Рефераты. Фихте






указывает Фихте, была бы совершенно невозможной сколько-нибудь

согласованная, именно мировая политика различных государств. Фихте в этой

работе решительно выступает против ограбления европейскими державами

колониальных стран и прозорливо предсказывает историческую

бесперспективность колониализма, представляющего собой противоречащий

разуму способ жизни "сегодняшних" людей за счет будущих поколений.

Фихте, как уже отмечалось, с самого начала связывал смысл и суть

наукоучения и всей своей системы с понятием свободы. Однако

по мере развития истории и совершенствования фихтевской философии все более

выступавшая на первый план (в особенности в связи с отменой крепостного

права и с наполеоновским завоеванием Германии) проблема свободы приобретает

конкретно-исторический вид и делается для мыслителя проблемой социального и

политического освобождения народов и стран Европы, Германии по

преимуществу. Философ живо откликается на процессы самой истории. Но

философско-исторические, социально-политические аспекты наукоучения были

разработаны слишком слабо и абстрактно, чтобы стать основой осмысления

исторического развития. Фихте понимает это. Учение о свободе у позднего

Фихте все теснее объединяется с новой разработкой фило софии истории,

понятий права, нравственности, государства. В этой связи исключительно

важны опубликованные в 1813 г. работы Фихте «Основные черты современной

эпохи», «Речи к немецкой нации», «Учение о государстве».

В первой из названных работ23 фихте выделяет пять эпох всемирной истории,

из которых четыре, по его мнению, так или иначе заключают в себе разумное,

закономерное начало; они в целом и в тенденции соразмерны разуму, однако

часто демонстрируют противоречащие ему движущие силы и основания. Пятая

эпоха — отда ленное будущее — станет целиком и полностью разумной. Но уже

третья эпоха начинает противопоставлять себя предшествующей истории тем,

что ее разумность постепенно обретает качество новой, сознательной

разумности. А вот современную ему эпоху Фихте считает межвременьем, эпохой,

впавшей в "полную греховность". По существу она расценивается как некоторый

"промежуточный конец" истории, за которым, однако, должны последовать

отрезвление и новое возрождение человечества.

Членение на эпохи, с конкретно-исторической точки зрения отличающееся

неопределенностью ("старый мир", "новый мир"), подчиняется у Фихте такому

основному критерию "разумности" истории, как отсутствие или наличие,

уровень развития правового состояния. Так, черты "старого мира" —

бесправие, азиатский деспотизм и соответствующие формы государственности.

Поворотный пункт — появление и развитие христианства, которое становится

долгосрочным, межэпохальным историческим фактором. Суть воздействия

христианства на социальную историю Фихте видит в том, что оно требует

"абсолютного равенства, личной, а также гражданской свободы всех — с

уважением права как такового и прав как таковых". Но этот принцип всех

принципов христианства, подчеркивает Фихте, хотя и пронизывает собой

историю Европы и ее народов, однако на протяжении всего предшествующего

исторического развития пробивает себе дорогу лишь с огромным трудом и

скорее "в бессознательной форме". Ценность христианских принципов не только

социальная, но и гуманистически-моральная: индивидуум учится признавать и

уважать человеческий род, в чем, собственно, и состоят добрые, истинно

человеческие нравы; культура в целом также постепенно проникается этими

христианскими мотивами. Исследователи философии Фихте справедливо отмечают

противоречие в изображении сущности христианских эпох, в особенности

современной^. С одной стороны, эта эпоха несет в себе принцип христианства,

с другой — она насквозь проникнута греховностью. Разрешение противоречия

состоит в том, что между собой сталкивается оощеисторическая тенденция

прогресса, разума, которая пробивает себе дорогу и в условиях

современности, и то преходящее, неразумное, чем также отмечена эпоха.

В берлинский период творчества Фихте в его сочинениях и лекциях происходит

существенное обновление некоторых ранее принимавшихся им с сочувствием

понятий и предпосылок предшествующих государственно-правовых теорий,

усиливаются эгалитарные, близкие к демократическому социализму акценты

теории. Так, ранее философ отправлялся от некоторых понятий и мыслительных

ходов теории естественного права с ее тезисом о переходе — через

общественный договор — от состояния дикости, бесправия, общего владения к

правовому цивилизованному государству, объединяющему и защищающему граждан-

собственников. Теперь Фихте подвергает жесткому критическому анализу

концепцию общественного договора — на том, прежде всего, основании, что

история в ней как бы делится надвое: на полностью "неразумное" и "разумное"

состояния; и тогда совершенно неясно, как второе может возникнуть из

первого. Так и появляется фихтевская идея "внутренней", пусть и

"бессознательной" разумности, которая всегда должна наличествовать и

постепенно развиваться в человеческой истории.

Что касается противоречия между эгалитаризмом, т. е. приверженностью

принципу равенства, и учением о труде и государстве, так или иначе

объясняющим и оправдывающим частную собственность, — противоречия, которое

исследователи по праву обнаруживают у раннего Фихте, то в более поздних

произведениях мыслитель склонен перенести центр тяжести не на собственность

и связанное с нею государственное право, а на проповедь христианского

идеала равенства и разумного аскетизма. "Юридическое начало у Фихте

полностью подчиняется нравственному"^.

В «Речах к немецкой нации» у Фихте заметно усилены критические инвективы в

адрес "современной эпохи". Мыслителю важно интерпретировать победу

Наполеона над Германией и вторжение французских войск не только как

конкретное событие, но и как результат присущих всей третьей эпохе истории

себялюбия, эгоизма (например, проявившихся в поведении князей раздробленной

Германии). Наступление новой, более разумной, нравственной и гуманной эпохи

Фихте теперь считает не задачей и абстрактной возможностью отдаленной

истории, а настоятельной потребностью настоящего времени, без реализации

которой не смогут возродиться Германия и другие подпавшие под французское

владычество государства. Оставлен в стороне своеобразный "европеизм", так

характерный

для настроений Фихте предшествующего периода, как, впрочем, и для других

гениев немецкой мысли и культуры. Фихте, что в данном случае естественно,

выступает как горячий патриот своей страны; национальные мотивы значительно

превалируют над общечеловеческими, космополитическими. Аргументация Фихте

такова: в горизонте нравственного действия совершенствования человеческого

рода следует ожидать не от других наций и народов, "...каждый должен на

своем месте так мыслить и развивать такие устремления, как если бы на него

одного, на его рассудок... падала роль того основания, на котором покоилась

бы святость всего человечества...". "Каждая нация должна сохранять свои

специфику и самостоятельность, она должна сохранять и преобразовывать

историю божественного, воплощенную изначально в ее языке, и передавать все

это по традиции, действуя с такой серьезностью, как будто от нее одной

зависит святость человечества^. Ангажированность, включенность в

национально-освободительное движение получили, таким образом, не

узконационалистическое, а в конечном счете общечеловеческое,

общеисторическое обоснование. Впрочем, в фихтевских речах были некоторые

оттенки, которые и тогда и впоследствии охотно использовали немецкие

националисты — например, попытки принизить негерманские народы Европы

(французов и англичан в первую очередь). И все же главное в речах Фихте

следующее: не ответное бряцание оружием, не месть за оккупацию, за

испытанные унижения, не новые убийства должны быть ответом Германии.

Немецкому народу следует вернуться в состояние свободы и самостоятельности

с помощью духовного возрождения, воспитания, расцвета языка и культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

10 жизни и идеях И. Г. Фихте см.: J. G. Fichte's Leben und literarischer

Briefwechsel / Hg. 1. H. Fichte. 2 Aufl., 1862; Яковенко Б. Жизнь И. Г.

Фихте //Фихте И. Г. Избр. сочинения / Под ред. Е. Трубецкого. М., 1916. Т.

1. С. 1-CVI; Вышеслав цев Б. Этика Фихте. М., 1914.

2 Сочинения и переписка И. Г. Фихте см.: Johann Gottlieb Fichte's

samrntliche Werke / Hg. J. H. Fichte. B., 1845-1846. Bd. 1-8; Johann

Gottlieb Fichte's nachgelassene Werke / Hg. J. H. Fichte. Bonn, 1834-35.

Bd. 9-11; Fichte J. G. Briefwechsel / Hg. H. Schuiz. Leipzig, 1925. Bd. 1-

2; Фихте И. Г. Избр. сочинения. Т. 1.

3J. G. Fichte's Leben und literarischer Briefwechsel. Bd. 1. S. 197.4lbid.

S. 221.

5 фихте И. Г. Избр. сочинения. Т. 1. С. 4. бТам же. С. 8. ^ Там же. в Там

же. С. 9.

9 Яковенко Б. Указ. соч. //Там же. С. XLIV. ЮСм.: Там же. С. LXXIX. II См.:

Там же. С. ХС1. 12 Там же. С. ХСГУ.

13 фихте И. Г. Избр. сочинения. Т. 1. С. 19.

14 фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной

сущности новейшей философии. М., 1937. С. 87 88. 15 Там же. С. 15.

^Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.,

1990. С. 37.

17 фихте И. Г. Факты сознания. СПб., 1914. С. 61.

18 фихте И. Г. О назначении ученого. М., 1935. С. 62. 19 Там

же. С. 62-63. 20 Там же. С. 66-67. 21 Там же. С. 73. 22 фихте И. Г.

Замкнутое торговое государство. М., 1923.

С 22 23 См.: Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи. СПб.,

1906. 24 См.: Там же. С. 125. ^Гайденко П. П. Указ. соч. С. 123. 26 Metz W.

Die Weitgeschichte beim spaten Fichte // Fichte Stu-

dien. Amsterdam, 1990. Bd. 1. S. 129.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.