Рефераты. Философская мысль в Башкортостане






Вселенной, и разные уровни его существа соответствуют разным уровням

мироздания (от телесных состояний до разумного духа). Бессмертие души

возможно лишь через слияние разума мудреца с разумной силой, управляющей

Вселенной, божественное же воскрешение, рай и ад не признаются. Коран

считался представителями фалсафы изложением истинного учения о мире,

приспособленным для восприятия массами населения, не способными к

философскому мышлению, а воспринимающими только яркие образы и прямые

моральные увещевания и поучения.

Общество устроено тоже подобно мирозданию или человеческой душе:

разные социальные группы соответствуют разным уровням. В идеальном

обществе править должны мудрецы-философы, воплощающие разумное начало;

выполнять их решения - воины, чиновники, представляющие волевое начало;

торговцы, ремесленники, земледельцы представляют телесно-чувственное

начало и должны заниматься своим делом на благо обществу в рамках законов,

устанавливаемых правителями. Тогда общество будет совершенным, как человек,

разум которого контролирует его волю и его телесные чувства и побуждения.

В других случаях общество будет в той или иной степени несовершенным

(преувеличение роли воли ведет к тирании и т.д.).

Подобное учение о Боге как о первоначале, не вмешивающемся затем в

естественный ход развития мира, называется деизмом.

Фалсафа приобщила мусульманскую культуру к античной философской

традиции, сделала знакомство с идеями Платона и Аристотеля частью общего

образования, сохранила античное наследие и для Европы.

Оригинальные и глубокие философские идеи были высказаны в рамках

такого направления исламской культуры, как суфизм. Суфии - представители

мистического течения в мусульманстве, придававшие особое значение

личному прямому контакту верующего с Богом. К этому контакту стремились как

чисто практически, через аскетизм, специальные упражнения (подобие йоги),

особые молитвы (зикр), даже танцы и пение, так и через богословско-

философские размышления, опиравшиеся на идеи Корана, на концепции

древних философов (особенно Платона), на отдельные аспекты христианских,

персидских, индийских учений. Суфизм с его идеей о том, что в вещах

скрыт духовный смысл, причем его надо эмоционально ощутить, а не

рационально понять, с учением о вдохновении и интуиции как основных

средствах познания истины, с особым вниманием к представлениям о

божественной любви и красоте - оказал сильное и плодотворное воздействие на

искусство, способствуя росту его эмоциональности и выразительности, идейной

глубины.

Философские идеи суфизма развивали Ибн Араби, Ас Сухраварди, Хамза

Фансури и др. Важную роль в истории суфизма сыграл знаменитый богослов и

философ Аль Газали, сблизивший суфийское учение с традиционным исламом и

обосновавший исламское "правоверие" "умеренных" суфийских учений. Дело в

том, что крайние суфии, утверждая возможность духовного соединения

человеческой души с Аллахом, доходили до заявлений, воспринимавшихся

традиционными верующими как недопустимые. Суфий Халладж публично заявил:

"Я - есть истина",- т.е.: "Я - есть Бог",- за что был казнен, хотя он не

обожествлял себя, а имел в виду то, что в каждом человеке проявляется Бог.

Суфийская философия опиралась не только на образное осмысление

Корана, на интуитивные прозрения, но и на глубоко диалектическую

философскую мысль. В основе всего за "завесой" материальных вещей

находится божественный дух, проявляющийся с разной степенью совершенства.

Бога не надо искать где-то за пределами мира, он скрыт во всем и все

есть Бог. Но, прежде всего, Бог находится в глубине собственной души

человека. Чтобы достичь единства с Богом, постигнуть его, необходимо

страстно любить Бога, стремиться к его совершенству, отбрасывая все личное,

эгоистическое, земное. Познание Бога требует не рационального рассуждения,

а экстаза (хал), духовного подъема, интуитивного чувства. Человек должен

совершенствовать свой дух, достигая все более и более высоких ступеней

("стоянок" макамов), пока достигнет высшего совершенства, потеряет свое Я и

сольется с Богом. Традиционные жанры персидской поэзии о любви (соловей и

роза, мотылек и свеча и др.) связаны не только с любовью к Богу (любовь

человеческая - подобие любви к богу).

Особо следует сказать о таких оригинальных мыслителях, стоящих

особняком от других течений, как Ибн Хальдун (1332-1406 гг.) и Ар-Рази (865-

925 гг.).

Ибн Хальдун явился основателем подлинно научного подхода к истории

и создателем социологии ("социальной физики", по его словам). Он считал,

что как природа развивается по своим собственным внутренним законам, так и

человеческое общество возникает и развивается согласно социальным законам.

Общество появляется в силу того, что люди могут производить необходимые

им материальные блага только сообща. Поэтому возникает совместный труд и

разделение труда. Дальнейшее развитие хозяйственной жизни приводит к

развитию общества от примитивного состояния к цивилизованному. "Знай, что

условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того,

как люди добывают средства к существованию", - пишет Ибн Хальдун. По мере

роста богатства и углубления разделения труда возникают различные

социальные слои, на базе общих интересов возникают различные политические

группы, какая-то из них захватывает власть, создает государство.

Стремление власть имущих к безграничному росту своего богатства усиливает

угнетение народа, приводит к упадку экономики и государства в целом.

Приходят новые племена, и все начинается сначала. Такова в современных

терминах суть воззрений Ибн Хальдуна. Известно, что задолго до классиков

английской политической экономии XVIII в. (А.Смит, Д. Рикардо) Ибн

Хальдун выдвинул идею о том, что источником стоимости любого продукта

является человеческий труд: "Всякая выгода и прибыль или большая ее часть

- это стоимости человеческих трудов". Идеи Ибн Хальдуна были полностью

оценены в XIX-XX вв., когда была создана современная социологическая

теория.

Ар-Рази получил редкую среди арабских мыслителей репутацию

вольнодумца и антиклерикала (противника священнослужителей). Он начинал

с рационалистических толкований Корана в духе калама, стремясь связать идеи

калама с учением фалсафы, что казалось многим богословам недопустимым. В

дальнейшем Ар-Рази перешел к учению суфизма. Ар-Рази был эмпириком и

последователем античной философии, причем опыт он ценил выше традиционной

теории, считая, что к истине можно приблизиться, но никто не может ею

полностью овладеть. Поэтому он рассматривал научное исследование не как

обнаружение уже открытой древними авторитетами вечной истины, а как живой

процесс приобретений и потерь, смело, сравнивая свой авторитет с

авторитетом Аристотеля. Подобное признание большей ценности собственного

жизненного и научного опыта по сравнению с научной традицией редкое

явление в средневековой культуре.

Вместе с проникновением ислама в Башкортостан проникают и традиции

мусульманской культуры, в особенности правовое мышление и моральная

философия. Данный процесс в Башкортостане шел весьма успешно. Дело в том,

что ислам, как учение, возникшее у кочевых племен Аравии, нашел понимание

у башкир, тоже кочевников при принятие ислама. Среди арабов кочевая жизнь в

какой-то мере романтизировалась и пропагандировалась. У известного

арабского философа XIV в. Ибн-Хальдуна есть такие мысли: "Знай: так как

кочевая жизнь является причиной смелости, то необходимым образом дикое

племя боеспособнее, чем другое". Оседлая жизнь, считал Ибн-Хальдун,

приводит человека к изнеженности.

В период вхождения Башкортостана в состав мусульманских государств

Золотой Орды и Казанского ханства получила развитие письменность на

арабской графике, что не могло не отразиться на развитии башкирского языка,

который заимствовал многие политические, философские, правовые и

медицинские термины из арабского и персидского языков.

Высокая арабская эстетическая культура, отразившаяся и в графике

алфавита, не могла не отразиться на орнаменте принявших ислам народов, на

их архитектуре, национальном костюме.

Наибольшее влияние на духовную культуру принявших ислам народов оказал

шариат - свод социальных норм ислама: правовых, нравственных,

психологических и даже эстетических.

Если с момента принятия ислама башкирская культура развивается, как

бы синтезируя общетюркское, арабо-мусульманское и свое башкирское, то

после вхождения Башкортостана в состав Русского государства во второй

половине XVI в. синкретизм общественного сознания, общественных институтов

и норм под влиянием политико-правовой системы метрополии еще больше

возрастает, что само по себе является детерминирующим фактором нарастания

общечеловеческого содержания в мировоззрении башкирского народа. А это, в

свою очередь, усиливает философско-созерцательный характер мышления и

поведения отдельной личности, хотя, как уже отмечалось, профессиональных

философов среди башкир не было до П половины XIX в. Образ жизни (кочевой

и полукочевой), несомненно, повлиял на это. Отсюда и неприятие башкирами

того образа жизни, который несли в себе многочисленные переселенцы в

Башкирию в XVII-XVIII вв., с чем, в огромной степени связаны многочисленные

башкирские восстания. То есть кровавые народные восстания вызывались не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.