возрождения, не бывало расцвета «наук и искусств». Измерение революции —
плоскостное, а не глубинное. В революциях нет подлинного внутреннего
движения. Революция означает остановку внутреннего движения. Революция лишь
внешне динамична, внутренне же она статична. Революции никогда не ценят
людей духовного движения и духовного творчества; они извергают этих людей,
часто ненавидят их и всегда считают их ненужными для своего дела. Ваши
бурные внешние движения, люди революции, не должны вводить в обман. В этих
движениях есть безвыходное кружение. В кружении этом изживаются пустые
страсти. Движение революции всегда истребляет само себя, оно не ведет к
новой жизни. Это не есть движение в глубину, это есть движение на
поверхность поверхности. И с поверхности оно рассеивается, как пыль. Идите
в глубину, люди революции, и все ваши неистовые движения, все ваши жесты и
все производимые вами шумы прекратятся. Тогда начнется и в вас, людях
поверхности жизни, истинное движение, тогда, быть может, и для вас
откроется возможность творчества. Начало внутреннего движения, начало
творчества, духовного углубления означает конец революции, начало реакции.
Котел революции выкипает. И является потребность углубленно осмыслить опыт
революции, познать трагические противоречия жизни. Русская революция имеет
типические родовые черты, характерные для всякой революции. В ней
раскрывается та же стихия, которая раскрывалась во всех революциях, над ней
царит рок, царивший над всеми революциями. Все большие революции имели своё
неотвратимое течение, все были яростны, злобны и мстительны, во всех
революциях побеждали самые крайние течения, во всех революциях отрицалась
свобода, и искажался образ человека.
Всегда остается противоположность между большинством и меньшинством,
между духовными вершинами и материальными низинами жизни. И вечной остается
правда аристократии духа, древняя правда человечества, которой не могут
низвергнуть никакие революции. Человеческий дух должен мужественно
противиться напору эмпирии. Он не может получить от эмпирии с её стихийным
хаосом и тьмой свои высшие ценности, он находит эти ценности в своей
глубине. Революция ещё раз этому научает. Революция есть царство эмпирии,
опрокидывающей свободу человеческого духа. Но после революций происходит
переработка темных масс. В этом положительное значение революции. В письмах
моих о социальной философии хочу я противопоставить свободу человеческого
духа хаотической эмпирии и хаотической тьме. Эта социальная философия имеет
религиозный исток, лежащий в глубинном пласте жизни. Вечная истина
христианства ещё раз раскрывается в испытаниях революции, но раскрытие её в
социальной философии есть вечная творческая задача.
3. Религиозно-онтологические основы общественности
Господствующее сознание XIX века, которое мнило себя «передовым» и
«прогрессивным», заменило теологию социологией. Социология стала евангелием
«передовых» людей века. Бога начали искать в социальности, в
общественности. Редко, слишком редко люди задумываются над первоисточниками
жизни, над теми первоисточниками мировой жизни, которые определяют и жизнь
общественную. Вы не ищете смысла жизни. Вы ищете лишь благ жизни. Такая
направленность духа закрывает для вас познание тайн жизни космической и
жизни общественной. В поле вашего зрения попадает лишь ограниченный отрывок
природы и общественности, поддающийся рационализации в вашей бедной мысли.
Говорю — в вашей мысли, потому что в действии вашем вечно бушуют
иррациональные страсти и вечно приливает тьма из непонятного для вас
бездонного источника. Поистине есть темный, бездонный и бесконечный
источник в нашей жизни и жизни мировой. И ваш рассудочный свет бессилен
осветить окружающую нас темную бесконечность. Две бесконечности обнимают
нас — верхняя и нижняя, светлая и темная, хорошая и плохая бесконечность.
Ни одна из этих бесконечностей не может быть постигнута вашим малым
разумом. Для вашего ограниченного сознания не дана ни божественная
бесконечность, ни бесконечность темная и хаотическая. Ваше сознание
улавливает лишь ограниченную промежуточную сферу, поддающуюся
рационализации. На этих путях невозможно никакое углубленное познание,
невозможно и углубленное познание общественности. Мир человеческой
общественности есть целый малый мир, в котором отражены те же начала,
действуют те же энергии, что и в большом мире. В мире общественном, как и в
великом мире, как и во всей вселенной, борются космос и хаос. И познание
общественности должно помочь началу космическому победить начало
хаотическое. В истинном познании есть онтологический свет, побеждающий
хаотическую тьму, есть начало космологическое. Но ваш ограниченный
рационализм не в силах не только преодолеть хаотическую тьму, но не в силах
и увидеть её, опознать её. Поэтому вы находитесь в её власти.
Старым германским мистикам открывалась истина о темном источнике бытия,
о бездне, лежащей в его основе. Величайший из них, Я. Беме, учил об
Ungrund'e, безосновности, бездне, которая глубже Бога. И Мейстер Экхардт
учил о Божестве, божественности, которая глубже Бога. Божественный свет
загорается в бездонной тьме. Эта темная бездна не может быть наименована
даже бытием, она лежит под всяким бытием, к ней неприменимы никакие
категории, никакие определения. Этот изначально, в вечности загорающийся
свет и есть теогонический процесс богорождения. Но процесс теогонический
неверно было бы понимать по аналогии с эволюцией, совершающейся в этом
мире; он не подчиняет вечность времени с его законом тления, с его
пожиранием последующим моментом момента предшествующего. Он есть откровение
света в глубине самой вечности. И малый разум наш встречается тут с
неразрешимыми антиномиями, с непреодолимыми противоречиями. То, что
происходит в вечности, отражается и во времени, во временном мировом
процессе. В процессе космогоническом и антропогоническом загорается свет и
побеждает хаотическую тьму. Темные волны приливают из бездны, и бушующий
хаос должен побеждаться в мире и в человеке, чтобы образ человека и образ
космоса не захлестнулись и не погибли, чтобы продолжалось дело Божьей
победы над тьмой, Божьего творения космического бытия. Рождение света во
тьме, переход от хаоса к космосу есть возникновение неравенства бытия в
равенстве небытия. И в человеческом обществе есть не только таинственное,
но и темное начало, в массе человеческой бушует хаос, и космос общественный
с великим усилием создается и сохраняется. Всё новые и новые приливы тьмы,
требующие новой силы преображающего света, в истории именуются нашествием
варваров, внешних и внутренних. Эти напоры варварства знал ещё древний
Египет и древний Рим. Варварское, скифское начало говорит о бездне, скрытой
под самой успокоенной и консервативной общественностью. Напоры варварства
были полезны и поучительны для эпох слишком довольных, успокоенных,
закованных и заковывающих. Человек всегда живет над бездной, и никакой
консерватизм не должен закрывать этой истины. В массе, в толпе всегда есть
темная бездна. И революции всегда бывали таким же приливом хаотической
тьмы, как и нашествие варваров. И варвары, и революции нужны дряхлеющему
миру. Нельзя отрицать значение этих исторических приливов. Но значение их
не в том, в чем полагаете вы, идеологи варварства и революции.
Всякая ценность есть лишь культурное выражение божественного в
исторической действительности. Божественное требует жертв и страданий. Воля
к божественному в человеке не дает ему успокоения, она делает невозможным
никакое благополучие на земле, она влечет его в таинственную даль, к
великому. Точка зрения личного блага каждого и всех направлена к
низвержению божественного, она по существу антирелигиозна. Жажда
божественного в человеческой душе действует, как пожирающий огонь, и сила
этого огня может произвести впечатление демонической. Многие из вас —
моралистов — видят демоническую силу во всякой исторической судьбе, в
создании государств и культур, в их славе и величии. Проблему эту с
гениальной остротой чувствовал К. Леонтьев, когда говорил: «Не ужасно ли и
не обидно ли было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины
строили свои изящные акрополи, римляне вели пунические войны, что
гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил
Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики
страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для
того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и
комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно»
на развалинах всего этого прошлого величия?» Вы стали за «индивидуальное» и
«коллективное» благодушествование, за серый социальный рай против Моисея и
гениального красавца Александра, против акрополей и пунических войн, против
апостолов и мучеников, против рыцарей, поэтов и живописцев. Прошлое величие
основано на жертвах и страданиях. Вы же не хотите более жертв и страданий
во имя таинственной дали, непонятной каждому в отдельности и всей массе в
целом. Прошлое величие хотите вы поставить на всеобщее голосование и отдать
на суд для всем понятного человеческого блага в этой краткой земной жизни.
Но вы не знаете и любви к ближнему, живому в плоти и крови, конкретному
существу. Человек для вас не ближний, а абстракция. Любовь к ближнему знает
лишь христианство и соединяет её с любовью к Богу
Неблагородны и некрасивы самые духовные основы вашего социально-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7