Рефераты. Философия М. Монтеня






Философия М. Монтеня

Академия Труда и Социальных Отношений

Кафедра философии и политологии

Реферат

«Философия М. Монтеня»

Выполнила:

студентка

II курса СЭФ

5-ой группы

Овчинникова Наталья

Проверил:

преподаватель

Плютто П.А.

Москва - 2003

Мишель Эйкем де Монтень прожил 59 лет

жизни. Он родился 28 февраля 1533 г. и скончался 13 сентября

1592 года.

У нег было как бы две биографии – «внешняя» и

«внутренняя», - всё время сталкивавшиеся между собой и обе они

не лишены драматизма. По своей природе Монтень – натура

скорее созерцательная. «Он ленив, равнодушен к общественным

обязанностям, а также к обязанностям, налагаемым дружбою и

родством; он слишком занят собой» - так говорили о нём ещё

в пору его юности. И вместе с тем «равнодушный к

обязанностям» Монтень умел достойно их исполнять, проявляя

независимость и неуступчивость характера: «Душа моя сама по

себе вовсе не лишена была сильных движений, а также

отчётливого и ясного взгляда на окружающее, которое она

достаточно хорошо понимала и оценивала в одиночестве. Я

действительно думаю, что она неспособна была бы склоняться

перед силою и принуждением...»

В этих двух характеристиках – ключ не только к

биографии Монтеня, но и к его творчеству.

Ему выпало жить в жестокую эпоху, целиком

прошедшую под знаком религиозно-политических раздоров и

безжалостных войн. Органическое отвращение к насилию и

стремление остаться наедине с собой побуждали Монтеня

всячески уклоняться от общественных дел, однако, будучи

человеком честным, совестливым и обладающим чувством долга, он

никогда не отказывался, если дела призывали его.

Повидать ему пришлось немало: в молодости он

участвовал в нескольких военных походах, двенадцать лет (с 1558

по 1570 г.) был советником парламента города Бордо, не

однажды посещал Париж и бывал при королевском дворе, испытал

превратности далёких путешествий, бывал обманут, ограблен;

пережил пожар, чуму, смерть своих детей, а на склоне лет

даже попал (в качестве заложника) в Бастилию. Все последние 20

лет жизни Монтеня терзала каменно-почечная болезнь, от которой

он впоследствии и скончался.

Самыми трудными оказались для него четыре года

жизни - с 1582 по 1586 г., когда он был избран мэром

города Бордо и получил предписание приступить к исполнению

обязанностей. Почётная, но бесплатная и беспокойная должность

мэра заставила Монтеня употребить весь свой ум, такт и

дипломатические способности на то, чтобы в условиях

гражданской войны унимать страсти, гасить конфликты и не

допускать дело до крови и убийств. Как всегда в подобных

случаях, он навлёк на себя недовольство обеих сторон: «На

меня посыпались неприятности, которые при всех общественных

неустройствах выпадают на долю людей умеренных. Притесняли

меня со всех сторон, гибеллин считал меня гвельфом, гвельф -

гибеллином», - вспоминал философ, так что, дождавшись окончания

срока, Монтень облегчённо сложил с себя обязанности мэра,

чтобы никогда больше к ним не возвращаться.

Подобные обязанности вообще не влекли его. В 37

лет он отказался от должности в бордоском парламенте и

удалился в наследственное имение, где в замковой башне устроил

библиотеку. Здесь, общаясь в основном с домочадцами, Монтень

предался тем занятиям, которые по-настоящему его волновали:

читал, размышлял, писал. Результатом его деятельности и явились

две первые книги «Опытов», выпущенные в 1580 году. Избранный

мэром, Монтень вынужден был прервать работу над своим

сочинением, но в 1586 году он к ней вернулся. Два года

спустя в свет вышло издание «Опытов», состоявшее уже из трёх

книг. Ещё через четыре года Монтеня не стало.

Деятельный «господин мэр» и сосредоточенно

размышляющий, исписывающий тысячи страниц автор «Опытов» - вот

две ипостаси одного человека. Совмещались ли они и если да,

то как? Сам автор сказал: « Господин мэр и Мишель Монтень

никогда не были одним и тем же лицом, и между ними всегда

пролегала отчётливо обозначенная граница ». В какой мере это

верно? Ответить на все эти вопросы значит приблизиться к

пониманию «Опытов».

Монтень вряд ли способен открыть «тайну

мироздания» или возвестить нам последнюю о нём истину. Он не

только не рвётся из круга повседневности, но по большей части

о ней как раз и размышляет. Разумеется, он весьма начитан,

но стремиться не столько сверить жизнь с философией, сколько

философские книги - с жизнью. Вот почему предметом его

размышлений оказываются вещи самые обыденные - «воспитание

детей» и их «сходство с родителями», «обычай носить одежду»,

«запахи», «почётные награды», «жестокость», «раскаяние»,

«пьянство» и даже «большой палец руки» (таковы названия

некоторых глав «Опытов»). Монтень пускается в подробные

описания собственных привычек, домашнего обихода, своих

пристрастий и антипатий, состояния здоровья, не стесняясь

посвящать нас в интимнейшие стороны своих недугов.

Разумеется, Монтень чуждый нам французский дворянин, живший

400 лет назад, совсем не собирается нас ничему «учить», он

просто искренно «рассказывает» о себе: «Я отнюдь не поучаю, а

только рассказываю», - говорил автор о своих сочинениях.

Монтень принадлежит своему времени и истории

культуры, которую изучают специалисты: к настоящему дню число

работ о Монтене приближается к трём с половиною тысячам. И

здесь нет ничего удивительного: автор «Опытов» весьма

заметная, едва ли не уникальная фигура в истории

западноевропейской культуры. Примечательно и то, что каждая

новая эпоха склонна не только говорить о Монтене, но и

заговаривать с ним; он всегда будоражил и до сих пор

продолжает волновать живую философскую и художественную мысль.

Шекспир полон реминисценций из Монтеня, Паскаль и Декарт

спорили с ним, Вольтер его защищал. О нём писали, на него

ссылались, со спорами или одобрительно, такие известные люди

как Бэкон, Гассенди, Монтескье, Дидро, Бейль, Ламерти, Руссо,

Пушкин, Герцен, Толстой. Даже философы и художники, в целом

далёкие от Монтеня, оказались чувствительны к его мысли и

таланту, - начиная с мятежного Ницше, находившего в себе

«нечто от порывистости Монтеня», и заканчивая эксцентричным

Сальвадором Дали, на пятом десятке расслышавшим в себе

монтеневские нотки и проиллюстрировавшим «Опыты» (в 1947 году).

В первой книге «Опытов», по названию глав, можно

убедиться в непритязательности первоначального замысла автора.

Взявшись за перо в возрасте 39 лет, Монтень собирался лишь

выписать из наиболее авторитетных морально-философских сочинений

древних (Плутарх, Сенека) поучительные примеры, исторические

анекдоты и афоризмы и, снабдив эти образцы античной мудрости

кратким комментарием, решил преподнести их своим современникам

в качестве «учебника» жизни (будь то жизни обыденной,

политической или военной) - учебника, которым мог бы

пользоваться «образцовый дворянин». Такие поучительные сборники

были весьма распространены как в античности, так и в эпоху

самого Монтеня. Отнюдь не претендуя на оригинальность, он, уже

в процессе написания первой книги заметил, что приводимые им

«примеры» и «афоризмы», а главное, извлекаемые из них «уроки»

никак не желают складываться в универсальные «правила», годные

на все времена и на все случаи жизни, а напротив, не

согласуются между собой. Не без изумления обнаружив, что

«правила» на глазах превращаются в «исключения», Монтень

осознал, что избранный им материал нуждается не в беглых

пояснениях, а в пространной рефлексии, основанной не только

на прочитанном, но и на лично пережитом, увиденном, услышанном,

случившимся именно с ним. И действительно, наблюдая за

переходом мысли Монтеня из первой во вторую книгу (которая

была закончена в 1579 г.), можно заметить усиление

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.