Рефераты. Философское мировоззрение Аристотеля






Философское мировоззрение Аристотеля

Министерство образования Республики Беларусь

Гродненский Государственный Университет

им. Я.Купалы

[pic]

Тема :

Философское мировоззрение Аристотеля.

Подготовил : студент 2 курса, 2 группы физико-технического факультета

Философское мировоззрение Аристотеля.

Рекомендуемая литература :

1. Диоген Лаэртский “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.”

2. Асмус “История античной философии.”

3. Осинский И. “Рыцари истины.”

4. Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А.“Платон, Аристотель.”

АРИСТОТЕЛЬ

Жизнь, судьба, сочинения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире - греческой

колонии на Фракийском побережье. Город, откуда он был родом,

находился в Македонии, которая по отношению к Афинам - признанному

центру культуры - выглядела провинцией. Правда, на глазах Аристотеля

произошли серьезные изменения в статусе Македонии, связанные с

победоносными завоевательными походами Александра Македонского. Его

отец Никомах был придворным врачом и другом македонского царя Аминиты

II. Предки Никомаха были тоже врачами, и весьма возможно, что

семейная традиция была одной из причин, определивших развитие и

склонности Аристотеля к научным занятиям. Однако сын не последовал

примеру отца в выборе профессии, хотя в его последующих сочинениях

можно обнаружить глубокие познания и в области медицины. После смерти

родителей Аристотель воспитывается под опекой Проксена из Атарнея. В

367 г. Аристотель отправился в Афины и после возвращения Платона из

сицилийского путешествия стал его учеником. В течении многих лет

жизнь Аристотеля оказывается связанной с Академией, наполненной

общением с ее основателем, тщательным изучением платоновской

философии. Участником Академии Платона Аристотель состоял около 20

лет, вплоть до смерти Платона. Во время пребывания в Академии

Аристотель был последователем и другом Платона, называвшего его “умом

своей школы”, и в этот период диалог - форма, в которой излагал свою

философию Платон, - был господствующей литературной формой сочинений

Аристотеля. Здесь Аристотель приобретает широчайший научный кругозор,

вырабатывает собственные философские и научные подходы. В год смерти

Платона, когда Аристотелю было 37 лет и он почти достиг того

возраста, который греки называли акмэ (40 лет), расценивавшиегося как

пик расцвета творческих сил, он оставляет Афины и направляется в

Малую Азию.

После смерти Платона Аристотель вместе с Ксенократом, очевидно,

вследствие уже определившихся разногласий в школе, которую возглавил

Спевсипп, отправился в город Асс к своему другу, атарнейскому тирану

Гермию, на племяннице которого - Пифии - он впоследствии женился.

Здесь он открывает собственную школу, пишет ряд произведений. У

Гермия Аристотель пробыл три года. После гибели Гермия, памяти

которого он посвятил сколий (застольная песня), известный под

названием “Гимн добродетели”, Аристотель переселился в Митилену на

Лесбосе. Здесь продолжается его преподавательская и философско-

научная деятельность. Наконец, в 343/342 г. начинается новый период

жизни Аристотеля, связанный с его возвращением в родную Македонию.

Македонский царь Филипп приглашает Аристотеля заняться воспитанием

своего сына Александра, которому тогда исполнилось 13 лет. Аристотель

отправляется в Пеллу, где и руководит воспитанием Александра более

трех лет.

Об отношениях между двумя великими людьми известно не так много.

Вряд ли Аристотелю принадлежит большая роль в формировании

завоевательских устремлений Александра Македонского или в развитии

его таланта полководца. Видимо, Старигит симпотезировал некоторым

политическим идеям македонских царей, стремившихся к объединению

Греции под своей властью. Однако он не считал империю жизнеспособной

формой государства, а именно империю впоследствии создавал его ученик

и воспитанник.

Отсутствие достоверных сведений об отношениям Александра и

учителя позволило, например, Б.Расселу заявить: “Я предполагаю со

своей стороны, что Аристотель не оказывал на Александра никакого

влияния. Александр был честолюбивым и страстным юношей, он был в

плохих отношениях со своим отцом и, по-видимому, нерадиво относился к

учению”. В силу этого он должен был считать учителя “не кем иным,

как старым педантом, приставленным к нему отцом, чтобы удержать от

озорства... И я не вижу в Александре ничего такого, что могло бы

исходить от Аристотеля”. Резюме Б.Рассела таково: “В общем контакты

между этими двумя великими людьми, по-видимому, были такими же

бесплодными, как если бы они жили в различных мирах”.

Заключение английского мыслителя было бы убедительным, если

считать, что наиболее усидчивый и послушный является и наиболее

восприимчивым, а влияние учителя наиболее полно сказывается лишь в

легко обнаруживаемых сознательных проявлениях. Но тогда одного факта,

что Александр не стал философом, а стал полководцем, организатором

армии и государства, было бы достаточно для соответствующего вывода.

Однако интересно, что в процессе своей бурной политической и военной

деятельности Александр иногда, неожиданно для окружающих, поступал

так, как от него не требовали ни интересы его завоевательной

политики, ни другие внешние обстоятельства. Однажды он задержался на

несколько дней в малоазиатском городе Фаселиде и случайно узнал, что

там находится статуя известного ритора Теодекта. Теодект был учеником

Платона и Аристотеля. После обильной пирушки Александр отправился к

этой статуе и возложил к ее подножью множество венков. Плутарх по

этому поводу говорит: “Так, забавляясь, он воздал дань

признательности человеку, с которым познакомился благодаря Аристотелю

и занятиям философией”. Несомненно, что влияние двух личностей носило

сложный характер, одинаково далекий как от полного взаимного

отталкивания (как получается у Б.Рассела), так и от безмерно-

восторженного почитания.

При македонском дворе Стагирит оставался до тех пор, пока

Александр не взошел на трон. Затем в 335/334 г. Аристотель вернулся в

Афины, где основал школу - Ликей (или “Лицей” в латинском варианте).

Название школы пошло от расположенного рядом храма Апполона

Ликейского. Занятия Аристотель проводил, как правило, прогуливаясь с

учениками по тропинкам сада, откуда школа получила еще одно название:

“Перипатос”, что значит “прогулка”, а ученики и последователи

Аристотеля нередко и сегодня называются “перипатетиками”, т.е.

прогуливающимися философами. С момента основания перипатетической

школы начинается третий период философско-научной деятельности

Аристотеля, в течение которого благодаря сотрудничеству учеников были

собраны и систематизированы богатейшие материалы по всем отраслям

знаний и наряду с философскими исследованиями были осуществлены

исследования, относящиеся к частным областям знания. В этот период у

Аристотеля созревает критическое отношение к учению Платона, в

частности к учению об идеях; эта критика изложена в первой книге

“Метафизики”.

Дружественные отношения между Аристотелем и Александром

Македонским, который, по некоторым свидетельствам, даже оказывал

материальную поддержку Аристотелю, со временем все более охлаждалась,

а после казни Александром Каллисфена - племянника Аристотеля,

сопровождавшего царя в походах по рекомендации Аристотеля, резко

ухудшились. Однако старые связи Аристотеля с Македонией, его дружба с

наместником Александра Антипатром и личная вражда с некоторыми

участниками противомакедонской партии вызвали после смерти Александра

Македонского (323 г.) и начала противо македонского восстания в

Афинах острую вражду к Аристотелю, обвиненному в преступлении против

религии (в нечестии). Аристотель бежал в Халкиду на Эвбее, где умер

от болезни в 322 г.

Аристотель оставил после себя огромное количество сочинений по

самым разнообразным вопросам знания. По неполным спискам Гермиппа

(200 г. до н.э.) и анонима Менагия, им написано 400, а по списку

Птоломея (1 в. н.э.) - до 1000 книг. Все сочинения Аристотеля делятся

по их назначению на две группы: 1) изданные для широкого круга

читателей, или экзотерические сочинения, и 2) учебные, или

акроаматические, сочинения, предназначенные для целей преподавания.

“Изданные” сочинения были написаны прекрасным литературным языком и

представляли собою, по выражению Цицерона, “золотой век красноречия”.

Таковы были диалоги: “О философии”, “Евдем”, “О справедливости”, “О

поэтах” и другие. Отних сохранились лишь фрагменты. Иной характер

носят акроаматические сочинения, написанные сухим, малообразным

языком, без стилистической обработки. Эти сочинения сохранились до

нашего времени в большом числе и представляют собою основной источник

для изучения Аристотеля. В дошедших до нас трудах поражает охват

проблематики. В произведениях Стагирита глубоко и обстоятельно

затронуты и изложены знания по всем отраслям науки того времени.

Аристотель явился подлинным энциклопедистом - человеком, чьи познания

были поразительно разносторонни и поистине универсальны. Назовем

наиболее известные из дошедших до наших дней трудов, входящих в

“корпус Аристотеликум” - свод сочинений, считающийся каноническим. Он

открывается “Органоном”, в котором собраны трактаты по логике:

“Категории”, “Об истолковании”, ”Первая аналитика”, “Вторая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.