Рефераты. Философия образования






- этому человек должен учиться сам. Нужно переходить к принципиально другим

типам содержания и другим целям образования. Необходимо все учебные знания

и дисциплины рефлексивно сворачивать. С этой точки зрения все учебники,

которые сегодня существуют, не работают.

А.Р. Марков ([1]с.12), считает, что назрела необходимость весьма

радикальных изменений в нашей системе образования.

В числе главных в реформе образования - избавление от системы

государственного диктата и монополизма. Если этого не произойдет, то

невозможно будет уйти от единообразия в образовании, от несоответствия

осваиваемых молодежью знаний жизненным реальностям. В конечном счете, это

оборачивается большими социальными издержками.

Бюрократический централизм в образовании неизбежно приводит к тому,

что итоговым продуктом обучения считается подготовка рабочей силы. Между

тем, образование - это, прежде всего вложение в человеческий гуманитарный

потенциал общества. Как наиболее рационально вкладывать средства в этот

потенциал - это один из ключевых вопросов. Думается, что монополизированная

система по своей сути обречена содержать избыточное число посредственно

работающих ВУЗов, она не в состоянии преодолеть интересы администрации и

преподавателей, отчаянно сопротивляющихся перепрофилированию или сокращению

устаревших структур. Если же в ее рамках будет создаваться система

непрерывного образования, в которой уже сегодня ощущается необходимость, то

и здесь она, скорее всего, затратит вхолостую огромные ресурсы.

Определенные централизованные структуры и программы в образовании,

конечно же, должны существовать. Однако в нынешней ситуации у них должны

быть иные, не административно-распределительские функции. Весьма

сомнительно стремление обучить в ВУЗе всему тому, что может понадобиться

человеку в течение его дальнейшей деятельности. Но отстаивание достаточного

инвестирования в образование, организация системы аттестации ВУЗов,

аккредитации учебных программ, создание качественного задела учебной

литературы - весьма насущные задачи, которые в полном объеме под силу

только центральным структурам.

Нужно сказать, что отсутствие самостоятельности - следствие не только

давления административных инстанций, но и укоренившихся особенностей

мышления самих преподавателей и руководителей факультетов и ВУЗов. Они

настолько привыкли к работе по стандартам, утвержденным "наверху"

программам и планам, что сейчас бояться взять содержательные вопросы

образования в свои руки и ждут очередного инструктивного письма. И, похоже,

не напрасно ждут... При всех разговорах о реформах образования с большим

трудом пробиваются идеи самостоятельности ВУЗов, многообразия типов учебных

программ, многоступенчатого обучения. Думается, что решающий сдвиг здесь

произойдет с появлением новых источников финансирования образования -

частных, личных. Они станут лучшим индикатором того, какие программы нужны

и какие ВУЗы и университеты конкурентоспособны.

Такая децентрализация была бы одновременно и способом объективной

оценки в том или ином обучении, его качестве, она же способствовала бы,

наконец, формированию отечественной личности, осознающей выбор

определенного образования как важнейший жизненный шаг.

"Сейчас нередко высказываются опасения, что в условиях рыночных реформ

теряется интерес к фундаментальному социальному и гуманитарному

образованию. Как показывает опыт это не так. Тяга к фундаментальному

образованию высокого уровня у студентов сохраняется, они, например, против

уменьшения в программах удельного веса таких курсов, как общеэкономическая

теория, история философии, социология и т.п. и вытеснения их прикладными

дисциплинами наподобие основ маркетинга" (А.П. Марков [1] с.12).

Кстати, и новые коммерческие структуры, как крупные, так и небольшие,

сознают, что широко образованный, способный к нестандартным решениям и

быстрой переквалификации человек - для них весьма ценное приобретение. Вот

только как обеспечить серьезное фундаментальное образование?

Представляется, что здесь велика и незаменима роль университетов. Что

бы ни говорили о кризисе системы образования, значение университетов будет

сохраняться и даже расти. У нас наличие университетов с хорошими научными и

культурными традициями является залогом того, что в стране не исчезнет

интеллектуальный слой, способный вывести страну из кризиса осмысления и

решения не только коньюнктурых, но и стратегических задач.

Уникальное и устойчивое, исторически сложившееся совмещение в

университете фундаментального и специализированного образования, научных

исследований и общекультурных функций позволяет ему не замыкаться в

профессиональном деле обучения молодых людей, но помимо этого постоянно

взаимодействовать с окружающей социокультурной и политической средой,

вносить в нее стабилизирующее и ориентированное на длительную перспективу

начало.

Если судить по тому, какие задачи предстоит решать нашему обществу,

ясно, что образованные люди очень нужны, и эта потребность будет только

возрастать. И одновременно ситуация складывается так, что ныне люди с

высоким уровнем образования оказываются невостребованными. Даже из крупных

университетских центров происходит "утечка мозгов" за рубеж и в

коммерческие структуры. "Это парадокс, но обучение студентов перестало быть

главной задачей университета. Но если не заниматься этим делом сегодня, то

в не столь отдаленном будущем, отсутствие высокообразованных людей не

удастся восполнить ничем. "(Е.В.Шикин [1] с.13).

Университетский подход к образованию, проходящий нитью через всю

историю европейской культуры, отличается такой основательностью, что

способен даже в самых кризисных ситуациях сохранять и развивать

интеллектуальные традиции. "Университетски образованный и увиверситетски

воспитанный человек - это человек, прежде всего обладающий широким

интердисциплинарным кругозором, знающий фундаментальные науки и достаточно

грамотно мыслящий" (Е.В. Шикин [1] c.13).

Возрождение и развитие университетской идеи предполагает

соответствующую модель "образованного человека". В 20-м веке высшее

образование перестало быть элитарным в смысле его доступности для различных

социальных слоев, но по существу ВУЗы, и особенно университеты, должны

выращивать интеллектуальную элиту. "Образованный человек» должен быть и

человеком высокой, в этом смысле элитарной культуры. Как отмечал Г. Федотов

([1] c.14), "идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и

напрячь все духовные силы". Эта задача может решаться созданием и

поддержанием особой университетской атмосферы, особенно тут важно то

культурное напряжение, которое должно существовать в отношении "учитель-

ученик".

Кого должен воспитывать университет: образованного человека или

профессионала?

Если вспомнить М. Мамардашвили - "человек не может добиться серьезных

достижений в одной области, если он равен нулю в других" ([1] c.

14). То же самое относится и к обществу в целом. Невозможно разработать или

воспринять развитые технологии на фоне, скажем, убогой гуманитарной или

политической культуры. И именно университеты могут закладывать основы

инфраструктуры, внутри которой возможно существование современных высоких

технологий.

Как считает доктор философии А.П. Огурцов ([1] c. 21), кризис

университета, о котором столь много сейчас говоря, - это, прежде всего

кризис универсального образования, и особенно философии, которая всегда

выполняла функцию или универсального знания, или пропедевтики к

универсальному знанию. Перестройка университетского образования неразрывным

образом связана с перестройкой преподавания философия. По каким

направлениям может пойти эта перестройка? Философия в системе образования

выполняет по крайне мере двоякую функцию. Прежде всего, она должна давать

методологическое введение в специальность, объяснять, что такое наука,

какие существуют типы научного знания, каковы методы науки, как устроено

научное сообщество и т.д. Это задача курса "Методологичское введение в

специальность", который должен читаться на первых курсах обучения в ВУЗах.

Естественно, что такого рода методологическое введение должно

дифференцироваться и учитывать специфику инженерных, естественнонаучных и

гуманитарных ВУЗов. У нас такого рода разработки пока отсутствуют. Помимо

этого, на старших курсах преподавание философии должно ориентироваться на

демонстрацию многообразия философии, которое отражает собой многообразие

культур и личностей философов.

Говоря о кризисе образования в России, необходимо настраиваться на

радикальное изменение форм, методов и содержания образования, на то, чтобы

вместо унитарного подхода формировалось многообразие систем образования, в

том числе преподавания философии и подготовки научных кадров.

5. Философия образования и общая философия

С середины 20 века на Западе наблюдается факт обособления философии

образования от общей философии. Тому есть ряд причин, начиная от общих

тенденций эволюции философской мысли, - до необходимости стимулирования

внимания к возможностям конструктивного подхода к решению насущных проблем

образования именно с философских позиций. В нашей стране процесс

формирования философии образования как специального направления еще только

начинается, хотя, сама потребность в таком направлении проявляется

достаточно ощутимо.

Что же такое, собственно, философия образования? Какие взаимоотношения

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.