только тем, что происходила беспощадная колонизация башкирской земли
(разумеется, это одна из основных причин), но и тем, что здесь столкнулись
два образа жизни, два мировосприятия, две культуры, от соприкосновения
которых весь строй жизни башкирского народа подвергался опасности полного
исчезновения в процессе ассимиляции.
После создания в Уфе Духовного магометанского собрания роль ислама
в Башкортостане, Татарстане и других восточных регионах России начала
существенно изменяться. Отказавшись от идеи насильственной христианизации
Башкортостана, царское правительство избрало более гибкую линию приведения
башкир к покорности с помощью использования преданного ему
мусульманского духовенства.
В этой ситуации вполне объяснимо распространение в Башкортостане
суфизма с его аскетизмом и мистикой, с его покорностью судьбе, с его
отказом от личной воли и общественной пассивностью. С позиций суфизма
выступали многие известные писатели и поэты Башкортостана XVIII-XIX вв.
(Т. Ялсыгулов, А. Каргалы, Г. Салихов, Т. Заки, Г Сокрый и др.). В
основном суфизм как определенное умонастроение общества, влиявшее на
литературу, искусство, был господствующим направлением в первой половине
XIX в.
Башкирские поэты-суфисты, как и их предшественники, проповедовали
равенство людей перед богом, проклинали богатство, материальные блага как
явления преходящие, тленные, сочувственно относились к бедным,
обездоленным. То есть на первом плане у суфиев было нравственно-этическое
осмысление действительности, благодаря чему они были чрезвычайно популярны
в народе. Но, тем не менее оценки суфизма имели абстрактно-отвлеченный
характер, они не касались всей системы общественных отношений.
3. Философская и социологическая мысль в Башкортостане
в XVIII-XX вв.
С присоединением к России расширились духовные связи башкирского
народа с русской и западно-европейской культурой. Приоритетной сферой
становятся социально-философские проблемы, это обусловлено остротой
противоречий, вставших перед обществом.
Время, выдвинувшее имена Юнаева, Ишбулатова, Алиева, Арсланова,
Юлаева, знаменательно появлением социально-философских трактатов и
документально-исторических произведений. Среди них особое место занимает
"Доношение Батырши Алиева императрице Елизавете о причинах восстаний в
Башкортостане 1755 г." В нем отмечается миролюбивый характер местного
населения: "Башкиры никогда не шевелились, пока не потерпели
притеснений от русских". В то же время уточняется, что злодеяния исходят
не только от русских начальников и генералов, но и от лицемеров-старшин,
представителей коренных жителей. Особое беспокойство Батырши Алиева
вызывают религиозные притеснения - насильственная христианизация народов
Поволжья. В доношении содержатся и мотивы объединения тюркских народов,
исламского единства во имя достижения социальной справедливости.
До определенного времени в народе жила вера в доброго "белого царя" -
падишаха. С ним связаны надежды на благополучие подданных. Однако
бедственное положение народа, творившиеся бесчинства и беззаконие привели
к тому, что эта вера стала утрачивать свою силу. Осмысление происходящих
событий приводит к обобщениям, что утверждение социальной справедливости
в отношении башкир зависит не столько от авторитета падишаха, сколько от
наведения порядка в структурах власти. Между падишахом и народом
находится армия чиновников, которая должна честно и верно служить
государству: "Мы не называем падишаха злодеем, он справедливый, однако
какая польза от его справедливости, находящейся за пазухой и не дошедшей
до нас?"
Батырша Алиев проводит идею о правомерности ответных акций народа
по устранению злодеяний, подчеркивает необходимость изучения общественного
мнения, выражаемого на народных собраниях - джиенах.
Тенденция рассмотрения башкирских восстаний как реакции на усиление
экономического и политического угнетения народа, как путь освобождения от
колониального гнета и разрешения внутренних проблем характерна для
общественной мысли XVIII-XIX столетий. Она пронизывает обращение
национального героя Салавата Юлаева (1752-1800гг.) к своему народу.
Социальное видение поэта-предводителя дополняется новыми чертами. Оно не
имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Он достаточно хорошо
осознает, что бесправны не только башкиры, но и русские. Поэтому возглавить
движение против общего бедствия должна личность, способная объединить все
национальности: "Является ли Пугачев царем или нет, - это нас не
интересует. Пугачев против русских начальников, генералов и бояр, для нас
этого достаточно". Призыв к дружбе и к согласию содержится в воззвании
Салавата и его отца от 10 сентября 1774 г., ибо у трудового народа нет
причин для разногласий. Философскими раздумьями пронизано также
поэтическое наследие национального героя. В нем утверждаются единство
природы и человека, гуманизм, воспевается героическое прошлое
башкирского народа.
Не следует сводить представление о суфизме, проникшем в конце XVIII -
начале XIX вв. в Башкирию, только как о религиозно-мистическом направлении.
Применительно к странам Востока его появление можно расценивать как
отражение в общественном сознании экономических невзгод народа, социальных
катаклизмов. Что же касается Башкортостана, то подавление народных
восстаний и без того усугубило крайне тяжелое положение крестьян, привело
к усилению колониального гнета и бесправия обездоленных масс. Обращаясь к
богу, суфии взывали к состраданию и милосердию, религиозному равенству.
Башкирский суфизм отличается от ортодоксального тем, что в нем
мусульманское часто перерастает в нечто гражданское, а сострадание и
сочувствие к бедным - иногда в смелую критику явлений несправедливого
общества.
В сравнении с предшественниками представители суфизма проникали в
суть собственно философских проблем. Согласно Шамсетдину Заки философия
- это школа искателей истины, а пророк Ибрагим - шакирд Аристотеля и
Платона. Каргалы, как и многие его современники, проповедует нравственное
очищение личности. Он осуждает корыстолюбие и погоню за богатством:
"погоня за богатством, славой - плод неумеренных страстей". Отдавая
дань религиозному аскетизму, Каргалы не отказывается от реальной, земной
жизни. Так, судьба каждого человека своими нитями связана с родиной,
Отчизной: "Любовь к своей Отчизне - это совесть, жизнь мужчин и женщин
только в ней". В центре размышлений Г.Салихова - исполнение гражданского
долга, который он видит в осуществлении добродетельных поступков по
отношению к людям: "Достигнешь цели, принося добро".
Разложение феодальных структур и формирование капитализма,
сопровождающиеся переменами в общественной жизни и культуре,
способствовали возникновению в Башкортостане во второй половине XIX -
начале ХХ вв. просветительского движения, в котором выделяются два крыла:
религиозно-реформаторское и демократическое направление.
Религиозно-реформаторское просветительство было представлено именами
Р. Фахретдинова, З. Камали, З. Давлеткильдеева и других деятелей
башкирской и татарской культуры. Они сыграли большую роль в пропаганде
западно-европейской и арабской философии. Р. Фахретдинов, будучи
бессменным редактором оренбургского журнала "Шуро" ("Совет"), большое
значение в духовном и экономическом прогрессе общества отводил
религиозному обновлению. В области реформы образования религиозные
просветители находились на платформе джадидизма (Джадид - новый),
осуждали реакционное духовенство, кадимизм (кадим - старый),
схоластические способы обучения. Как ректор Уфимского медресе "Галия",
З. Камали способствовал росту демократической молодежи, становлению
Г.Ибрагимова, М. Гафури, Ш.Бабича и др.
Своеобразие религиозного просветительства проявлялось в отношении
решения социальных проблем. Так, в сочинениях Р. Фахретдинова ("Асма",
"Салима", "Семья", "Наставления") мы встречаем осуждение корыстолюбия,
невежества и подлости. Согласно его выводам безнравственные поступки
бывают присущи и богатым людям. Это не значит, что религиозные реформаторы
ставили вопрос о причинах несправедливого распределения общественного
богатства. Устами своих героев они твердили о взаимопонимании, гармонии и
идиллии между воспитанными и образованными аристократами и простыми людьми.
Причем в обязанность господствующих классов вменялось свершение
добродетельных поступков по отношению к бедным людям. Тем самым
реформаторы пытались укрепить веру народа в добрых аристократов, баев и
священнослужителей.
В отличие от религиозных деятелей башкирские просветители-демократы
Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895),
Мажит Гафури (1880-1934), Шайхзада Бабич (1890-1919), Даут Юлтый (1893-
1938) обнажали остроту социальных проблем, для них был неприемлем путь
сглаживания противоречий.
Фактором, определившим особенности демократического просветительс-
тва народов Поволжья, явился национально-колониальный гнет. Хищнические
приемы капиталистической эксплуатации в совокупности с методами военно-
феодального грабежа особенно ярко проявились в аграрной политике
самодержавия. В течение многих десятилетий земли башкир являлись объектом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5