качества тел (к ним Галилей относил в том числе цвет, запах, вкус) не
являются предметом науки. Объективная и доступная измерениям наука о
действительности возможна, так как природа, с точки зрения Галилея,
написана на языке математики.
Галилей также формулирует научный метод, следуя которому можно получить
объективные научные знания. Сочетание чувственного опыта с необходимыми
доказательствами образует научный опыт – эксперимент. Отличие эксперимента
от простого пассивного наблюдения заключается в том, что эксперимент
проводится для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. В
результате происходит формирование научной теории, подтвержденной
экспериментально. Следует отметить, что Галилей широко использовал также
мысленные эксперименты, часто невыполнимые на практике. Такие эксперименты
вполне оправданы в случае использования их с критической или эвристической
точки зрения.
Галилей использовал подзорную трубу в качестве инструмента научного
исследования. Это являлось революционным шагом, так как до того
механические приборы не признавались научной средой как средства, способные
расширить наше представление о мире. Велик вклад Галилея в преодоление
барьеров на пути внедрения инструмента в научное исследование. Он превратил
подзорную трубу из простого предмета в решающий элемент научного знания.
Несовершенство человеческих чувств может быть преодолено использованием
научных приборов, расширяющих возможности познания.
Галилея можно назвать теоретиком гипотетико-дедуктивного метода в
научном познании. Он продолжил научную революцию, которая будет завершена
Ньютоном.
5. Иоганн Кеплер
Иоганн Кеплер (1571-1630) значительно подправил теорию Коперника,
впервые введя понятие не круговых, а эллиптических орбит . Являясь
математиком-неоплатоником , Кеплер считал, что Бог создал математически
гармоничный мир, и долг ученого – вскрыть математические закономерности,
лежащие в основе мироздания. В поиске разгадки математической и
геометрической гармонии мира заключалась вся деятельность Кеплера.
В работах «Новая астрономия» (1609), «Сокращение коперниковой
астрономии» (1618) и «Гармония мира» (1619) Кеплер выводит три закона
движения планет, сохранившиеся в таком виде до наших дней. Открытие им этих
законов (работа над исчислением орбиты Марса заняла десять лет) является
образцом истинно научного поиска, актуальным и по сей день. Кеплер из-за
слабого зрения не в состоянии был проводить собственные наблюдения, он
пользовался весьма точными данными, оставленными ему его предшественником
Тихо Браге. Пытаясь предсказать положение Марса на основании его
многолетних наблюдений, Кеплер приходит к революционному выводу о том, что
видимое движение планет нельзя объяснить круговыми орбитами. Овальные
орбиты были так же отвергнуты ученым. Только считая орбиты эллиптическими,
можно было добиться соответствия расчетных и наблюдаемых данных.
Выдвигая гипотезу за гипотезой, Кеплер осуществлял их экспериментальную
проверку до тех пор, пока не достиг приемлемого результата. Все гипотезы,
не прошедшие экспериментальной проверки, отвергаются. В результате
появляется научная теория, подтвержденная экспериментальными фактами и
способная адекватно описывать действительность. Николай Коперник совершил
качественную революцию в астрономии, Иоганн Кеплер произвел ее на
количественном уровне. Гелиоцентрическая система мира показала свою
практическую прикладную ценность в качестве инструмента для расчетов.
Открытие трех законов Кеплера является и теперь образцом истинно
научного исследования. Недюжинная сила воображения, необходимая для
выдвижения гипотез, сочетается у него с самым критическим контролем над их
корректностью. Результатом является математически научная теория, имеющая
как огромное познавательное, так и практическое значение, актуальное и до
наших дней.
6. Фрэнсис Бэкон
Собственный метод мыслителя Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в
частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет
метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же
как скрытого процесса и скрытой структуры , образует предмет физики.
Ф. Бэкон подверг резкой критике идеал знания магов и алхимиков. Считая,
что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека,
он относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию.
Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и
подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия
является инструментов господства над другими людьми, наука же должна
приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не
разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи
которой человек способен изменять природу, является научное знание.
Для проведения исследования Бэкон формулирует процедуру, состоящую из
двух частей. «Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в
выведении новых экспериментов из аксиом». Для извлечения аксиом из опыта
Бэкон предлагает использовать метод индукции, но «законной и истинной
индукции, дающей ключ к интерпретации». Для поиска форм природных явлений
вводятся три таблицы – таблица присутствия (перечень случаев, где
наличествует рассматриваемое явление), таблица отсутствия (перечень
случаев, где рассматриваемое явление отсутствует) и таблица степеней
(перечень случаев, в которых рассматриваемое явление представлено в большей
или меньшей степени). Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции,
следуя процедуре исключения (он использовал термин элиминация).
Таким образом, Бэкон идет путем, отличным как от чистого эмпиризма, так
и от чистого рационализма.
7. Рене Декарт
Основатель современной философии - выдающийся французский философ Рене
Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое внимание на построении фундамента
нового здания философии. В качестве основы для него должен быть разработан
новый научный метод рассуждений, который и станет началом нового знания.
По его утверждению, философское знание должно удовлетворять требованиям
истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, что оно
был приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть
ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я
мыслю, следовательно существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.
Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек
разумный.
С точки зрения Декарта, Галилей не предложил метода, способного
проникнуть к корням философии и науки. Такую задачу ставит перед собой
Декарт. В его «Правилах для руководства ума» и «Рассуждении о методе»
содержатся «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими
будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных
умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к
истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь».
В своей работе он выдвинул формулировку четырех, достаточно
простых и понятных фундаментальных правил. Они разделяют любое строгое
исследование на последовательные этапы, типичные для математики и
геометрии. Следуя им, можно быть уверенным в том, что полученные с помощью
метода результаты будут истинными и объективными.
Пользуясь своим методом , Декарт заложил основы аналитической
геометрии, ввел понятия переменной величиной и функции, обнаружил закон
сохранения импульса, ввел представление о рефлексе , объяснил движение и
образование небесных тел вихревым движением материальных частиц.
8. Исаак Ньютон
Исаак Ньютон (1642-1727), один из крупнейших ученых Нового времени,
завершил создание классической физики. Наиболее известным его сочинением
являются «Математические начала натуральной философии» (1687). В начале
третьей книги «Начал» Ньютон формулирует четыре «правила философского
рассуждения». Это методологические правила, которым должно подчиняться
научное исследование. При этом ставится вопрос не «что искать», а «как
искать».
«Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения
видимых природных явлений». Это аналог бритвы Оккама в отношении научных
теорий. Согласно Ньютону, «природа проста и не роскошествует излишними
причинами вещей». Онтологический постулат простоты природы обосновывает
первое методологическое правило Ньютона.
«Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми
же причинами». Это выражение второго онтологического постулата о
единообразии природы. На нем же базируется третье правило:
«Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни
постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших
экспериментов, должны рассматриваться как универсальные». Природа
является простой и единообразной. На основе чувственного опыта возможно
установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость,
непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с
использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является
единственной действенной процедурой для формирования научных суждений.
Это закреплено в четвертом правиле:
По его убеждению, экспериментальной философии суждения, выведенные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6