подчиняются его всеобщему закону»[7]. Жизнь людей в условиях экономического
отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает, калечит их, делает
«частичными индивида ми» или неразвитыми, недочеловеческими существами.
«Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что
какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем...
когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле,
живем в нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на
место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих
чувств — чувство обладания» [8].
Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальности
совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный
переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей
основе в труде, в производственной деятельности. Перспективы развития
человека и человечества — в преобразовании основы основ, в уничтожении
отчужденного труда.
4.Устранение отчуждения. Универсальный человек
Процесс, обратный отчуждению, присвоение человеком собственной подлинной
человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными
преобразованиями, с «общечеловеческой эмансипацией», с тем освобождением,
которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. «Предположим,
что мы производили бы как люди»[9],— начинает Маркс одно из рассуждении о
таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнет «производить
как человек», то есть не подневольно, не ради куска хлеба, денег, рынка,
государства и т. п.? Это означает, по Марксу, что самое существенное в
человеке — его «родовая сущность» — получит свободное развитие. Или,
другими словами, труд превратится в средство саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших личностных сторон; в такую свободную
деятельность, о которой в мире отчуждения отдаленно намекают только детские
игры или творческие профессии.
Характеристика «присвоения» человеком собственной сущности, или
превращения труда из принудительного в «человеческий», рассматривается
Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по присвоению
предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой
деятельности;
в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»;
г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самой
деятельности.
Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную
самореализацию человека означает и полное «переворачивание» и человека, и
его отношения к природе и другим людям. Маркс создает грандиозную по
гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой,
преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с
ее, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в
деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам
утилитарной пользы, эксплуатации природы, а «по законам красоты».
Внутренняя природа самого человека также преобразуется — вместо
искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных
потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого
есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это
означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще
реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо»,
художественно развитый «глаз» и т. д.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и
внутренней природой человек — таков идеальный философский образ, рисующийся
Марксу в качестве «ядра» коммунистического идеала. Маркс называет его
«закопченным натурализмом», или «законченным гуманизмом». Уничтожение
частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала.
Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но
еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности.
5.Философская критика «казарменного коммунизма»
Уничтожение частной собственности, которое некоторые современники Маркса
мыслили как средство для достижения общего равенства людей в труде и
наслаждениях, отнюдь не идентично с ликвидацией отчуждения человека в
существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих и осуществляя
равенство всех людей в труде и получаемой заработной плате, образе жизни,
личностных проявлениях и т. д., теоретики уравнительного коммунизма вовсе
не устраняют сам отчужденный труд. Вместо «особой» частной собственности,
персонифицированной в определенных людях — капиталистах, возникает
«всеобщая» частная собственность, или «община как всеобщий капиталист» .
Распространение «социального равенства» в том виде, как его понимают
теоретики грубо-уравнительного коммунизма (равенство труда, оплаты,
удовольствий и наслаждений) фактически означает распространение всеобщей
нищеты, резкое понижение уровня культуры и одновременно сильнейшую
личностную нивелировку членов общества. «Тайна» уравнительного коммунизма
видится Марксу в тезисе «общности жен». Дело не в практической
реализуемости, а в теоретическом смысле этого тезиса. Превращение человека
в средство (уравнивание женщины с имуществом и владением) узаконивает
высшую степень унижения человека, существующую в реальности. Фактическое
рабство женщины в настоящем делается законом жизни будущего общества.
Несравнимо выше стоит концепция социалиста Ш. Фурье, согласно которой
степень цивилизованности всякого общества измеряется степенью освобождения
женщины. Философским обоснованием и объяснением этого положения Фурье
Марксу в то время представлялась фейербаховская концепция единства «Я» и
«Ты» в отношении индивидуальной любви, в которой Фейербах видел наиболее
полное проявление сущности человека.
Признавая необходимость уничтожения частной собственности, Маркс в то
же время видел, что представления коммунистов-утопистов о путях достижения
этой цели могут привести к весьма опасным социальным последствиям. Но путь
«казарменного коммунизма» не неизбежен. Отрицание частной собственности
может идти на основе всех исторических достижений частнособственнического
общества. Это значит, что грубая уравнительность, проповедуемая в
коммунистических сочинениях начала XIX века, да и в соответствующих
социальных экспериментах,— только исторический момент, переходное
состояние, которое неизбежно должно перерасти в программу освоения всех
культурных богатств, накопленных человечеством, в гуманизацию общественных
отношений, открывающую перспективу освобождения труда и саморазвития
человека.
ИДЕОЛОГИЗМ МАРКСИЗМА.
Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл
для себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового
философского мировоззрения.
Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть
об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и
порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного
мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были
нарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,
абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался
практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из
прошлого» — причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось,
что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в
философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной
основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы. Ответ на эти
вопросы был получен на путях разработки и обоснования нового философского
мировоззрения.
1.Материалистическая идея практики
В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? Как
неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский
материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией
зависимости человека, ею практической и познавательной деятельности от
природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является
нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-
философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об
общественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли,
определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в
«Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и
обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический
характер. Человек не про сто «находится» в природе, а практически
преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил,
что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно
человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена.
Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.
Поэтому философам — и материалистам, и идеалистам — подлинно человеческим в
человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим
формам творчества и культуры. Практическая же жизнь людей третируется как
что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим
философским ценностям.
В действительности именно труд как преобразование природы и активное
одновременное преобразование людьми своих собственных общественных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5