от атомистических воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение
стоиков фаталистических концепций естественного права.
Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан
на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.
Превращение христианства в государственную религию. Синтезирование
идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве. Синтезирование
Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и
реалистов об универсии.
Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого.
Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти.
Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов
из обычного права.
Ослабление католического права в Европе в период Возрождения.
Превосходство легистических, субъективно - идеалистических направлен-ности
в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.
Религия ислама и связь философских и правовых воззрений мыслителей
Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата .
Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.
Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как
предпосылка в формировании его правовых взглядов. Логическая установка в
философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от первопричины
к географической среде и от неё к человеческой общности и договору. Ибн
Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому закону. Взгляды
А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке.
ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
В XVII-веке и начале XVIII века первоначальные философские точки
зрения в понимании права в странах Европы. Начало превращения философии
эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический характер
на основе расширения производства, достижений естествознания и открытий.
Распростронение в юриспруденции концепции естественного права и
позивитизма.
Общественные изменения в XVII веке в Голландии. Естественный подход к
праву Г.Гроция. Пантеистическая сущность естественно-правовых взглядов
Б.Спинозы.
Англия в новое время. Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания
правовых явлений. Выдвижение представителей дворян и церкви патриархальную
концепцию власти по отношению к новым взглядом в юриспруденции.
Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе суверенной
власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма.
Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания.
Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от общественного договора к
огосударствлению естественных прав. Деистический смысл понимания Дж.Локка
как механическим состоянии правовых явлений.
Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от
христианства в Германии в эпохи просвещения.
Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических законов в
связи от фазы истории человечества.
Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке
и начала XX веке в странах Европы. Субъективно- идеалистический характер
правовых взглядов Ч.Беккериа.
Полубожественный и светский характер политических и правовых взглядов
Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.
Начато превращение светским характером политических и правовых
взглядов А.Н.Радищева и других просветителей.
Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против
абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века.
Деистический характер правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание
Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии. Его утверждение в
деистическом позиции в области мировоззрении. Деистический и
механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская общность
в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение Г.Гельвецием поиска
права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности в
праве. Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо.
Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе в конце XVIII
–XIX веков.
Общественно-политическое обстоятельство в Германии в первой половине
XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы о легитимности законов
из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным правилам
и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических взглядах
о «вещи в себе» и «вещи для нас», априорном и апостериорном знании,
императивных правилах.
Вопросы субъекта и его активности в философских и правовых взглядах
И.Фихте.
Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения
в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени познания: логика, философия
природы и философия духа. Переход абсолютного духа от субъективного
(антропология, феноменология, психология) духа к объективному (право,
мораль и нравственность) духу в философии духа. Объективный дух как
объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности.
Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.
Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века.
Либерализм в политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой
половине XIX века.
Позитивистское учение О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм».
Влияние их учений на юриспруденцию.
Разнообразность исходных философских корней правовых взглядов
М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.
Продолжение Р.Ф.Йеринга формально-догматического направления в
юридическом позитивизме. Социологический подход Л.Гумпловича к государству
и праву. Первоначальные философские корни правовых взглядов Р. Штаммлера,
Ж. Остина и Ф.Ницше.
Философские корни правовых взглядов в России и Туркестане во второй
половине XIX века и начале XX века.
Возникновение диалектико-материалистического понимания права.
ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ
ВРЕМЯ XX ВЕК.
Общественные изменения в ХХ веке. Необходимость рассмотрения стиля
мышления в научной жизни. Существование традиционного подхода к праву и
формирование новых пониманий.
Неопозитивистский – легистический подход к праву и его субъективно-
идеалистическое понимание. Неопозитивизм как философское течение.
Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.
Юридический позитивизм как отрасль позитивизма. Часть юридического
позитивизма: этатический позитивизм, феноменология права и
антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический позитивизм.
Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма. «Юриспруденция
понятий» как формально-догматическая юриспруденция. «Юриспруденция
интересов».
Классический юридический позитивизм.
Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена.
Аналитическая юриспруденция и учение Г.Харта как проявление
логического позитивизма.
Феноменология права и её проявление: социологическая юриспруденция,
правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права.
Социологическая юриспруденция и её направления. Австро-германская
юридическая социология «живое право». Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве».
Юридическая социология французского солидаризма и институтционализма. Идея
солидаризма Л.Дюги. Концепции институтизации М.Оруи. Инструментально
прагматический подход или Американская социологическая юриспруденция.
Р.Паунд об общественном контроле.
Правовой реализм: прагматический позитивизм.
Экзистенциалистическое понимание права.
Антропологический позитивизм: психологическая концепция права.
Объективно-идеалистическое и теологическое понимание права.
Неокантианская концепция права. Неогегельянское направление в праве.
Онтологическая концепция Р.Марчича.
Религиозное понимание права. Концепция «возрожденного естественного
права».
Материалистическо - легистическое понимание права в период социализма
Советов и её ограниченность.
ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА
Принципы диалектического подхода к действительности. Общество и его
своеобразная специфика диалектического развития. Гражданское общество.
Выдвижение И.А.Каримовым определяющей роли культуры в обществе.
Культурное бытие основа существования и развития социального бытия
(общества). Четыре корреляционно-функциональных закона вытекающих из
культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной основы,
законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место
правового государства в системе закона управления и регулирования как одна
из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона регулирования
правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и
право.
Две концепции закона определяющий роли общественного бытия по
отношению к общественному сознанию и его методологическое значение в
изучении права.
Определение исторических типов культурного бытия разнообразности
цивилизаций. Закономерности зависимостей юридических норм от уровня
цивилизаций.
Системаобразующие субстанциональные элементы корреляционно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6