Рефераты. Философия Нового времени и становление первой научной картины мира






качества тел (к ним Галилей относил в том числе цвет, запах, вкус) не

являются предметом науки. Объективная и доступная измерениям наука о

действительности возможна, так как природа, с точки зрения Галилея,

написана на языке математики.

Галилей также формулирует научный метод, следуя которому можно получить

объективные научные знания. Сочетание чувственного опыта с необходимыми

доказательствами образует научный опыт – эксперимент. Отличие эксперимента

от простого пассивного наблюдения заключается в том, что эксперимент

проводится для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. В

результате происходит формирование научной теории, подтвержденной

экспериментально. Следует отметить, что Галилей широко использовал также

мысленные эксперименты, часто невыполнимые на практике. Такие эксперименты

вполне оправданы в случае использования их с критической или эвристической

точки зрения.

Галилей использовал подзорную трубу в качестве инструмента научного

исследования. Это являлось революционным шагом, так как до того

механические приборы не признавались научной средой как средства, способные

расширить наше представление о мире. Велик вклад Галилея в преодоление

барьеров на пути внедрения инструмента в научное исследование. Он превратил

подзорную трубу из простого предмета в решающий элемент научного знания.

Несовершенство человеческих чувств может быть преодолено использованием

научных приборов, расширяющих возможности познания.

Галилея можно назвать теоретиком гипотетико-дедуктивного метода в

научном познании. Он продолжил научную революцию, которая будет завершена

Ньютоном.

5. Иоганн Кеплер

Иоганн Кеплер (1571-1630) значительно подправил теорию Коперника,

впервые введя понятие не круговых, а эллиптических орбит . Являясь

математиком-неоплатоником , Кеплер считал, что Бог создал математически

гармоничный мир, и долг ученого – вскрыть математические закономерности,

лежащие в основе мироздания. В поиске разгадки математической и

геометрической гармонии мира заключалась вся деятельность Кеплера.

В работах «Новая астрономия» (1609), «Сокращение коперниковой

астрономии» (1618) и «Гармония мира» (1619) Кеплер выводит три закона

движения планет, сохранившиеся в таком виде до наших дней. Открытие им этих

законов (работа над исчислением орбиты Марса заняла десять лет) является

образцом истинно научного поиска, актуальным и по сей день. Кеплер из-за

слабого зрения не в состоянии был проводить собственные наблюдения, он

пользовался весьма точными данными, оставленными ему его предшественником

Тихо Браге. Пытаясь предсказать положение Марса на основании его

многолетних наблюдений, Кеплер приходит к революционному выводу о том, что

видимое движение планет нельзя объяснить круговыми орбитами. Овальные

орбиты были так же отвергнуты ученым. Только считая орбиты эллиптическими,

можно было добиться соответствия расчетных и наблюдаемых данных.

Выдвигая гипотезу за гипотезой, Кеплер осуществлял их экспериментальную

проверку до тех пор, пока не достиг приемлемого результата. Все гипотезы,

не прошедшие экспериментальной проверки, отвергаются. В результате

появляется научная теория, подтвержденная экспериментальными фактами и

способная адекватно описывать действительность. Николай Коперник совершил

качественную революцию в астрономии, Иоганн Кеплер произвел ее на

количественном уровне. Гелиоцентрическая система мира показала свою

практическую прикладную ценность в качестве инструмента для расчетов.

Открытие трех законов Кеплера является и теперь образцом истинно

научного исследования. Недюжинная сила воображения, необходимая для

выдвижения гипотез, сочетается у него с самым критическим контролем над их

корректностью. Результатом является математически научная теория, имеющая

как огромное познавательное, так и практическое значение, актуальное и до

наших дней.

6. Фрэнсис Бэкон

Собственный метод мыслителя Нового времени - Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в

частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет

метафизики, тогда как исследование движущей и материальной причины, так же

как скрытого процесса и скрытой структуры , образует предмет физики.

Ф. Бэкон подверг резкой критике идеал знания магов и алхимиков. Считая,

что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека,

он относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию.

Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и

подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия

является инструментов господства над другими людьми, наука же должна

приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не

разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи

которой человек способен изменять природу, является научное знание.

Для проведения исследования Бэкон формулирует процедуру, состоящую из

двух частей. «Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в

выведении новых экспериментов из аксиом». Для извлечения аксиом из опыта

Бэкон предлагает использовать метод индукции, но «законной и истинной

индукции, дающей ключ к интерпретации». Для поиска форм природных явлений

вводятся три таблицы – таблица присутствия (перечень случаев, где

наличествует рассматриваемое явление), таблица отсутствия (перечень

случаев, где рассматриваемое явление отсутствует) и таблица степеней

(перечень случаев, в которых рассматриваемое явление представлено в большей

или меньшей степени). Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции,

следуя процедуре исключения (он использовал термин элиминация).

Таким образом, Бэкон идет путем, отличным как от чистого эмпиризма, так

и от чистого рационализма.

7. Рене Декарт

Основатель современной философии - выдающийся французский философ Рене

Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое внимание на построении фундамента

нового здания философии. В качестве основы для него должен быть разработан

новый научный метод рассуждений, который и станет началом нового знания.

По его утверждению, философское знание должно удовлетворять требованиям

истинности, его следует обосновывать, причем настолько убедительно, что оно

был приемлемым для всякого критика и скептика. Раз так, то оно должно быть

ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я

мыслю, следовательно существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю.

Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек

разумный.

С точки зрения Декарта, Галилей не предложил метода, способного

проникнуть к корням философии и науки. Такую задачу ставит перед собой

Декарт. В его «Правилах для руководства ума» и «Рассуждении о методе»

содержатся «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими

будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных

умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к

истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь».

В своей работе он выдвинул формулировку четырех, достаточно

простых и понятных фундаментальных правил. Они разделяют любое строгое

исследование на последовательные этапы, типичные для математики и

геометрии. Следуя им, можно быть уверенным в том, что полученные с помощью

метода результаты будут истинными и объективными.

Пользуясь своим методом , Декарт заложил основы аналитической

геометрии, ввел понятия переменной величиной и функции, обнаружил закон

сохранения импульса, ввел представление о рефлексе , объяснил движение и

образование небесных тел вихревым движением материальных частиц.

8. Исаак Ньютон

Исаак Ньютон (1642-1727), один из крупнейших ученых Нового времени,

завершил создание классической физики. Наиболее известным его сочинением

являются «Математические начала натуральной философии» (1687). В начале

третьей книги «Начал» Ньютон формулирует четыре «правила философского

рассуждения». Это методологические правила, которым должно подчиняться

научное исследование. При этом ставится вопрос не «что искать», а «как

искать».

«Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения

видимых природных явлений». Это аналог бритвы Оккама в отношении научных

теорий. Согласно Ньютону, «природа проста и не роскошествует излишними

причинами вещей». Онтологический постулат простоты природы обосновывает

первое методологическое правило Ньютона.

«Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми

же причинами». Это выражение второго онтологического постулата о

единообразии природы. На нем же базируется третье правило:

«Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни

постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших

экспериментов, должны рассматриваться как универсальные». Природа

является простой и единообразной. На основе чувственного опыта возможно

установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость,

непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с

использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является

единственной действенной процедурой для формирования научных суждений.

Это закреплено в четвертом правиле:

По его убеждению, экспериментальной философии суждения, выведенные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.