Рефераты. Философия неравенства Н.А. Бердяева






возрождения, не бывало расцвета «наук и искусств». Измерение революции —

плоскостное, а не глубинное. В революциях нет подлинного внутреннего

движения. Революция означает остановку внутреннего движения. Революция лишь

внешне динамична, внутренне же она статична. Революции никогда не ценят

людей духовного движения и духовного творчества; они извергают этих людей,

часто ненавидят их и всегда считают их ненужными для своего дела. Ваши

бурные внешние движения, люди революции, не должны вводить в обман. В этих

движениях есть безвыходное кружение. В кружении этом изживаются пустые

страсти. Движение революции всегда истребляет само себя, оно не ведет к

новой жизни. Это не есть движение в глубину, это есть движение на

поверхность поверхности. И с поверхности оно рассеивается, как пыль. Идите

в глубину, люди революции, и все ваши неистовые движения, все ваши жесты и

все производимые вами шумы прекратятся. Тогда начнется и в вас, людях

поверхности жизни, истинное движение, тогда, быть может, и для вас

откроется возможность творчества. Начало внутреннего движения, начало

творчества, духовного углубления означает конец революции, начало реакции.

Котел революции выкипает. И является потребность углубленно осмыслить опыт

революции, познать трагические противоречия жизни. Русская революция имеет

типические родовые черты, характерные для всякой революции. В ней

раскрывается та же стихия, которая раскрывалась во всех революциях, над ней

царит рок, царивший над всеми революциями. Все большие революции имели своё

неотвратимое течение, все были яростны, злобны и мстительны, во всех

революциях побеждали самые крайние течения, во всех революциях отрицалась

свобода, и искажался образ человека.

Всегда остается противоположность между большинством и меньшинством,

между духовными вершинами и материальными низинами жизни. И вечной остается

правда аристократии духа, древняя правда человечества, которой не могут

низвергнуть никакие революции. Человеческий дух должен мужественно

противиться напору эмпирии. Он не может получить от эмпирии с её стихийным

хаосом и тьмой свои высшие ценности, он находит эти ценности в своей

глубине. Революция ещё раз этому научает. Революция есть царство эмпирии,

опрокидывающей свободу человеческого духа. Но после революций происходит

переработка темных масс. В этом положительное значение революции. В письмах

моих о социальной философии хочу я противопоставить свободу человеческого

духа хаотической эмпирии и хаотической тьме. Эта социальная философия имеет

религиозный исток, лежащий в глубинном пласте жизни. Вечная истина

христианства ещё раз раскрывается в испытаниях революции, но раскрытие её в

социальной философии есть вечная творческая задача.

3. Религиозно-онтологические основы общественности

Господствующее сознание XIX века, которое мнило себя «передовым» и

«прогрессивным», заменило теологию социологией. Социология стала евангелием

«передовых» людей века. Бога начали искать в социальности, в

общественности. Редко, слишком редко люди задумываются над первоисточниками

жизни, над теми первоисточниками мировой жизни, которые определяют и жизнь

общественную. Вы не ищете смысла жизни. Вы ищете лишь благ жизни. Такая

направленность духа закрывает для вас познание тайн жизни космической и

жизни общественной. В поле вашего зрения попадает лишь ограниченный отрывок

природы и общественности, поддающийся рационализации в вашей бедной мысли.

Говорю — в вашей мысли, потому что в действии вашем вечно бушуют

иррациональные страсти и вечно приливает тьма из непонятного для вас

бездонного источника. Поистине есть темный, бездонный и бесконечный

источник в нашей жизни и жизни мировой. И ваш рассудочный свет бессилен

осветить окружающую нас темную бесконечность. Две бесконечности обнимают

нас — верхняя и нижняя, светлая и темная, хорошая и плохая бесконечность.

Ни одна из этих бесконечностей не может быть постигнута вашим малым

разумом. Для вашего ограниченного сознания не дана ни божественная

бесконечность, ни бесконечность темная и хаотическая. Ваше сознание

улавливает лишь ограниченную промежуточную сферу, поддающуюся

рационализации. На этих путях невозможно никакое углубленное познание,

невозможно и углубленное познание общественности. Мир человеческой

общественности есть целый малый мир, в котором отражены те же начала,

действуют те же энергии, что и в большом мире. В мире общественном, как и в

великом мире, как и во всей вселенной, борются космос и хаос. И познание

общественности должно помочь началу космическому победить начало

хаотическое. В истинном познании есть онтологический свет, побеждающий

хаотическую тьму, есть начало космологическое. Но ваш ограниченный

рационализм не в силах не только преодолеть хаотическую тьму, но не в силах

и увидеть её, опознать её. Поэтому вы находитесь в её власти.

Старым германским мистикам открывалась истина о темном источнике бытия,

о бездне, лежащей в его основе. Величайший из них, Я. Беме, учил об

Ungrund'e, безосновности, бездне, которая глубже Бога. И Мейстер Экхардт

учил о Божестве, божественности, которая глубже Бога. Божественный свет

загорается в бездонной тьме. Эта темная бездна не может быть наименована

даже бытием, она лежит под всяким бытием, к ней неприменимы никакие

категории, никакие определения. Этот изначально, в вечности загорающийся

свет и есть теогонический процесс богорождения. Но процесс теогонический

неверно было бы понимать по аналогии с эволюцией, совершающейся в этом

мире; он не подчиняет вечность времени с его законом тления, с его

пожиранием последующим моментом момента предшествующего. Он есть откровение

света в глубине самой вечности. И малый разум наш встречается тут с

неразрешимыми антиномиями, с непреодолимыми противоречиями. То, что

происходит в вечности, отражается и во времени, во временном мировом

процессе. В процессе космогоническом и антропогоническом загорается свет и

побеждает хаотическую тьму. Темные волны приливают из бездны, и бушующий

хаос должен побеждаться в мире и в человеке, чтобы образ человека и образ

космоса не захлестнулись и не погибли, чтобы продолжалось дело Божьей

победы над тьмой, Божьего творения космического бытия. Рождение света во

тьме, переход от хаоса к космосу есть возникновение неравенства бытия в

равенстве небытия. И в человеческом обществе есть не только таинственное,

но и темное начало, в массе человеческой бушует хаос, и космос общественный

с великим усилием создается и сохраняется. Всё новые и новые приливы тьмы,

требующие новой силы преображающего света, в истории именуются нашествием

варваров, внешних и внутренних. Эти напоры варварства знал ещё древний

Египет и древний Рим. Варварское, скифское начало говорит о бездне, скрытой

под самой успокоенной и консервативной общественностью. Напоры варварства

были полезны и поучительны для эпох слишком довольных, успокоенных,

закованных и заковывающих. Человек всегда живет над бездной, и никакой

консерватизм не должен закрывать этой истины. В массе, в толпе всегда есть

темная бездна. И революции всегда бывали таким же приливом хаотической

тьмы, как и нашествие варваров. И варвары, и революции нужны дряхлеющему

миру. Нельзя отрицать значение этих исторических приливов. Но значение их

не в том, в чем полагаете вы, идеологи варварства и революции.

Всякая ценность есть лишь культурное выражение божественного в

исторической действительности. Божественное требует жертв и страданий. Воля

к божественному в человеке не дает ему успокоения, она делает невозможным

никакое благополучие на земле, она влечет его в таинственную даль, к

великому. Точка зрения личного блага каждого и всех направлена к

низвержению божественного, она по существу антирелигиозна. Жажда

божественного в человеческой душе действует, как пожирающий огонь, и сила

этого огня может произвести впечатление демонической. Многие из вас —

моралистов — видят демоническую силу во всякой исторической судьбе, в

создании государств и культур, в их славе и величии. Проблему эту с

гениальной остротой чувствовал К. Леонтьев, когда говорил: «Не ужасно ли и

не обидно ли было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины

строили свои изящные акрополи, римляне вели пунические войны, что

гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил

Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики

страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для

того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и

комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно»

на развалинах всего этого прошлого величия?» Вы стали за «индивидуальное» и

«коллективное» благодушествование, за серый социальный рай против Моисея и

гениального красавца Александра, против акрополей и пунических войн, против

апостолов и мучеников, против рыцарей, поэтов и живописцев. Прошлое величие

основано на жертвах и страданиях. Вы же не хотите более жертв и страданий

во имя таинственной дали, непонятной каждому в отдельности и всей массе в

целом. Прошлое величие хотите вы поставить на всеобщее голосование и отдать

на суд для всем понятного человеческого блага в этой краткой земной жизни.

Но вы не знаете и любви к ближнему, живому в плоти и крови, конкретному

существу. Человек для вас не ближний, а абстракция. Любовь к ближнему знает

лишь христианство и соединяет её с любовью к Богу

Неблагородны и некрасивы самые духовные основы вашего социально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.