Рефераты. Философский анализ общества






рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия

человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или

технику и через информацию);

переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической

революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,

влечет трансформации в сознании людей;

завершающим историческим этапом, который, по мнению одинх философов, уже

наступил, а, по мнению других, наступит в блиажйшем будущем, является

“информационное общество”.

Таким образом, можно заметить, что по своей сути концепция развития

истории у авторов “информационного общества” гораздо ближе к “формационной”

теории, чем может показаться на первый взгляд. Основное сходство

заключается в примате материальной сферы бытия над духовной (за исключением

Ясперса как философа техники), а основное различие - в периодизации (если

Маркс делил по принципу сформировавшихся классов, но цитированные авторы

рассматривают, как уже говорилось, основу производственных отношений).

К сожалению, авторы концепции “информационного общества” (за

исключением, пожалуй, О.Тоффлера) не уделяли достаточно места для

рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступления принесет для

культурной жизни человечества. Этот вопрос был специально разработан лишь

Тоффлером в его книгах “Третья волна” и статьях о будущем труда. Именно

поэтому умозаключения о культуре в новом обществе я буду строить во многом

на основании его работ.

В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной

задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации

между людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она

стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее

ускорить процесс обработки информационного потока. Этот процесс

воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются

духовная и материальная стороны жизни человека, ибо в культуре необходимым

образом присутствует подвергающийся вышеописанным трансформациям

информационный элемент, а с другой стороны, происходит резкое разграничение

эмоционального и информационного аспектов культуры. Я хотел бы более

подробно остановиться на этих тенденциях.

Сближение духовного и материального на почве информационного элемента

культуры иллюстрируется тоффлеровской “блип”-культурой. В самом деле, она

не является в полном смысле культурой, а служит исключительно средство

передачи и приема какой-либо информации, традиционно относимой к сфере

культуры. Так, двадцатистраничный пересказ романа Толстого “Война и мир”

будет “блип”-информационной выжимкой этого романа. Очевидно, что человек,

стремящийся к истинной культуре, вовсе не удовольствуется кратким

пересказом сюжета, а постарается получить эмоциональное удовлетворение,

прочитав роман целиком с тем, чтобы насладиться красотами авторского стиля

и точностью прописи характеров.

Именно в этом кроется причина четкого разграничения эмоционального и

информационного элемента культуры. Это хорошо видно на примере живописи.

Если раньше картины художников-реалистов удовлетворяли обе эти потребности,

то теперь их функции резко разграничены - чертежи и карты суть информация,

абстракционистские картины суть эстетическое наслаждение.

Кроме того, мне хотелось бы отметить, что культура нового общества

представляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессе

формирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, к

середине XXI века.

Представления авторов концепции “информационного общества” о жизни

человека в новом социуме являются слегка сказочными и утопичными. Таковы

идиллические мечтания и воздушные замки Дж. Мартина и некоторых других, не

процитированных здесь авторов. Они руководствуются идеей о том, что можно

сделать человека счастливым, решив все его материальные проблемы, избавив

от работы и обеспечив продолжительный досуг. Как уже неоднократно было

доказано, это совершенно неверная точка зрения. Любопытно будет рассмотреть

бытие человека в новом обществе, разложив его на отдельные элементы.

Дом и семья. Распад классической “нуклеарной” семья как “ячейки

общества” на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на

многообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этой

тенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные

формы брака численно превышают количество “нуклеарных” семей. Что же

касается возникновения “электронного коттеджа”, то здесь я не согласен с

Тоффлером. Книга была написана в 70-х годах, когда ставилась цель

избавления от бумажно-канцелярского труда, с каковой целью работа

переносилась на компьютер и отдавалась на дом. Сейчас можно с уверенностью

утверждать, что за 20 истекших лет этот процесс должен был прийти к

логическому завершению. И тот факт, что этого не произошло, подтверждает

идею о необходимости личного контакта людей для выполнения большинства

видов творческой, а иногда и нетворческой работы.

Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образование

претерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации,

диверсификации и индивидуализации. Утопические идеи обучения по телевизору

остались нереализованными в силу малой практического эффекта данного

способа.

Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я

полностью согласен с идеями респондентного телевидения и реализации свободы

слова через создание собственных информационных банков, высказанными

Дайзардом и Мартином. Несмотря на некоторую утопичность попыток построения

“настоящей” демократии, подобные технические нововведения служили бы как

минимум надежной защитой против попыток тоталитарного возрождения.

5. Проблемы нового общества

В принципе, вопрос о проблемах затрагивался в каждой части разработки.

Однако я счел уместным вынести его в отдельный параграф с тем, чтобы

привлечь внимание к проблемам именно “информационного (постиндустриального)

общества”. Я привлекаю к этому внимание потому, что многие авторы (и это

доказывают приведенные мною цитаты) слить воедино три вида проблем:

трудности настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и

собственно проблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько

подробнее.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны,

экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д..

Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу”

- такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Мы уже

практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем как - то есть

остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о

перестройке сознания людей для нового типа мышления.

Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько

глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная

неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской

точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая

продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения

техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к

бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же

следует затормозит развитие и поискать иной путь. В принципе, вопросы о

бюрократически-информационной системе и тотальной контроле являются

произовдными от этих трех. Эти вопросы еще ждут своих исследователей.

Список использованной литературы:

1. Баталов Э.Я. О книге Э. Тоффлера. и Тоффлер О. Третья волна

(реферативное изложение) [5] №7, c. 85

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [4], с.330

3. В.И. Кузнецов “Что такое бытие”

4. Дайзард У. Наступление информационного века. [4]

5. Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. [4]

6. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гуревича.

М.:Прогресс, 1986.

7. П.А. Сорокин “Социологические теории современности”.

8. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы,

1991.

9. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной

экономики.[4]

10. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге

XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.

11. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология.

№ 7-11 за 1982 год.

12. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного

общества. [4]

13. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.

14. Ясперс К. Современная техника. [4]

-----------------------

[1] В.И. Кузнецов “Что такое бытие”

[2] Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы,

1991.

[3] П.А. Сорокин “Социологические теории современности”.

[4] Баталов Э.Я. О книге Э. Тоффлера. [5] №7 с. 85

[5] Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [4], с.330

[6] Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной

экономики.[4], с.393, 395-396

[7] Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного

общества. [4], c.414-415

[8] Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. [4],

с.195

[9] Дайзард У. Наступление информационного века. [4], c.343-344

[10] Ясперс К. Современная техника. [4], с. 124-126

[11] Баталов Э.Я. О книге Э. Тоффлера. и Тоффлер О. Третья волна

(реферативное изложение) [5] №7, c. 85

[12] Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. [4],

с. 169-170

[13] Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной

экономики.[4], с. 397

[14] Дайзард У. Наступление информационного века. [4], с.343

[15] Айрис Р. Технология и экономический рост. [4], с. 325

[16] Тоффлер О. Третья волна. [5] №7, с. 99

[17] Сколимовски Х. Философия техники как философия человека. [4], с. 242

[18] Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века.

[4], с. 303

[19] Ясперс К. Современная техника. [4], с. 138-139

[20] Тоффлер О. Третья волна. [5] №9, с. 79-82

[21] Тоффлер О. Третья волна. [5] №10, с. 99-102

[22] Тоффлер О. Третья волна. [5] №11, с. 95-96

[23] Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [4], с.338

[24] Дайзард У. Наступление информационного века. [4], с.346-348

[25] Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего. [4], с.

373,375,378

[26] Эллюль Ж. Другая революция. [4], с. 148-151

[27] Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [4], с.340

[28] Ясперс К. Современная техника. [4], с. 144

[29] Ясперс К. Современная техника. [4], с. 121

[30] Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса.

[4], с. 212-219

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.