Рефераты. Гегель и проблема гражданского общества






Гегель и проблема гражданского общества

План

I. Представление Гегеля о государстве

1) Роль народных масс

2) Народный дух

3) Государство – это организм

4) «Государство есть один из образов свободы»

5) Гражданин в государстве. Истинный гражданин

6) «Государственная власть» – это «Добро»

7) Роль и место религии в государстве.

II. Что представляет собой гражданское общество по Гегелю в предствлении

философов.

1) « Абсолютное» государство

2) Человек и сословия

3) Конституционная монархия

4) Роль народа в государстве

Одна из наиболее смелых и оригинальных концепций Гегеля в его

философии права является концепция государства как зрелого осуществления

нравственности .В противоположность обычному пониманию, склонному видеть в

государстве организацию социального этического минимума, Гегель утверждает

политическую совместимость людей как организацию такого этического

максимума, который в свою очередь только и возможен при наличности высшего

индивидуально-этического взлета. Если, как это уже ясно, нравственная

субстанция немыслима без социально- сращенной жизни людей, а такая жизнь

требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим законом человеческого

бытия, то понятно, что уровень на котором осуществляется государство как

зрелая и высшая форма нравственной субстанции, является исключительно

высоким.. Государство получает максимальное задание и абсолютную санкцию.

Однако в таком понимании государство есть не идеал , но действительный

образ мира; сущность его в торжестве социально – всеобщего и индивидуально-

единичного ; жизнь его есть жизнь органической тотальности ; сила его есть

сила Духа Божия, живущего в нем и творящего себя через него; право есть

правота всеобщей воли ; уровень его есть конкретная нравственность,

сотканная через слияния добродетельных душ; цель его есть Духа Божия на

земле – свобода. Общий , схематически взятый, облик этого замысла во многом

близок политическому учению Аристотеля; однако схема выполнения значительно

приближает Гегеля затруднениям платоновского дуализма; то и другие ,

конечно , с сохранением всей глубокой оригинальности его самостоятельных

социально- философских прозрений.

Основная сущность государства- это метафизически-конкретное единство

эмпирически- дискретного множества людей. Первое условие наличности

государства государства есть существование множества человеческих

индивидуумов.[1]

Множество людей, участвующих в государстве , не есть «простое

множество»[2] , то есть толпа , лишенная связи и единства[3],или «агрегат

частных лиц»[4], пребывающий в состоянии атомического распыления[5]. Такое

состояние народа было бы «состоянием бесправия, безнравственности,

неразумия»[6];подобно «взволнованной стихии моря»[7], народ как

«бесформенная масса» был бы «элементарен, неразумен и страшен» в своих

движениях и деяниях[8]; это был бы не народ, а сброд черни, не populus, а

vulgus, дикая, слепая сила»[9], всегда готовая к саморазрушению.

Все учение Гегеля о государстве есть учение о том , в чем состоит и как

осуществляется спекулятивно- политический строй и порядок в условиях

конкретно- эмпирического ; это есть своего рода «спекулятивная политика» ,

выслеживающая и описывающая те субъективные (то есть одинаковые у всех) и

объективные (то есть общие для всех ) связи, наличность которых объединяет

людей в единый народно- государственный организм, для этого должна

образовываться единая субстанция народного духа, жизненное содержание

которого определяется термином «Нравственность», а жизненная форма –

«Государство». То есть в основе государства лежит наличность определенного

народного духа.

Народный дух в своем зрелом виде есть торжество всеобщего

самосознания и всеобщей воли. Он есть дух именно потому и постольку,

поскольку самосознание и воля, вообще составляют основную природу духа; он

есть народный дух именно потому и постольку, поскольку его самосознание

есть трижды всеобщее самосознание, и его воля есть трижды всеобщая воля.

Народный дух есть всеобщее самосознания, как органическая конкретность

множества единичных самосознаний и сознаний. Словом, зрелое всеобщее

самосознание состоит в том, что каждый знает, что и он сам, и другие

признают его самого и других, свободным через тождество и тождественным

через свободу, притом через тождество и свободу, реальное в нем самом и

других.

Подобно этому, народный дух есть всеобщая воля, как органическая

конкретность множества единичных стремлений и воли. Эта воля всеобщая не

только в том смысле, что она есть разумная, цельная, правая и свободная

страсть индивидуального духа, но и в том смысле, что она есть единая воля

социального коллектива, в котором воля каждого совпадает по содержанию , по

цели и по результатам – с волей каждого из всех.

В устах Гегеля «дух народа», «нравственная субстанция» суть

синонимы.[10] «Дух есть нравственная жизнь народа», или, иначе дух как

действительная субстанция есть народ». А так как субстанция есть всегда

«тотальность своих членом», то народ может быть определен как «абсолютная

нравственная тотальность»[11][pic], или же как «нравственная организация.

Именно «нравственное» составляет «абсолютную связь народа»[12] и от

падения «этого элемента» развивает конкретность, \распыляя её на

«абстрактную единичность». Народный дух, как зрелый (в своем элементе)

совершенный образ мира, только и может быть целостной победой над стихией

эмпирического хаоса и разъединения, ибо всякая цельность, всякое отпадение,

всякая неполнота неизбежно превратили бы его в неудавшееся явление, то есть

в частичное поражение освобождающегося Божества. Поэтому образ народного

духа есть подлинная действительность Идеи, «совершеннейшая организация

разума»[13] в виде человеческого общества; «в свободном народе» «поистине

осуществлен разум»: он стал «присутствующим живым духом, в коем индивидуум

не только находит свое назначение, то есть свою всеобщую и единичную

сущность…»[14] А это и значит, что добродетельный индивидуум есть реальный

existenz-минимум нравственной субстанции народа. Народный дух как

субстанция, единая во множестве своих органов, есть органическая ценность

или «тотальность» , то естественно , что эта органичность предполагает

поставную и устойчивую организацию. «Сращенность множества в единство» есть

уже само по себе строй и порядок.

Если с обычной точки зрения можно сказать, что «государство» есть форма

народной жизни, то по Гегелю, Государство есть оформленная народная жизнь.

Но есть схематический облик, или мыслимая абстракция, или юридическая

форма, оно есть имманентно оформленное содержание, или форма наполненная

содержанием, создаваемый ею самою.

Зрелость народного духа измеряется именно совершенством его

государственного устройства, а государственное устройство определяется

именно свойствами народного духа. «В государстве все возникает» из

народного духа[15].

Нравственно живущий народ «знает свое государство и его деяния, как свою

собственную волю и осуществление»[16] ; он не отрывен от своей

государственной «формы», ибо он живет ею, а она есть его способ жизни.

Нельзя жить вне своего «способа» жизни вне той жизни , которая его

осуществляет. Поэтому государственное устройство народа зависит от

характера и развития его самосознания[17] и каждый народ имеет то

устройство , которое «соразмерно» и «соответствует» его духу.

Если дух народа принимает форму государства, то это значит, что он

слагается в государство, становится государством, что он сам есть

государство; поэтому все , что по существу характеризует народный дух,

характеризует тем самым и государство.

Государство есть организм, где уровень низшего определяется и измеряется

совершенством высшего. По Гегелю следует не «государство» уподобляет

«животному», а наоборот – «животное» следует рассматривать как

несовершенное, по ограниченности, подобие «государству».

Государство как органическая тотальность обладает силою и способностью

поддерживать свое внутреннее единство, устанавливая положительные права и

отрицательные пределы для своих подчиненных сфер[18] ; и эта внутренняя

деятельность его есть его собственная самоорганизация: разграничивая жизнь

и творчество своих органов, оно творит «архитектонику своей разумности

блюдет « строгую соразмереность», «гармонию частей» и «силу целого[19].

Поэтому государство является духовно- нравственным организмом. Иными

словами: между государством и нравственностью реального различия, а есть

метафизическое торжество. Зрелое государство есть осуществленная и

оформленная нравственность; зрелая нравственность есть спекулятивно-

государственное единение людей. Только люди. Объединенные силою

спекулятивного сращения. Сжившиеся до степени нравственного единения. Могут

образовать государство. Гегель выражает это так: «жизнь государства в

индивидуумах называется нравственностью»[20].

По своей глубокой, духовной сущности государство есть один из образов

свободы, осуществленной в мире явлений[21].Свобода, реализуемая его жизнью,

есть свобода духа от инобытия. Это означает, что в государственной жизни

народный дух сливается в тождество с индивидуальными душами, а

индивидуальные души познают и осуществляют свое тождество с народным духом;

и обе стороны, преодолевая таким образом эмпирическую разорванность

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.