Рефераты. Философия Современного Китая






Философия Современного Китая

ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ.

Религия и философия Китая уникальна. Частично это объясняется тем, что

единственная из великих религий человечества, она начала свое развитие в

изоляции, не испытывая влияние из вне. Две основные веры Китая, два

основных философских направления, конфуцианство и даосизм, успели

оформиться в самостоятельные учения до того, как страна перестала быть

закрытой для остального мира. Конфуцианство и даосизм не имеют ничего

общего с монотеистическими религиями, сконцентрированными вокруг единого

Бога, такими, как иудаизм, христианство и ислам. Особенно это касается

конфуцианства, которое вообще уделяет мало внимания природе и деятельности

бога. Поэтому конфуцианство, да и в известной степени и даосизм, часто

вообще не считают религией, а философскими течениями Китая.

В этих двух направлениях заключены корни последующих китайских

верований. От них берет свое начало непоколебимая убежденность,

сбалансированность природы, оформленная в последствии в знаменитую

концепцию “Инь” и “Янь”, силу тьмы и света, мягкого и твердого, женского и

мужского.

Еще одна важная идея, забота о благосостоянии людей пронизывает всю

последующую философию и религию Китая. Из нее родилась концепция Тянь-Минь

или Воля Неба.

Эта философия, эта вера послужили базой для развития последующей философии

Китая, также как их политическая, социальная, материальная культура дали

семена для расцвета последующей цивилизации Китая.

Если и есть единственная идея, одна черта, связывающая всю историю

развития, как религии, так и философии Китая, так это “сознание заботы”.

Даже в окраинных западном и восточном царствах Джоу можно найти следы

твердой веры в то, что само Небо слышит и видит также, как слышат и видят

люди, и потому принимают активное участие в их судьбе.

Вера в то, что основой вселенной является забота отличает Китайскую

религию от иудаизма, христианства и ислама, где основой религиозного

сознания служит страх и благоговение перед Верховной Силой. Именно поэтому

в Китае всегда сильна была связь религии с философией вообще и особенно с

этической философией в частности. Чувства заботы и участие определяет

Китайское понимание отношений человека с небесными сферами и другими

людьми.

Рассматривая направление развития китайской философии, приходится

задаваться вопросом: философия или религия? Или и то и другое? Чем являются

конфуцианство и даосизм для самих китайцев? Философиями или религиями?

У китайцев есть одно различие, которое может ответить на эти вопросы –

различие между терминами цзя (школа, мысль, философия) и цзяо (учение,

религия). Первый относиться к великим мыслителям, их учениям, а также к

великим традициям. Второй имеет отношение к единственному способу усвоения

великих традиций, доступным людям от сохи, т.е. религиозному. Различие

между интеллектуальной и культовой стороной религиозной жизни проведено во

всех Китайских верованиях - конфуцианстве, даосизме и буддизме, после того,

как последний появился в Китае во 2 веке до н.э.

У китайцев никогда не возникало необходимости противопоставлять цзя и цзяо.

Они представляют две стороны одного явления. Они различаются, но

одновременно связанны между собою. В традиционном Китае каждая великая

религия практиковалась на двух уровнях одновременно: великие философы

конфуцианства, даосизма и буддизма не мешали жить мастерам религиозных

искусств медитации, литургии и ритуалов.

Латинизированный термин конфуцианства является западным изобретением

миссионеров и иезуитов 17 века. Интересно, что у ранних миссионеров не было

сомнений в религиозной природе конфуцианства, даже если они не были

согласны с его традициями и ритуалами. Китайское название конфуцианства

“Чжу” (что значит “ученые”, “грамотные”) указывает на его широкое

интеллектуальное значение. Обычно этот термин относят к философии Цзя хоты

использую такие термины как Чжу – Цзяо, Кун – Цзяо (Кун – фамильное имя

Конфуция) или Ли – Цзяо (Ли – относится к конфуцианским ритуалам).

Известность конфуцианству принесла этическая философия, представленная

Конфуцием, Мен – Цзы и Цзюнь – Цзы. Фундаментом ее служит вера –

унаследованная вера во Владыку на небесах или Небо, тем не менее, мистицизм

не главная черта конфуцианства. Основное ударение конфуцианство делает на

этику человеческих отношений.

Придя в Китай из Индии через Центральную Азию, буддизм со своей

проповедью милосердия, равенства всех людей перед лицом всех страданий,

обещанием воздания за добрые дела и карой за дурные, пустили на китайской

почве глубокие корни. Этому способствовало гибкость и приспособляемость

учения, воспринявшего многие положения даосизма.

В противоположность конфуцианству, даосизм, проявивший активный

интерес к области натурфилософии отразил новые важнее стороны восприятия

мира. Центральное место в этом учении занимала теория о Дао – вечной

изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы,

гармоническое равновесие которой осуществляется путем взаимодействия

мужского и женского начал – Ян и Инь. По мнения основателя учения даосизма

Лао Цзы, Дао является всеобщем законом мира. Главной нормой человеческого

поведения он считал следование законам природы, непротивление ее принципам.

Философские школы складывались в Китае приблизительно в 6 в. до н.р. и

связывались они с именами первого китайского философа Конфуция, даосского

мудреца Лао-Цзы и др. Интересно отметить, что, если размежевание на

отдельные школы не привело в других странах Востока к официальному

признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, то в

Китае конфуцианство во 2 веке до н.р. добилось официального статуса

государственной идеологии, сумев сохраниться до наших дней, несмотря на

различное, порой диаметрально противоположное отношение к нему на различных

исторических этапах. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в

соперничестве многочисленных религиозно-философских школ были даосизм и

буддизм.

Таким образом, конфуцианство, даосизм и буддизм оказывали и до

настоящего времени продолжают оказывать влияние на формирование философской

мысли Китая.

Что же волновало философов Китая второй половины 19 и 20 веков,

размышление над какими проблемами вызывали в их среде дискуссии, полемику и

споры?

Вторая половина 19го века и 20 век занимают особое место в истории

Китая, развитие которого в предшествующий период находилось в большой

степени изоляции от внешнего мира. По существу, впервые народы,

принадлежавшие к разным цивилизациям, а потому дотоле развивавшиеся каждый

в соответствии с логикой эволюции собственной традиции, оказались в

ситуации, при которой их судьбы стали неразрывно связанными, а характер

общественных тенденций во многом идентичным.

Два фактора явились решающими: внутренний, проявившийся в кризисе

традиционных систем, преимущественно представлявших собой феодальные

монархии, и внешний — беспрецедентная экспансия с Запада. XIX — начало XX

в. нередко характеризуют как эпоху «пробуждения Азии», имея в виду

повсеместно наблюдаемую там активизацию общественной мысли, прежде всего

социально-политической, экономической и религиозно-философской.

Интеллектуальные усилия направлялись на разрешение судьбоносных проблем,

которые в совокупности представляли собой поиск одновременно выхода из

застойного состояния, обусловленного обремененностью устаревшими

традициями, и преодоление вековой отсталости без утраты национальной

независимости, культурной идентичности. Общественная мысль в конечном счете

работала над формированием доминантной для новейшего времени на Востоке

идеологии национализма.

Сравнение исторического опыта преуспевающего Запада с положением дел,

сложившимся на Востоке, побуждало к заключению о том, что расцвет и

прогресс в Европе, как и в мире в целом, начиная с XVI в. порождены

национализмом, понимаемым как «сплочение людей одной расы, одного языка,

религии и обычаев, людей-братьев вокруг идеи борьбы за независимость, за

самоуправление, за создание совершенного государства с целью добиться

общественного благосостояния и могущества, с целью защиты от внешних

врагов». Осознание необходимости такого сплочения могло быть обеспечено

только просвещением народа. Оно является основой культурного прогресса.

Просвещение обеспечивает богатство и процветание страны, величие

государства и его будущее, права, жизнь и имущество людей.

Просветительские движения стали главной приметой общественной жизни в Китае

на начальном этапе становления идеологии национализма. Повсеместно

создавались просветительские общества, оказывавшие влияние не только на

культурную, но и на политическую атмосферу.

Деятельность просветителей ставила целью одновременно возродить интерес

соотечественников к национальному духовному наследию и ознакомить

их с достижениями западной культуры. В сложившейся исторической

ситуации, стержневой для общественного дискурса стала проблема

соотношения национальных традиций с западными идеалами и ценностями,

отождествляемыми с модернизмом. Участники полемики разделились на два

лагеря в соответствии с приверженностью к двум полярным точкам зрения. В

одном случае наблюдалось неприятие всего западного и

идеализация собственных традиций. Последние, так же как и базирующееся на

них общественное мироустройство, рассматривались как не

подлежащие радикальным переменам. Напротив, монархическое (нередко

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.