Рефераты. Философский анализ общества






обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное

производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не

только “благополучие общества”, а физическое выживание каждого конкретного

человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются

предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть

удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с

“мобилизацией” всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от

политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные

общества–даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии

опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую

роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в

процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения,

которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных

существ. Имеются в виду производственно–экономические отношения

собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня

развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей

силой) и профессионального разделения труда.

Собственность на средства производства играет, по убеждению Маркса,

важнейшую роль в его развитии. Собственность оказывает важнейшее влияние и

на общественную жизнь, взятую в целом. Связанные с экономикой особенности

практической жизни людей воздействуют, в конечном счете, и на характер

присущего им мышления и чувствования. Стереотипы поведения, представления о

приличном и неприличном, достойном и недостойном, эстетические пристрастия,

общий тип культуры, по Марксу, разняться у представителей различных слоев

общества.

Итак, характеризуя материалистическое понимание истории К. Маркса,

можно сказать, что оно связано с несколькими фундаментальными идеями,

согласно которым:

1. В каждой из форм человеческой деятельности (включая сюда науку,

искусство, религию) цели и замыслы людей, присущее им сознание

детерминированы, в конечном счете, объективными потребностями и

интересами субъекта;

1. Из двух типов человеческой деятельности–целенаправленного изменения

мира и целенаправленного изменения представлений о мире, отражающих

и моделирующих его–практическая деятельность определяет духовную,

подчиняет её своим целям и задачам;

1. Из существующих форм практической деятельности, материальное

производство (производство вещей) оказывает воздействие на

производство непосредственно общественной жизни и производство “форм

общения людей”;

1. В рамках коллективной деятельности людей, их отношение к предметам,

средствам производства оказывает определяющее воздействие на весь

образ жизни, включая сюда их отношение к механизмам власти, способ

воспроизводства непосредственной жизни, склад мышления и

чувствования.

Рассуждая о наиболее глубоких источниках общественных изменений, Маркс

связывает их не со сменой “форм социокультурной духовности”, а с неуклонным

ростом общественного производства–прежде всего, производства материального.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь

между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их

имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о

зависимости между “базисом” общества и социальным укладом общественной

жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их

само воспроизводства из положения в системе производственно–экономических

отношений.

Глава 2. Информационное общество и этапы его развития.

2.1. Понятие “информационного общества”. Взгляды философов.

О.Тоффлер:

“Тоффлер не дает новой цивилизации (хотя в “Футурошоке” он утверждал, что

на смену “индустриальному обществу” придет “супериндустриальное общество”)

определения,... но через всю книгу проводит мысль о ее принципиально новом

характере. (Многое в этой возникающей цивилизации противоречит традиционной

индустрилаьной цивилизации. Это в одно и то же время и в высшей степени

технически развитая, и антииндустриальная цивилизация. “Третья волна” несет

с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных,

возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают

устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой

(“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван

“электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях

будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и

выводит нас за пределы концентрации энергии, денежный средств и власти”[4].

Комментарий: Как верно заметил Баталов в предисловии к реферату книги

“Третья волна”, Тоффлер ни разу не дал прямого определения им же самим

введенному понятию “информационного (или постиндустриального) общества”. Он

дает определение описательно, через перечисление элементов, которые являтся

радикально новыми для сегодняшней жизни и коренным образом изменят жизнь

нынешнего или ближайшего поколения.

Д.Белл:

“В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной

жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой

деятельности человека приобретет становление нового социального уклада,

зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке

информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер,

развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.

Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания

телекоммуникационной революции:

переход от индустриального к сервисному обществу;

решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления

технологических инноваций;

превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент

системного анализа и теории принятия решений”[5].

Комментарий: Один из основоположников концепции “информационного общества”

(иначе называемого “постиндустриальным обществом”) Д.Белл одним из первых

выделил его характеристические признаки. Его определение данного понятия

любопытно историчностью своего подхода, т.е. он определяет сущность нового

общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, тем самым

выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые будут отличать

“послереволюционное” общество от нынешнего.

Т.Стоуньер:

“...инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, суть в то же

время овеществленная информация. Эта идея справедлива по отношению к

капиталу, земле и любому другому фактору экономики, в котором овеществлен

труд. Нет ни одного способа производительного приложения труда, который в

то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию,

подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В

постуиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его

основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник

богатства.

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое

национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные

захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии,

переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития

технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал

основным принципом создания нового богатства.

Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические свойства.

Если у меня есть 1000 акров земли и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у

меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть

некоторая сумма информации и ее половину я отдам другому человеку, у меня

останется все что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою

информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь

полезным. Так что, в то время как сделки по поводу материальных вещей ведут

к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация,

таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться. Другая

специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие

от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во

Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту -

оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей

среде и уменьшает энтропию.”[6]

Комментарий: Данная цитата из труда Т.Стоуньера имеет особенно важное

значение для определения понятия “информационного общества”. Автор дает

развернутую характеристику понятию информации, демонстрируя принципиальное

отличие последней от иных видов экономических и социальных ценностей. Тем

самым он обосновывает идею об исключительности наступающей новой стадии и

неизбежности кардинального перелома в истории с ее наступлением.

А.Турен:

“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции

делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в

производство средств производства. Организация труда затрагивает лишь

отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует

производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на

управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.