Рефераты. Философская мысль в Башкортостане






купли-продажи для казны, помещиков и чиновников. Раздавая башкирские

земли, царское правительство искусственно создавало себе лиц, "способных

служить столпам Отечества", создавало класс крупных земельных

эксплуататоров. Активное участие в расхищении земель принимала богатая

верхушка башкир. Процесс этот к концу XIX столетия закончился "чисткой

земель" под капитализм. Нехватка земли тяжело отразилась на жизненном

уровне крестьян, вынуждая их арендовать земли у помещиков. Последние же,

пользуясь своим положением, прибегали к такой форме крепостнической

кабалы, как отработка, которая, по существу, восходила к барщине. Аграрный

вопрос в Башкирии был самым злободневным для крестьянства, которое в

экспроприации помещичьих земель стало видеть путь освобождения из вечной

кабалы. Понятно, почему он нашел отражение в творчестве башкирских

просветителей-демократов, которые выступали как выразители интересов

крестьянства.

О М.Уметбаеве можно говорить как о самобытном мыслителе своего

народа. Он явился достойным преемником прогрессивных традиций

предшествующей общественной мысли Башкирии. Просветитель не остался на

уровне подражания своим предшественникам. Есть определенное своеобразие,

которое отличает его как передового идеолога от своих современников. В

истории общественной мысли М.Уметбаев выступает как вдумчивый социолог,

пытающийся разобраться в социально-экономическом положении в истории

башкирского народа.

Сквозной идеей, пронизывающей его общественные воззрения, является

идея социальной справедливости. Просветитель ищет пути достижения

социальной справедливости прежде всего для разоренных крестьян

посредством коренного улучшения их положения. В постановке и решении этого

вопроса просветитель стоял выше узконациональных интересов. По мнению

просветителя, аграрный кризис переживает вся страна: реформа же 1861 г. об

отмене крепостного права, которая коснулась и башкир, лишь усугубила

социально-экономические противоречия деревни.

С аграрной политикой в колониальной окраине М.Уметбаев увязывает и

вопросы социальной дифференциации башкирского общества. Научное решение их,

конечно, отсутствовало в произведениях просветителя. Но в то же время не

шла речь о гармонии классов - это было бы упрощенным толкованием

общественных воззрений башкирского просветителя.

Объективно-исторический подход к капитализму как сложному

противоречивому явлению определил отношение передового мыслителя к проблеме

вымирания башкирского народа. Просветитель не пришел к научно

обоснованным выводам о путях выхода из социально-экономического кризиса.

В то же время, опираясь на исторический опыт европейских и других стран,

мыслитель достаточно четко представлял, что само по себе обезземеливание не

приводит к исчезновению народов. Пытаясь выявить роль и место

потребностей в социально-экономических связях, М.Уметбаев отмечал: "От

безземелья народы не вымирают, напротив, малоземельный народ стремится к

промышленности и ремеслу".

У Мифтахетдина Акмуллы просветительство приобретает ярко выраженный

нравственно-этический характер. Поэт уверен, что с помощью морального

просвещения можно установить отношения справедливости и доверия между

людьми. Моральное совершенство человека должно лечь в основу разумного

общественного устройства. Осмысливая окружающий мир через призму

нравственных оценок, Акмулла выходил к широким философским обобщениям.

Более глубокое проникновение в суть общественных отношений отличает

наследие демократов ХХ в. Правда, М. Гафури и его последователи не могли

подняться до понимания закономерностей исторического процесса. Будучи

выразителями чаяний крестьянских масс, они по-своему хотели помочь

социальному, национальному и духовному раскрепощению народа. Демократы

видели, что интересы бедных и богатых несовместимы, между ними идет

непримиримая борьба. Они закономерно приходили к выводу, что в рамках

существующего строя невозможно устранить социальное бесправие народа. "В

мире есть, - писал М. Гафури, - такие понятия, как справедливость и

"равноправие", только не видно людей, которые бы жили по ним". Об этом же

пишут Ш.Бабич, Д. Юлтый и др.

В тесной связи с этими выводами находятся высказанные прогрессивными

писателями отдельные мысли о роли народа в истории. Как и предшественники,

они выражали горячее участие к судьбе народа, сочувствовали его нуждам и

чаяниям. "Я там, где стонут бедняки", - объяснил свою позицию М.Гафури.

"О деле народа я плачу; о том, что он слаб и убог", - говорил Ш.Бабич.

Гафури и его последователи связывали с народом прогресс общественного

развития, отводили ему решающее место в социально-экономических

преобразованиях. Выдвижение прогрессивной общественной мыслью злободневных

социальных проблем было естественным закономерным явлением.

Заключение.

В Башкирии еще в XIX в. сложилась благоприятная обстановка для

распространения передовых идей. Русская общественная мысль оказала

определяющее воздействие на формирование мировоззрения башкирских

просветителей. Их деятельность проходила в непосредственном общении с

русскими учеными: историками, экономистами и публицистами. Например,

М.Уметбаев был хорошо знаком с историком-краеведом Р.М.Игнатьевым,

венгерским ученым Вильмаши Проле и др. В свою очередь, освоение культурного

наследия башкирского народа духовно обогащало русских писателей,

способствовало выдвижению коренных социальных проблем эпохи, затрагивающих

интересы многонациональной Родины.

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, Г.И.Успенский, Д.Н.Мамин-

Сибиряк, Н.А.Крашенинников и др. выдающиеся представители русской

культуры с позиций подлинного гуманизма охарактеризовали положение

обездоленных масс. Они гневно осуждали деспотизм и насилие, выступали

против разжигания межнациональной вражды и недоверия. Башкиры получили

автономию в марте 1919 года, но это не решило вековых чаяний народа о

возрождении культуры, о достижении подлинного равенства между народами.

В этой переломной эпохе сформировались такие деятели башкирской

культуры, как Заки Валиди, Абдулкадир Иман, Галимжан Тоган, Мухаметша

Бурангулов. Эти деятели, работая в экстремальных условиях, смогли

оставить после себя немеркнущие творения, составившие золотой фонд

башкирской культуры. Заки Валиди (189О-197О) - лидер башкирского

национального движения, один из создателей башкирской автономии,

написавший сотни трудов по истории и культуре тюркских народов, в том

числе и башкир. Абдулкадир Инан (1889-1974) -исследователь, вложивший

немалый труд в тюркологическую науку. Мухаметша Бурангулов (1888-1968) -

выдающийся башкирский фольклорист, благодаря неустанной деятельности

которого удалось сохранить жемчужины башкирского эпоса.

Философская сторона творчества указанных деятелей требует глубоких

исследований, проникновения в их творческую лабораторию. Их, разумеется,

нельзя назвать чисто философами, но их творчество, имея глубокий

философский смысл, оказало огромное влияние на все стороны башкирской

культуры, в том числе и на современную философскую мысль.

В сложившейся ситуации культа личности и государственно-

монополитического социализма, с господством при нем тоталитарно-

авторитарного мышления, с его подавлением и унификацией личности трудно

было ожидать от творческой интеллигенции такого малочисленного народа, как

башкиры, каких-то ощутимых достижений по большому счету. Но, несмотря на

это, даже в условиях сталинизма и последующего застоя башкирская

национальная культура дала ряд философов и социологов, известных в стране и

мире.

Список литературы:

1. Азаматов Д.М. Просветительско-демократическая мысль и

распространение марксизма в Башкирии. Саратов, СГУ, 1984.

2. Валеев Д.М. Нравственная культура башкирского народа: прошлое

и настоящее. Уфа: Башкнигоиздат, 1989.

3. Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители – демократы

XIX века. М.: Наука, 1981.

4. Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

Среднего Востока. М., 1966.

5. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические

воззрения арабо-исламских философов средневековья. М., 1989.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. Политизат,

1991.

7. Митрохин Л.Н. Философия и религия // Вопросы философии.-

1989.-№ 9.

8. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. Республика,1992.

9. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1985.

10. Творчество Ризы Фахретдинова, Сборник статей. Уфа, 1988.

11. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.,

1983.

12. Философия и культура. М.,1987.

13. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа.

Уфа.,1973.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1988.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.