Рефераты. Философия марксизма






подчиняются его всеобщему закону»[7]. Жизнь людей в условиях экономического

отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает, калечит их, делает

«частичными индивида ми» или неразвитыми, недочеловеческими существами.

«Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что

какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем...

когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле,

живем в нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на

место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих

чувств — чувство обладания» [8].

Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальности

совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный

переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей

основе в труде, в производственной деятельности. Перспективы развития

человека и человечества — в преобразовании основы основ, в уничтожении

отчужденного труда.

4.Устранение отчуждения. Универсальный человек

Процесс, обратный отчуждению, присвоение человеком собственной подлинной

человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными

преобразованиями, с «общечеловеческой эмансипацией», с тем освобождением,

которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. «Предположим,

что мы производили бы как люди»[9],— начинает Маркс одно из рассуждении о

таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнет «производить

как человек», то есть не подневольно, не ради куска хлеба, денег, рынка,

государства и т. п.? Это означает, по Марксу, что самое существенное в

человеке — его «родовая сущность» — получит свободное развитие. Или,

другими словами, труд превратится в средство саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших личностных сторон; в такую свободную

деятельность, о которой в мире отчуждения отдаленно намекают только детские

игры или творческие профессии.

Характеристика «присвоения» человеком собственной сущности, или

превращения труда из принудительного в «человеческий», рассматривается

Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по присвоению

предмета труда и его результата; б) по присвоению или освобождению самой

деятельности;

в) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»;

г) по гармонизации отношений человека с человеком, «Я» и «Ты» в самой

деятельности.

Итак, уничтожение отчуждения, превращение труда в свободную

самореализацию человека означает и полное «переворачивание» и человека, и

его отношения к природе и другим людям. Маркс создает грандиозную по

гуманистическому пафосу картину человека, живущего в единстве с природой,

преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с

ее, природы, законами. Гармония с природой внешней осуществляется в

деятельности, в которой человек реализует свои цели уже не по законам

утилитарной пользы, эксплуатации природы, а «по законам красоты».

Внутренняя природа самого человека также преобразуется — вместо

искалеченных, отчужденных, стремящихся только к удовлетворению животных

потребностей людей появляется человек, само природное развитие которого

есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. Это

означает, что в человеке начнут бурно развиваться способности, пока еще

реализующиеся отнюдь не у всех людей: музыкально развитое «ухо»,

художественно развитый «глаз» и т. д.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек — таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксу в качестве «ядра» коммунистического идеала. Маркс называет его

«закопченным натурализмом», или «законченным гуманизмом». Уничтожение

частной собственности Маркс считает средством реализации этого идеала.

Однако сама по себе ликвидация частной собственности хотя и неизбежна, но

еще недостаточна для присвоения людьми человеческой сущности.

5.Философская критика «казарменного коммунизма»

Уничтожение частной собственности, которое некоторые современники Маркса

мыслили как средство для достижения общего равенства людей в труде и

наслаждениях, отнюдь не идентично с ликвидацией отчуждения человека в

существующем обществе. По Марксу, превращая всех в рабочих и осуществляя

равенство всех людей в труде и получаемой заработной плате, образе жизни,

личностных проявлениях и т. д., теоретики уравнительного коммунизма вовсе

не устраняют сам отчужденный труд. Вместо «особой» частной собственности,

персонифицированной в определенных людях — капиталистах, возникает

«всеобщая» частная собственность, или «община как всеобщий капиталист» .

Распространение «социального равенства» в том виде, как его понимают

теоретики грубо-уравнительного коммунизма (равенство труда, оплаты,

удовольствий и наслаждений) фактически означает распространение всеобщей

нищеты, резкое понижение уровня культуры и одновременно сильнейшую

личностную нивелировку членов общества. «Тайна» уравнительного коммунизма

видится Марксу в тезисе «общности жен». Дело не в практической

реализуемости, а в теоретическом смысле этого тезиса. Превращение человека

в средство (уравнивание женщины с имуществом и владением) узаконивает

высшую степень унижения человека, существующую в реальности. Фактическое

рабство женщины в настоящем делается законом жизни будущего общества.

Несравнимо выше стоит концепция социалиста Ш. Фурье, согласно которой

степень цивилизованности всякого общества измеряется степенью освобождения

женщины. Философским обоснованием и объяснением этого положения Фурье

Марксу в то время представлялась фейербаховская концепция единства «Я» и

«Ты» в отношении индивидуальной любви, в которой Фейербах видел наиболее

полное проявление сущности человека.

Признавая необходимость уничтожения частной собственности, Маркс в то

же время видел, что представления коммунистов-утопистов о путях достижения

этой цели могут привести к весьма опасным социальным последствиям. Но путь

«казарменного коммунизма» не неизбежен. Отрицание частной собственности

может идти на основе всех исторических достижений частнособственнического

общества. Это значит, что грубая уравнительность, проповедуемая в

коммунистических сочинениях начала XIX века, да и в соответствующих

социальных экспериментах,— только исторический момент, переходное

состояние, которое неизбежно должно перерасти в программу освоения всех

культурных богатств, накопленных человечеством, в гуманизацию общественных

отношений, открывающую перспективу освобождения труда и саморазвития

человека.

ИДЕОЛОГИЗМ МАРКСИЗМА.

Весной 1845 года, когда Энгельс приехал в Брюссель, Маркс, уже открыл

для себя и устно излагал своему другу и соавтору положения нового

философского мировоззрения.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть

об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и

порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного

мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были

нарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,

абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался

практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из

прошлого» — причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось,

что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в

философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной

основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы. Ответ на эти

вопросы был получен на путях разработки и обоснования нового философского

мировоззрения.

1.Материалистическая идея практики

В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? Как

неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский

материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией

зависимости человека, ею практической и познавательной деятельности от

природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является

нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-

философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об

общественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли,

определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в

«Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и

обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический

характер. Человек не про сто «находится» в природе, а практически

преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил,

что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно

человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена.

Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.

Поэтому философам — и материалистам, и идеалистам — подлинно человеческим в

человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим

формам творчества и культуры. Практическая же жизнь людей третируется как

что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим

философским ценностям.

В действительности именно труд как преобразование природы и активное

одновременное преобразование людьми своих собственных общественных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.