земном существовании и через это творить ее

осуществление. Вот почему „государство" стоит ближе к „науке", чем к

„религии".

Государство божественно, как зрелый образ нравственности, ибо

нравственность и есть „Божественный дух, живущий" в действительной

наличности самосознания — в „народе и его индивидуумах.

Гегель говорит, что Государство „есть божественная воля, как Дух,

присутствующий и раскрывающий себя в действительный образ и организованный

мир".9 Государство есть „мир, который Дух создал себе", и потому его

следует чтить, как „божественное на земле",10 а историю его постигать, как

„путь Божий в мире"." А так как в целостном „образе" каждая часть и каждая

деталь проникнута Духом целого и от него получает свое содержание и

значение, то „спекулятивная политика" слагается в учение о божественности

всех учреждений, необходимых в совершенном государстве. Вот откуда у Гегеля

возникает возможность рассматривать „высшее правительство как „явление Бога

, государственное устройство—как „Божественное и пребывающее", право

монарха—как „основанное на божественном авторитете" 1 и т. д. Истинная

философия, по его убеждению, не только не уводит от Бога и государства,2 но

приводит к признанию того, что божественный дух есть субстанция

государства, а государство есть действительность духа Божия на земле.

Оно задумано как зрелый и совершенный мировой образ и согласно этому

должно быть начертано, силою спекулятивно-мыслящего воображения, на уровне

„конкретной нравственности" и „личной добродетели". Однако это начертание

естественно приводит к ряду серьезных затруднений. Спекулятивный философ,

утверждающий, что государство есть образ „свободной нравственности",

„органического сращения" индивидуальных душ, всеобщего „бескорыстия",

„доверия" и патриотизма, не может закрывать себе глаза на то, что история

слишком часто рисует государство прямо противоположными чертами: сколько

раз политическая совместность людей вырождалась во всеобщее распыление и

деморализацию, в торжество своекорыстия и систему взаимного подозрения...

В идее „совершенного" или „абсолютного" государства эмпирическая стихия

преодолевается до конца как по объему человеческого состава, так и по ритму

спекулятивной жизни, так, наконец, и по уровню духовного развития.

Необходимо прямо установить, что государство, в котором одно из этих

условий отсутствует, есть, так или иначе, несовершенное государство, т. е.

не „абсолютное", а относительное, не „бесконечное", а „мирское и конечное":

не „осуществленный образ", а „существующее явление".

И вот, если обратиться с этим критерием к тому „государству", черты

которого Гегель не раз пытался изобразить конкретно, то обнаружится, что

оно скрывает в себе целый ряд „противоположностей" и „неудовлетворительных"

сторон, и притом таких, которые не случайны для него, но вытекают из самой

его природы. Оказывается, что сущность государства состоит в том, чтобы

быть ограниченным во всех трех отношениях: и по объему человеческого

состава, и по ритму спекулятивной жизни, и по уровню духовного развития.

„Абсолютное" государство остается в этих ограничениях, несмотря на то что

оно „абсолютное", но именно потому что оно „государство". И если это так,

то „идея" государства явится знаком, отмечающим не „победу" Духа в

человеке, а предел человеческого духа.}

В пределах одной и той же государственной общины нравственность

одновременно пребывает в трех различных состояниях: семьи, гражданского

общества и политического единения (собственно государства). Эти три

состояния присущи каждому гражданину, создавая вокруг него как бы

концентрические социальные круги людей и необходимых отношений-

обязанностей, так, что участие в большем по объему и высшем по

спекулятивному развитию круге предполагает участие в меньшем и низшем:

только родившись и став членом семьи, человек может оказаться членом

сословия и корпорации; только в качестве члена сословия и корпорации

человек становится гражданином и участвует в государственной жизни. Сами же

по себе эти круги относятся друг к другу как единичное (семья) к особенному

(гражданское общество) и ко Всеобщему (государство), так что дух Всеобщего

составляет живую сущность особенного и единичного; дух Всеобщего и

особенного составляет живую сущность единичного; а единичное и особенное

входят во Всеобщее как его живые части. Так семья есть живое видоизменение

сословие- корпоративного и государственного духа, и в то же время — живая

ячейка государственной ткани.

Жизнь гражданского общества есть прежде всего „система потребностей". Эта

живая система развивается, индивидуализируется и утончается, заполняя

горизонт души и превращая человека в „совокупность потребностей". Это

заставляет его совершить освобождающую „рефлексию" в себя, отделить себя от

своих нужд и противопоставить им начало внутреннего произволения и

организующего труда.

Жизнь гражданского общества как система хозяйственного труда посвящена не

только „формированию" естественного „материала", но и подготовке

человеческих умений и способностей, т. е. практическому и теоретическому

образованию. Появляются машины, специализация и разделение труда,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.