Рефераты. Философская мысль в Башкортостане






только тем, что происходила беспощадная колонизация башкирской земли

(разумеется, это одна из основных причин), но и тем, что здесь столкнулись

два образа жизни, два мировосприятия, две культуры, от соприкосновения

которых весь строй жизни башкирского народа подвергался опасности полного

исчезновения в процессе ассимиляции.

После создания в Уфе Духовного магометанского собрания роль ислама

в Башкортостане, Татарстане и других восточных регионах России начала

существенно изменяться. Отказавшись от идеи насильственной христианизации

Башкортостана, царское правительство избрало более гибкую линию приведения

башкир к покорности с помощью использования преданного ему

мусульманского духовенства.

В этой ситуации вполне объяснимо распространение в Башкортостане

суфизма с его аскетизмом и мистикой, с его покорностью судьбе, с его

отказом от личной воли и общественной пассивностью. С позиций суфизма

выступали многие известные писатели и поэты Башкортостана XVIII-XIX вв.

(Т. Ялсыгулов, А. Каргалы, Г. Салихов, Т. Заки, Г Сокрый и др.). В

основном суфизм как определенное умонастроение общества, влиявшее на

литературу, искусство, был господствующим направлением в первой половине

XIX в.

Башкирские поэты-суфисты, как и их предшественники, проповедовали

равенство людей перед богом, проклинали богатство, материальные блага как

явления преходящие, тленные, сочувственно относились к бедным,

обездоленным. То есть на первом плане у суфиев было нравственно-этическое

осмысление действительности, благодаря чему они были чрезвычайно популярны

в народе. Но, тем не менее оценки суфизма имели абстрактно-отвлеченный

характер, они не касались всей системы общественных отношений.

3. Философская и социологическая мысль в Башкортостане

в XVIII-XX вв.

С присоединением к России расширились духовные связи башкирского

народа с русской и западно-европейской культурой. Приоритетной сферой

становятся социально-философские проблемы, это обусловлено остротой

противоречий, вставших перед обществом.

Время, выдвинувшее имена Юнаева, Ишбулатова, Алиева, Арсланова,

Юлаева, знаменательно появлением социально-философских трактатов и

документально-исторических произведений. Среди них особое место занимает

"Доношение Батырши Алиева императрице Елизавете о причинах восстаний в

Башкортостане 1755 г." В нем отмечается миролюбивый характер местного

населения: "Башкиры никогда не шевелились, пока не потерпели

притеснений от русских". В то же время уточняется, что злодеяния исходят

не только от русских начальников и генералов, но и от лицемеров-старшин,

представителей коренных жителей. Особое беспокойство Батырши Алиева

вызывают религиозные притеснения - насильственная христианизация народов

Поволжья. В доношении содержатся и мотивы объединения тюркских народов,

исламского единства во имя достижения социальной справедливости.

До определенного времени в народе жила вера в доброго "белого царя" -

падишаха. С ним связаны надежды на благополучие подданных. Однако

бедственное положение народа, творившиеся бесчинства и беззаконие привели

к тому, что эта вера стала утрачивать свою силу. Осмысление происходящих

событий приводит к обобщениям, что утверждение социальной справедливости

в отношении башкир зависит не столько от авторитета падишаха, сколько от

наведения порядка в структурах власти. Между падишахом и народом

находится армия чиновников, которая должна честно и верно служить

государству: "Мы не называем падишаха злодеем, он справедливый, однако

какая польза от его справедливости, находящейся за пазухой и не дошедшей

до нас?"

Батырша Алиев проводит идею о правомерности ответных акций народа

по устранению злодеяний, подчеркивает необходимость изучения общественного

мнения, выражаемого на народных собраниях - джиенах.

Тенденция рассмотрения башкирских восстаний как реакции на усиление

экономического и политического угнетения народа, как путь освобождения от

колониального гнета и разрешения внутренних проблем характерна для

общественной мысли XVIII-XIX столетий. Она пронизывает обращение

национального героя Салавата Юлаева (1752-1800гг.) к своему народу.

Социальное видение поэта-предводителя дополняется новыми чертами. Оно не

имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Он достаточно хорошо

осознает, что бесправны не только башкиры, но и русские. Поэтому возглавить

движение против общего бедствия должна личность, способная объединить все

национальности: "Является ли Пугачев царем или нет, - это нас не

интересует. Пугачев против русских начальников, генералов и бояр, для нас

этого достаточно". Призыв к дружбе и к согласию содержится в воззвании

Салавата и его отца от 10 сентября 1774 г., ибо у трудового народа нет

причин для разногласий. Философскими раздумьями пронизано также

поэтическое наследие национального героя. В нем утверждаются единство

природы и человека, гуманизм, воспевается героическое прошлое

башкирского народа.

Не следует сводить представление о суфизме, проникшем в конце XVIII -

начале XIX вв. в Башкирию, только как о религиозно-мистическом направлении.

Применительно к странам Востока его появление можно расценивать как

отражение в общественном сознании экономических невзгод народа, социальных

катаклизмов. Что же касается Башкортостана, то подавление народных

восстаний и без того усугубило крайне тяжелое положение крестьян, привело

к усилению колониального гнета и бесправия обездоленных масс. Обращаясь к

богу, суфии взывали к состраданию и милосердию, религиозному равенству.

Башкирский суфизм отличается от ортодоксального тем, что в нем

мусульманское часто перерастает в нечто гражданское, а сострадание и

сочувствие к бедным - иногда в смелую критику явлений несправедливого

общества.

В сравнении с предшественниками представители суфизма проникали в

суть собственно философских проблем. Согласно Шамсетдину Заки философия

- это школа искателей истины, а пророк Ибрагим - шакирд Аристотеля и

Платона. Каргалы, как и многие его современники, проповедует нравственное

очищение личности. Он осуждает корыстолюбие и погоню за богатством:

"погоня за богатством, славой - плод неумеренных страстей". Отдавая

дань религиозному аскетизму, Каргалы не отказывается от реальной, земной

жизни. Так, судьба каждого человека своими нитями связана с родиной,

Отчизной: "Любовь к своей Отчизне - это совесть, жизнь мужчин и женщин

только в ней". В центре размышлений Г.Салихова - исполнение гражданского

долга, который он видит в осуществлении добродетельных поступков по

отношению к людям: "Достигнешь цели, принося добро".

Разложение феодальных структур и формирование капитализма,

сопровождающиеся переменами в общественной жизни и культуре,

способствовали возникновению в Башкортостане во второй половине XIX -

начале ХХ вв. просветительского движения, в котором выделяются два крыла:

религиозно-реформаторское и демократическое направление.

Религиозно-реформаторское просветительство было представлено именами

Р. Фахретдинова, З. Камали, З. Давлеткильдеева и других деятелей

башкирской и татарской культуры. Они сыграли большую роль в пропаганде

западно-европейской и арабской философии. Р. Фахретдинов, будучи

бессменным редактором оренбургского журнала "Шуро" ("Совет"), большое

значение в духовном и экономическом прогрессе общества отводил

религиозному обновлению. В области реформы образования религиозные

просветители находились на платформе джадидизма (Джадид - новый),

осуждали реакционное духовенство, кадимизм (кадим - старый),

схоластические способы обучения. Как ректор Уфимского медресе "Галия",

З. Камали способствовал росту демократической молодежи, становлению

Г.Ибрагимова, М. Гафури, Ш.Бабича и др.

Своеобразие религиозного просветительства проявлялось в отношении

решения социальных проблем. Так, в сочинениях Р. Фахретдинова ("Асма",

"Салима", "Семья", "Наставления") мы встречаем осуждение корыстолюбия,

невежества и подлости. Согласно его выводам безнравственные поступки

бывают присущи и богатым людям. Это не значит, что религиозные реформаторы

ставили вопрос о причинах несправедливого распределения общественного

богатства. Устами своих героев они твердили о взаимопонимании, гармонии и

идиллии между воспитанными и образованными аристократами и простыми людьми.

Причем в обязанность господствующих классов вменялось свершение

добродетельных поступков по отношению к бедным людям. Тем самым

реформаторы пытались укрепить веру народа в добрых аристократов, баев и

священнослужителей.

В отличие от религиозных деятелей башкирские просветители-демократы

Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895),

Мажит Гафури (1880-1934), Шайхзада Бабич (1890-1919), Даут Юлтый (1893-

1938) обнажали остроту социальных проблем, для них был неприемлем путь

сглаживания противоречий.

Фактором, определившим особенности демократического просветительс-

тва народов Поволжья, явился национально-колониальный гнет. Хищнические

приемы капиталистической эксплуатации в совокупности с методами военно-

феодального грабежа особенно ярко проявились в аграрной политике

самодержавия. В течение многих десятилетий земли башкир являлись объектом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.