Рефераты. Философия образования






существуют или должны существовать между философией образования и общей

философией?

Очевидно, что эти отношения должны быть конструктивными, приводить к

идейному взаимооплодотворению. В настоящее время весьма актуальна задача

возможно более четкого определения круга проблем собственно философии

образования в отличии, с одной стороны, от общей философии, с другой

стороны, от более конкретной проблематики специальных наук об образовании.

Философия образования сегодня только начинает выделятся в России в

отдельное направление исследований. По мнению М.И. Фишера, " Налицо все

признаки становления: во многих работах видно стремление применить

категории и принципы общей философии к исследованию образовательно-

педагогической деятельности, хотя в этом процессе отсутствует необходимая

дисциплинарная строгость и системность, а многие категории допускают

неоднозначность толкования даже в рамках одной работы. Сказывается тут и

состояние поиска дисциплиной, своего объекта и предмета, обособления ее как

от общей философии, так в определенной мере и от педагогики. Иначе говоря,

незавершенность этого обособления предполагает пересечение философии

образования с исходными для нее дисциплинами - философией, педагогикой,

социологией, психологией, логикой, историей, культурологией и др. Это

позволяет говорить о междисциплинарном характере философии образования, но

в то же время подталкивает к интенсивному поиску ее собственной ниши в

системе знания. Не существует пока и общепризнаных подходов к исследованию

тех или иных объектов образовательной деятельности, не устоялась

проблематика. Вместе с тем открыта возможность для научного творчества,

поиска нетрадиционных путей и парадоксальных ходов.

Философия образования, интегрируя и конкретизируя теоретико-

методологический аппарат общей философии и используя знания, накопленные

специальными науками, вырабатывает отношение к педагогической

действительности, ее проблемам и противоречиям, наделяя эту

действительность определенными смыслами и выдвигая возможные концептуальные

варианты ее преобразования" ([10]с.26).

Свое понимание концепции философии образования предлагает В.М. Розин

([4] с.7) :"Философия образования - это и не философия, и не наука. В то же

время она использует подходы и знания всех рефлексивных дисциплин -

методологии, философии, аксиологии, истории, культурологии. Ее интерес -

собственно педагогика и образование, поэтому все заимствованные из других

дисциплин представления она переосмысливает и преломляет применительно к

задачам осмысления кризиса образования, обсуждение предельных оснований

педагогической деятельности, проектирование путей построения нового здания

педагогики".

Как считает П.Г. Щедровицкий, "педагогика всегда была практикой

определенной философии"([8] c.21).

А.П. Огурцов критикует односторонность позиций В.М. Розина и П.Г.

Щедровицкого за то, что каждая из них лишает ценности и автономности или

философию образования, или педагогику. По его мнению "философия образования

не может ограничиться только рефлексией над образовательной системой и

образовательной культурой в целом. Она должна выявлять то, чего еще нет,

то, что еще складывается, то, что утверждается в будущем, если найдутся

социальные силы, способные воплотить эти проекты в реальность.

Иными словами, философия образования, как и общая философия, не может

не выдвигать некий проект - проект образования в будущем, его

реорганизации, школы будущего и т.д. Конечно, отнюдь не всегда эти проекты

соотносились с социальнокультурными рессурсами, но они всегда опережали

свое время и задавали перспективу в развитии и образовательной системы и

педагогической мысли" ([8] с.21).

Длительное время философия образования составляла немаловажный

компонент системного мышления " великих философов" и развертывалась как

приложение фундаментальных основоположений их концепций к одной из областей

социокультурной действительности - образованию. И этот путь развертывания

философии образования характерен не только для древности и нового времени,

но и для 20 века. Но даже для первой половины 20 века путь формирования

философии образования - это приложение фундаментальных философских

принципов к образовательной действительности и ее переосмысление, исходя из

этих принципов ([8] c.21).

Положение дел начинает меняться к середине 20 века. Создаются

ассоциация и объединения философов, специализирующихся в области

образования, и педагогов, проявляющих интерес к философии.

"Обособление философии образования от общей философии - процесс,

действительно наблюдаемый в современной философии. И этот процесс не

следует оценивать односторонне негативно, поскольку здесь формируются новые

точки роста, в том числе и для философского знания" ([8] с.22).

6. Заключение

На конференции по философским проблемам образования, организованной

Российской академией образования, ее участникам было предложено ответить, в

числе прочих, на вопрос:

- "Что Вы понимаете под философией образования?" Приведем некоторые

ответы ("Вопросы философии" N11 1995 г., с.31-34):

А.Г. Асмолов (заместитель министра образования России) - "Размышление о

приоритетах и сущности образования как института развития культуры,

пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию образования в современной

цивилизации".

В.А. Караковский (член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это

ветвь современной философии многомерного мира".

И.Я. Лернер (академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы

образования, обусловливающие парадигму подхода к принципиальным вопросам

образования".

В.И. Загвязинский (академик РАН, Тюмень) - "Учение о предпосылках,

источниках, ориентирах, стратегии влияния на формирование человеческой

личности и индивидуальности, создание условий для реализации человеческих

возможностей, а также соответствующая система взглядов, оценок,

миропонимания. Философия образования - общие установки для развития теории

образования и методологии образования".

Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, Саранск) - "Философия образования - это

наука о существовании и генезисе Человека в духовном и образовательном

пространстве, о предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы

личности, общества, государства, о взаимоотношениях противоречивых целей и

смыслов образования, его парадигматике и т.п. Видимо, философия образования

и методология педагогики "перетекают" друг в друга".

Йоханнес Я. Бойс (Республика Южная Африка, Трансвааль) - "Философия

образования рассматривается и как автономная наука и как способ мышления об

образовании. Как наука она занимает место рядом с психологией образования,

дидактикой, сравнительной педагогикой и пытается описать и понять

основные, универсальные характеристики педагогических фактов (событий). Как

система принципов она представляет собой общую философию применительно к

образованию".

Томас Дж. Кинни (США, Нью-Йорк) - "Без обсуждений, включающих в себя

философские основания, любые попытки действия по решению вопросов

образования будут действиями вне предмета педагогики, без ее руководства".

Не смотря на всю пестроту суждений и подходов к вопросам философии и

образования проявленных умудренными мужами, как обремененных всевозможными

регалиями учености, так и без оных, можно считать доказанной тесную

взаимосвязь и взаимозависимость философии и образования, их общие корни.

Иными словами ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ ФИЛОСОФСКУЮ ПРИРОДУ.

ЛИТЕРАТУРА

1.Зотов А.Ф., Купцов В.И., Розин В.М., Марков А.Р., Шикин Е.В., Царев

В.Г., Огурцов А.П. " Образование в конце ХХ века ("материалы" круглого

стола") - "Вопросы философии"N9-1992г.

2.Нежнов П.Г. "Проблемы развивающего обучения в школе Л.С. Выготского"

- "Вестник Московского университета" серия 14 "Психология" N4-1994г.

3.Швырев В.С. "Философия и стратегия образования" - "Вопросы философии"

N11-1995г.

4.Розин В.М. "Философия образования как предмет общего дела» - "Вопросы

философии" N11-1995г.

5.Михайлов Ф.Т. "Образование как философская проблема"

- "Вопросы философии" N11-1995г.

6.Алексеев Н.Г. "Философия образования и технология образования"-

"Вопросы философии" N11-1995г.-

7.Бестужев-Лада И.В. "Народное образование: филисофия против утопии" -

"Вопросы философии" N11-1995г.

8.Огурцов А.П. "На пути к философии образования" - "Вопросы философии"

N11-1995г.

9.Платонов В.В. "Философия образования как поле межсистемного

взаимодействия" - "Вопросы философии" N11-1995г.

10.Фишер М.И. "Философия образования и комплексные исследования

образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.

11.Смирнов С.А. "Философия образования - не дисциплина, а

терапевтическая практика" - "Вопросы философии" N11-1995г.

12.Зеленина Л.М. "Философия образования и определение целей

образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.

13.Карпей Жак "Вслед за Выготским" - "Мир образования" N5

1996.

14.Смирнов С.Д. "Педагогика и психология высшего образования" - "Аспект-

пресс" М. 1995г.

15.Лосев А.Ф. "История античной философии" - "Мысль" М. 1989г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 1

2. Из истории философии и образования. 1

3. Взаимозависимость философии и образования. 5

4. Идеал образованности и цели образования. 6

5. Философия образования и общая философия. 11

6. Заключение. 13

7. Литература. 15

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.