Рефераты. Философия и ее роль в жизни человека и общества






Платон(4в.)- идейный соперник Демокрита.

Платон(широкоплечий) прозвище дал Сократ, который был его учителем.

Основал философскую школу- академию- название произошло из за того что

школа находилась в роще посвящённой богу Академу. Просуществовала

школа около 900 лет.

Платон создал ученье о бытие. Утверждал реальность сверхчувственного (над

физического). Задался вопросом: могут ли любые физические основания

лежать в основе сверхчувственного; ответ дал отрицательный. Свой подход

назвал “второй навигацией”. Говорил что натурфилософы передвигались на

парусах с помощью физического(первая навигация), а он открыл

сверхчувственное.

Почему вещь красива- натурфилософы объясняли цветом, формой и т.д.

Платон говорил что в основе лежит идея самой красоты и если идея

присутствует тогда вещь, лошадь,... красива.

Метафизика- учение о сверхчувственной над физической реальности.

Главным в первооснове бытия лежит идея(сущность бытия). Идеи не порождены

никем, они вечны, неизменны, неподвижны и находятся в отношениях с

материальным- весь материальный мир сделан как слепок, модель, копия мира

идей. Платон вводит понятие бога -Демурга, который из хаоса лепит вещи по

образу идей. Т.о. Платон явился основателем объективного идеализма, т.к.

его идеи не зависят от сознания человека. Проблема человека у Платона

связанна с добродетелью(обращался к душе). Для Платона душа бессмертна

“если бы душа была смертна, что бы тогда служило наказанием для

безнравственных людей”.

Помимо критики форм политического устройства, Платон сформулировал

модель идеального государства, главной целью которого является

справедливость. Справедливость- забота о благе всех граждан. Модель

представляла тоталитарное государство во главе с философами. Анализировал

модели существующих государств, и считал реально существующие формы

правления негативными; делит на 4 формы:

-тимократия- власть честолюбцев.

-олигархия- власть немногих над большинством.

-демократия- власть большинства.

-тирания- власть одного.

Наиболее неприемлемые формы: демократия и тирания, наиболее подходящая-

олигархия. При демократии к власти приходят не наиболее знающие,

достойные люди, а “трутни” (демагоги создающие ажиотаж). Демократия плоха

тем, что создаёт возможность установления тирании. При демократии главным

благом является свобода, но чрезмерная свобода ведёт к чрезмерному

рабству.

Аристотель(4в.)- ученик Платона. Приписывают фразу: “Платон мне друг,

но истина дороже”.

Жил при дворе Македонского царя и был воспитателем Александра. Александр

говорил: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом потому, что отец дал

мне жизнь, а Аристотель дал мне то что придаёт ей ценность”.

Вернувшись в Афины Аристотель основал философскую школу- лицей

(находилась при храме Аполона Ликейского) или перипатетическая

(прогулочная).

В 323 умирает Александр, и Аристотель уезжает из Афин.

Известен тем что оставил труды по всем известным отраслям знаний

(биология, риторика, политика, ...). Он произвёл систематизацию знаний и

первый выделил Ф. У Аристотеля две Ф:

-физика(натурфилософия)- впоследствии стала естественным предметом.

-метафизика(после физики)- размышление о бытие(о сверхчувственной

реальности).

У Аристотеля сущ. понятия форма(сущность вещи) и материя(то из чего вещь

состоит). Форма и материя слиты воедино.

Аристотель считается отцом логики-науки о законах мышления.

Обращается к формам государств, но делит их по другому(чем Платон) на

правильные и неправильные. Критерием деления служит забота о благе

граждан:

-правильные- монархия(власть одного), аристократика(власть немногих),

полития/идеальное государство придуманное Аристотелем/(власть

большинства).

-неправильные- тирания, олигархия, демократия/имеет тенденцию

превращения в охлократию(власть толпы)/.

Ф. Эпохи Эллинизма. Древнеримская Ф.

Специфика:

334-323г. походы Александра Македонского, с этих походов началась эпоха

Эллинизма.

В 338г. до н.э. произошла битва при Херонее между греческими и

македонскими войсками. Греки потерпели поражение и потеряли

независимость. Культура сменилась на Эллинистическую.

Основными вопросами стали вопросы этики(учения о нравственности),

возможности достижения счастья.

АТАРАКСИЯ- безмятежность, невозмутимость(имей это и будешь счастливым

человеком).

Было три школы: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Скептицизм- представитель- грек Пиррон(2я. пол. 4в. - нач. 3в. до

н.э.). “Человек может быть счастливым если достигнет состояния

атараксии”.

Тезис- воздержание от суждений. Человеку не дано знать, понимать. Человек

не может судить. Скептики сомневаются в том, что человек может достигнуть

истины.

АГНОСТИЦИЗМ- другое направление скептицизма. Считают, что человек не

способен получить истину.

Эпикуреизм- основатель Эпикур(342-271г. до н.э.). Считал, что атараксия

достигается при отсутствии страха(смерти, бессилия перед природой).

Освобождение человека от страха, борьба с ним. Побороть страх можно

только изучая природу и её явления.

Страх смерти: “Не стоит беспокоиться насчёт смерти. Смерть не имеет к нам

отношения. Когда мы есть- смерти ещё нет, когда она наступает- нас уже

нет”.

Человек должен жить с удовольствием, но это прежде всего отсутствие

страданий(физических и духовных). Человек не должен преступать меры в

удовольствиях. Тезис Эпикура- живи незаметно.

Стоицизм- основатель школы- Зенон из Кития(336-265г.). Название

произошло от “стоя”-портик, колоннада- места сбора. Находились в

оппозиции Эпикуру. Стоики говорили, что человек должен подчиняться

необходимости, в этом его основная добродетель. Не надо идти против

судьбы.

АПАТИЯ- бесстрастие, чувственное спокойствие.

Сенека(кон. 1в. до н.э.)- др. римский мыслитель, был богат и близко

связан с императором Нейроном. В своём учении говорил, что не надо

стремиться к богатству, т.к. богатство есть беспокойство. С падением

Нейрона связано и падение Сенеки. Он уехал из столицы и кончил жизнь в

бедности, в соответствии со своим учением. Человек должен покоряться

судьбе, но если он запутывается в противоречиях, то уходит из жизни сам.

Сенека умирает вскрыв себе вены.

Ф. Эпохи позднего Эллинизма.

Плотин- представитель.

Характеристика: время разрушения, раскола Римской империи. В это время

проникают мистические и религиозные мышления с востока. Философская мысль

сближается с религиозным учением.

Ф. Плотина является одновременно концом и началом, концом античной Ф. и

началом христианской теологии.

Средневековая Ф. (5-15в. н.э.)

Средневековый запад унаследовал внутренние противоречия др. римлян.

476г.- падение Римской империи. 4в.- основан Константинополь.

В территориальном смысле Зап. Европа маленькая. Замкнутость, скученность

городов; на земле всё маленькое, ограниченное, а там, наверху, где бог

места много. Человек живёт в ожидании смерти, в страхе перед ней; в

беспокойстве о будущей жизни. Хорошие и плохие дела взвешиваются. Куда

попадёт человек к богу или дьяволу. Проблема двойственности, раскола-

человек живёт на земле, но должен стремиться к богу. Отшельничество, уход

от мира- точно попадёшь в рай. Полное прощение грехов при полной передаче

всех средств церкви.

Человек утверждался не выделяясь, а растворяясь в обществе, становясь

первым из многих, т.к. гордыня страшный грех. Человек связан с

определённой социальной группой на всю жизнь.

Свобода- наличие покровителя, гарантирующего твои права.

Весь средневековый мир связан с христианством, и Ф. связанна с богом.

Христианство- господствующая идеология.

Характерная черта- теоцентричность(теос- бог)- реальность определяющая

всю сущность- бог.

Проблема отношения бога и мира- философская проблема. Было несколько

течений по этой проблеме:

Теизм- учение согласно которому бог выступает создателем мира и элементом

постоянного воздействия на все процессы, происходящие в этом мире.

Особенность, связанная с историческими условиями(католическая церковь

стояла наравне со светской властью, иногда превышая её)- единственные

духовные центры: монастыри, церковные духовные центры,

университеты(связанные с церковными школами).

Схоластика- синоним средневековой философии. Специфика метода познания:

Ф. не была направлена на изучение окружающей действительности, как она

есть сама по себе. Все истины находятся в священном писании, они есть их

не надо доказывать.

Ф. должна обосновывать положение вещей.

Ф.- служанка богословия, т.е. решает важнейшие проблемы времени, веры и

разума.

Коперник, почти перед смертью(почему и не был наказан инквизицией),

написал свою теорию геоцентризма.

Специфика, содержащая всю философскую концепцию средневековья,-

теоцентризм - бог реальность определяющая всё.

Креационизм- учение творения богом мира из ничего.

Провиденциализм- бог не только создал мир, но и участвует во всех

течениях жизни.

Персонализм- учение о создании богом человека(человек- высшее творение

бога), но есть две стороны: дух и плоть. Душой человек может прикоснуться

к божественному миру.

Проблемы: что первично?, соотношения общего и единичного(реализм и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.