Рефераты. Философия Нового времени и становление первой научной картины мира






путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень

близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут

быть вообразимы, – до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления,

благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям.

Здесь же следует упомянуть известное методологическое высказывание

Ньютона о природе сил тяготения: «По правде говоря, мне еще не удалось

вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю». Это

следует понимать таким образом, что из наблюдаемых фактов невозможно

определить сущность сил тяготения. Индуктивно выводится закон всемирного

тяготения тел, но вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не

имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к метафизическим

гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает

отрываться от реальности. Физика Ньютона исследует не сущности, а функции,

она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно

существует и объясняет движение как небесных тел, так и земных объектов.

Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы экспериментальной

философии. В случае выдвижения гипотезы она должна быть обоснована и

подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами, неконтролируемое

измышление же метафизических допущений не является научным.

9. Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623–1662), известный как создатель первого прообраза

современных компьютеров, так же, как и Галилей, считал необходимой

демаркацию научного знания и религиозной веры. В теологических вопросах

господствует принцип авторитета Священного Писания. «Авторитет

фундаментален для теологии, в ней он неотделим от истины…сообщить

абсолютную точность вещам, решительно непонятным для разума, – значит

отослать к написанному в священных книгах… Основы веры запредельны для

природы и разума»/1,с 413/.

Что же касается естественных наук, тут, по мнению Паскаля, должен

властвовать разум. А там, где властвует разум, там должен быть прогресс.

Все науки должны развиваться, оставляя потомкам знание более совершенное,

чем полученное от предков. В отличие от вечных божественных истин, продукты

человеческого разума непрерывно находятся в развитии. Нежелание принимать

новое в науке приводит к стагнации и параличу прогресса. Паскаль пишет:

«Древние использовали истины, полученные в наследство, как средства для

получения новых» и призывает последовать их примеру. Древние знания

рассматриваются им как ступеньки в новым достижениям, и возникновение новых

идей и концепций вовсе не означает неуважения к древним авторитетам, а

наоборот является продолжением непрерывного прогрессивного развития науки.

Итак, научное знание является автономным и отлично от веры. В работе «О

духе геометрии и об искусстве убеждать» Паскаль говорит о том, что научные

доказательства являются убедительными в том случае, когда они уважают

геометрический метод.

Паскаль говорит о наличии другого метода, геометрического, который «не

определяет и не доказывает всего, но он допускает только ясное и постоянное

в природном свете, и совершенно верно, ибо утверждает природу в отсутствие

доказательств». Для такого идеального метода им вводятся следующие три

правила:

«Необходимые правила дефиниций. Не принимать двусмысленных терминов без

определения. Использовать в дефинициях только уже известные термины.

Необходимые правила доказательств. Доказывать все положения, используя

лишь самые очевидные аксиомы, доказанные утверждения. Не злоупотреблять

двусмысленностью терминов, не пренебрегать мысленными подстановками

дефиниций, уточняющими или разъясняющими смысл».

10. Иммануил Кант

Иммануил Кант (1724-1804) является сторонником философии просвещения .

В центре внимания его философии –человек и вопрос: что я могу знать?.

Прежде всего рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с

тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна

наука. По Канту, наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным

способностям души (сознания) человека.

На основе своей философии он выдвигал гипотезу о происхождении

планетных систем по закону механики Ньютона. Его главная идея состоит в

том. Что планетная система имеет свою историю. Благодаря этой идеи в

естествознании введено понимание и становление науки диалектики. Как

просветитель он был придержан к идее свободы , но он не мог совместить

свободу и наличие жестких механических законов Ньютона.

Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в виде

таблицы, на которой даны три фундаментальных принципа, благодаря которым

человек является тем, чем он является- социальным существом. Эти принципы

Кант назвал априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие

опыту.

4. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVI-XVII ВВ. И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ

МИРА

Рассмотрим теперь, какие вклады внесли в становление науки выдающиеся

представители Нового времени. Речь едет о мощном движении –научной

революции, которое обретает в XVII в. характерные черты в работах Галилей,

идеях Бекона и Декарта и которое впоследствии получит свое завершение в

классическом ньютоновском образе Вселенной, подобной часовому механизму.

Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера

и Галилея, в становление первой научной картины мира, очевидно. Шаг за

шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы

космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли

Солнце; Тихо Браге –идейный противник Коперника- устраняет материальные

сферы, которые , по старой космологии, вовлекали в свое движение планеты, а

идею материального круга (или сферы) заменяет современной идеей орбиты;

Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и

завершает революционный переход от теории кругового движения планет

(«естественного» или «совершенного» в старой космологии) к теории

эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики

земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и

Земля и формирует принцип инерции. Ньютон в своей теории гравитации

объединяет физику Галилея и физику Кеплера.

За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона,

меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение- также

медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке,

о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между

наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и

религиозной верой.

Научный дискурс квалифицируется как таковой, когда формируется, как

говорит Галилей, на основе «чувственного опыта» и «необходимых

доказательств». «Опыт» Галилея – это эксперимент. Наука –это

экспериментальная наука. В эксперименте ученые обретают истинные суждения о

мире. И это новый образ науки – возникший из теорий, систематически

контролируемых с помощью эксперимента.

Научная революция «открыла дорогу категориям, методам, институтам,

способу мышления, связанным с феноменом, который мы стали называть

современной наукой» (Паоло Росси)/1, с45/.

В результате «научной революции» родился новый образ мира , с новыми

религиозными и антропологическими проблемами. Вместе с тем возник новый

образ науки – развивающейся автономно, социальной и доступной контролю.

Другая фундаментальная характеристика научной революции – формирование

знания, которое в отличие от предшествующего, средневекового, объединяет

теорию и практику, науку и технику, создавая новый тип ученого –носитель

того типа знания , который для обретения силы нуждается в постоянном

контроле со стороны практики, опыта. Научная революция порождает

современного ученого –экспериментатора, сила которого – в эксперименте,

становящемся все долее строгим благодаря новым измерительным приборам, все

белее и более точным.

Согласно одной точке зрения, картина мира, явившаяся результатом

научной революции XVI-XVII вв. и нашедшая законченное выражение в работах

Ньютона, является первой научной картиной мира. Мы уже можем говорить о

процессе формирования первой научной картины мира в выше отмеченных трудах

Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Бойля, завершившегося «системой мира»

Ньютона.

Говоря о становлении науки XVII в. нельзя не отметить формирование в

тот период механической картины мира и роль Реформации в процессе

становления новой картины мира. В культурно-историческом плане механизация

картины мира –чрезвычайно интересное явление , возникшее в лоне европейской

культуры и не имеющее аналогов в других культурах. Под механизацией картины

мира, происходящей в XVII в. мы понимаем вытеснение схоластического

представления о материальном мире как иерархически упорядоченном организме,

как материи, одушевляемой «изнутри» субстанциональными качествами, иным

представлением о мире как об однородном, неодушевленном, мертвом веществе,

частицы которого взаимодействуют по чисто механическим законам.

В свою очередь Реформация явилась выражением разложения феодализма и

рождения новой буржуазной формации. Разложение феодальных отношений ,

сопровождающееся подобными настроениями, меняет общую картину мира, меняет

отношение к природе, к естественному и сверхъестественному (чудесному).

Значение идеологий Реформации для развития науки Нового времени состоит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.