Рефераты. Философия (шпаргалки 2004г.)






вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть единство

действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума – теория

отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный

идеализм, где центр тяжести ф-ого анализа переносится на субъективное

начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в

светское образование. Человек определяется как безграничное существо в

своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е.

направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах,

доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в

необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф.

–Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная

комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой жизни

раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных

полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи

“Сикстинская Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя

тайна”. Этика, внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская

эссе (Монтень “Опыты” – отражается ф. повседневной жизни. Человек творец

своего счастья). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические

ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф.

выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно

и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости

разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория

эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна

была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-

фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является

бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей

закономерностью действительности. В тоже время у материального мира

существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии.

Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его

единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует

всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего

разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из

библии, а из обоснованных факторов и научных данных. 4) Мир связан, истина

связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии

определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не

отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент.

Полезность религии связана с тем, что она должна оказывать решающее

воздействие на отсталые народы. Задача религии применительно к этим народам

сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е.

религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также

принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход

традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые

духовные основания этого перехода.

Ф-фия Нового Времени.

Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной

цивилизации. Создаются новые основы развития общества: 1) коренным образом

меняется социальная структура общества. Формируются новые социальные

классы, возникают предпосылки гражданского общества: — рыночная

экономика; — возникает правовое государство (власть юридического закона,

разделение власти). 2) На первое место в духовной жизни выходят права и

свобода человека. 3) В обществе возникают такие свободные сферы как, сфера

личной и частичной жизни. 4) Впервые возникает идея общественного прогресса

как постоянного обновления всех сфер жизни общества в особенности

экономики. Впоследствии этот процесс определяется как модернизация. В этих

условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами

науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей

развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим

воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана

с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу

сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории

общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно

становится теорией познания или гносеологией.

Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они

вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает

Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача

создания эмпирической теории познания. В свое время Аристотель разработал

начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель создает теорию

простой индукции (методика перечисления фактов), которая заключается в

необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон формулирует

новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и

обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы

всей культуры человека. Является главным средством решения социальных

проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”.

1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки)

методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в

себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; -

методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3

таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций;

3) таблица сравнения.

Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной

теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода

является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником

познания является имперический метод, у Декарта не является источником

познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и

подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является

составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются

факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть

слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит

свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование

есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше

мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь

теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем

сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух

взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания

индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а

органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания.

Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений,

мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала,

т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3)

Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это

полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.

Ф. Дж. Локка. Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная

заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф.

естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное

право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только

конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической

жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными

условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и

печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на

результаты своего труда, право на свои профессиональные способности).

Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного

сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские

принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции

США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой

жизни, поэтому американская ф-фия самая стабильная в мире.

Общие особенности немецкой классической ф-фии.

Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50

лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей

истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В

истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и

Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм

развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения

действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой

теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги

Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория

развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля.

Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно

сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.

Ф-фия Канта.

Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория

происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта –

Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика.

Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого

разума”. Главной целью данной работы является исследование законов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.