5.Освобождение индивида. Решение проблемы свободы
Согласно материалистическому пониманию истории, процесс освобождения
индивидов от давящих на них обстоятельств и условий жизни, а также от
собственной ограниченности и несвободы осуществляется по объективным
историческим законам. Эти школы результируются из единичных попыток людей
«устроить свою судьбу», добиться чего-то лучшего. За счет индивидуальных
обретении и потерь накапливается сила и могущество человечества:
развиваются промышленность, экономика, торговля, культура. Складывается
мировой рынок. А это означает, что социальное разделение труда
капиталистического типа (наемный рабочий — капиталист) становится
всемирным, пролетариат делается обще мировым классом, а пролетарий, как
таковой,— социальным типом мирового значения. Могущество промышленности и
рынка устраняет замкнутость и ограниченность национальных производств,
культур, цивилизаций. Люди, живущие в самых разных концах света, становятся
социально однотипными, такими же пролетариями или буржуа, как и везде. И в
рамках этой фундаментальной для капитализма ограниченности — основные
классы, основные типы индивидов — происходит накопление результатов труда,
предметов жизни и потребления, объективных возможностей для саморазвития
личности. Это и есть то, что подразумевает смысл слова «свобода». В данном
типе устройства общества накопление «возможностей свободы» или
благоприятных условий 1ля саморазвития индивидов не касается всех членов
общества одинаково. Это накопление осуществляется преимущественно на одном
полюсе, в классе собственников. Они обладают привилегиями свободного
саморазвития, что лишь иначе выражено на другом полюсе — в виде отсутствия
свободного саморазвития у пролетария. В той степени, в какой накопления
условий свободы становятся большими, то есть чем более результативным
становится производство человечества (и материальное, и духовное), чем
эффективнее может быть борьба пролетариата за обретение свободы, за
уничтожение основ данного типа общественного устройства — частной
собственности и социального разделения труда. Однако борьба людей против
физического, интеллектуального и социального уродования и порабощения, «на
которое обречен ин 1ивид существующими отношениями...»[10], только на
высоком уровне развития общества обретает перспективу завершиться победой.
Таким образом, Маркс преобразует проблему освобождения человека в
проблему исторического развития индивидов и общества по пути к созданию
коммунизма — «единственного общества, где самобытное и свободное развитие
индивидов перестает быть фразой», где свобода саморазвития
«обусловливается именно связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в
экономических предпосылках, отчасти в необходимой солидарности и свободного
развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов
на основе имеющихся производительных сил» [11].
Но на что могут надеяться, к чему могут стремиться люди, живущие в
настоящее время — в условиях разделения труда, отчуждения, «частичные»,
«абстрактные», «случайные» индивиды (все эти термины употребляет Маркс для
характеристики унижения и извращения «человеческого» начала в людях)?
Достаточной ли программой жизни и деятельности является перспектива
«универсального индивида» в будущем коммунистическом обществе? Этот вопрос
не праздный. Философия, как и всякое мировоззрение должна осветить смыслом,
оправдать и направить практическую и духовную жизнь. Фактически речь идет о
том, есть ли в философских идеях материалистического понимания истории,
обосновывающих движение общества к коммунизму, смысложизненное моральное
ядро?
Отдельному человеческому индивиду материалистическое понимание истории
предлагает не только идеал универсального, все сторонне развитого человека
в будущем коммунистическом обществе. Люди — существа действующие,
практические. Соответственно коммунизм есть «действительное движение,
которое уничтожает теперешнее состояние» [12].
Это значит, что само пролетарское движение по мере его развития и
расширения есть непосредственный путь для преобразования пролетариями не
только внешних условий своего существования, но и самих себя. Вторая
сторона, естественно, менее заметна сравнительно с первой, однако она столь
же необходима. Преобразование себя пролетариями есть уничтожение
абстрактное частичности, случайности по мере активного осознания и
практического участия в изменении внешних обстоятельств, условий угнетения
и порабощения людей. Чем глубже, универсальное осуществляет пролетарское
движение свою историческую миссию (уничтожение «теперешнего состояния»),
тем, следовательно значительнее возможности уничтожения индивидами,
осуществляющими это на практике, тех черт «случайности» и «абстрактности»,
которые наличествуют в их внутреннем мире, в личностное Я. Индивид
осуществляет уничтожение социального отчуждения разделения труда и частной
собственности и основанного на ней м распорядка и тем самым становится
человеком, «выдавливающим себя раба», человеком развивающимся.
Таким образом, общее решение философской проблемы смысла жизни состоит в
признании необходимости участия отдельного человека в коммунистическом
движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и
преобразования собственной человеческой природы. Но это именно общее,
принципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утешения»
задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию весьма и весьма
далеко.
В работах 1845—1847 годов это общефилософское решение конкретизируется.
Наиболее подробно оно рассматривается в «Немецкой идеологии». Выделим самое
существенное. Преодоление социального разделения труда, отчуждения,
господства частной собственности возможно для коммунистически
ориентированного индивида как результат, во-первых, сознательного
стремления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер
деятельности, к сколь можно более разностороннему общению, смене социальных
видов деятельности и т. д.; во-вторых, радикального «выхода» из сферы
частнособственнических стимулов и механизмов жизнеустройства, неприятия
всей «старой мерзости».
Такая перспектива индивидуального развития не имеет, естественно, ничего
общего с философской моралисткой, ограничивающейся моральными призывами и
утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души,
погрязшей в убожестве окружающего»[13]. Марксистская философия не следует
образцам ни философской, ни религиозной моралистки. Ее этическая позиция
состоит в признании единства практического социального преобразования
бесчеловечного мира и самопреобразования действующих, активных индивидов в
универсально развитые, свободные личности. Одно подразумевает другое.
Конечно, для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной
исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются
ограниченными. В философии Маркса нет иллюзий примирения с такой
действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания
ограниченности всякой наличной исторической ситуации, заключенных в ней
потенций свободы и универсального развития индивидов.
Заключение.
В политико-экономических трудах (первые варианты «Капитала») Маркс
указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение
принудительного наемного труда », следовательно, устранение в
общеисторическом масштабе пролетариата, рост «свободного времени». Это
четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических
и исторических исследованиях.
Преодолевая собственную природу со свойственными ей усреднениями и
ограничениями, достигая понимания собственной всемирно-исторической
освободительной миссии, пролетарий превращается в коммуниста, во «всеобщего
представителя» во всех сферах деятельности. Это значит, что индивид, как
коммунист, должен стать практическим воплотителем уничтожения всякой
социальной ограниченности.
Используемая литература:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. - 689с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. - 704с.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. - 690с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. - 785с.
5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. – 623с.
6. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978. – 701с.
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 125.
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 428.
[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С. 381.
[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 90-91.
[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 91.
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 93.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 117.
[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 120.
[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 35.
[10] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 434.
[11] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.
[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 33.
[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 441.
???†??????????
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5