вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть единство
действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума – теория
отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный
идеализм, где центр тяжести ф-ого анализа переносится на субъективное
начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в
светское образование. Человек определяется как безграничное существо в
своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е.
направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах,
доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в
необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф.
–Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная
комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой жизни
раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных
полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи
“Сикстинская Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя
тайна”. Этика, внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская
эссе (Монтень “Опыты” – отражается ф. повседневной жизни. Человек творец
своего счастья). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические
ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф.
выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно
и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости
разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория
эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна
была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-
фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является
бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей
закономерностью действительности. В тоже время у материального мира
существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии.
Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его
единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует
всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего
разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из
библии, а из обоснованных факторов и научных данных. 4) Мир связан, истина
связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии
определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не
отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент.
Полезность религии связана с тем, что она должна оказывать решающее
воздействие на отсталые народы. Задача религии применительно к этим народам
сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е.
религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также
принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход
традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые
духовные основания этого перехода.
Ф-фия Нового Времени.
Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной
цивилизации. Создаются новые основы развития общества: 1) коренным образом
меняется социальная структура общества. Формируются новые социальные
классы, возникают предпосылки гражданского общества: — рыночная
экономика; — возникает правовое государство (власть юридического закона,
разделение власти). 2) На первое место в духовной жизни выходят права и
свобода человека. 3) В обществе возникают такие свободные сферы как, сфера
личной и частичной жизни. 4) Впервые возникает идея общественного прогресса
как постоянного обновления всех сфер жизни общества в особенности
экономики. Впоследствии этот процесс определяется как модернизация. В этих
условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами
науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей
развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим
воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана
с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу
сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории
общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно
становится теорией познания или гносеологией.
Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они
вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает
Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача
создания эмпирической теории познания. В свое время Аристотель разработал
начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель создает теорию
простой индукции (методика перечисления фактов), которая заключается в
необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон формулирует
новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и
обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы
всей культуры человека. Является главным средством решения социальных
проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”.
1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки)
методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в
себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; -
методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3
таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций;
3) таблица сравнения.
Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной
теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода
является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником
познания является имперический метод, у Декарта не является источником
познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и
подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является
составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются
факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть
слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит
свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование
есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше
мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь
теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем
сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух
взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания
индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а
органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания.
Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений,
мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала,
т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3)
Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это
полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.
Ф. Дж. Локка. Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная
заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф.
естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное
право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только
конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической
жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными
условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и
печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на
результаты своего труда, право на свои профессиональные способности).
Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного
сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские
принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции
США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой
жизни, поэтому американская ф-фия самая стабильная в мире.
Общие особенности немецкой классической ф-фии.
Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50
лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей
истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В
истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и
Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм
развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения
действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой
теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги
Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория
развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля.
Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно
сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.
Ф-фия Канта.
Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория
происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта –
Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика.
Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого
разума”. Главной целью данной работы является исследование законов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14