Рефераты. Философия и ее роль в жизни человека и общества






Философия и ее роль в жизни человека и общества

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

Ф. возникла в конце 7-6 в до н.э. Ф. относится к мировоззрению.

Мировоззрение (М)( совокупность общественных взглядов, оценок,

представлений о мире и месте в нем чел.

В стр-ре М выделяются несколько составляющих:

а) Мироощущение( находится эмоционально-психологическая сторона М

б) Мировосприятие( находится формирование познавательных образов на

основе наглядных представлений.

в) Миропонимание( все взгляды, представления связанные с пониманием, с

объективным.

Ф. относится к миропониманию.

Выделяют 2 осн уровня М:

обыденный( сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого

отдельного человека.

Характер: хаотичность представлений; наличие заблуждений в рамках

обыденного М; догматичность (представления, кот не подвергаются критике,

устоявшиеся представления).

Теоретический уровень( К нему относится Ф. Характерно построение

цельной,структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться

от характеристик обыденного уровня.

Характер: все противоположное обыденному уровню.

При соотношении Ф и М заметно, что Ф явл. в историческом смысле далеко не

первым типом М, а самым поздним из всех существовавших.

Самый первый тип М( миф. Миф( особый тип М для кот. характерны единство,

слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание

всего, что знал чел о мире. Гл. ф-ция мифа( регулирующая.

В рамках мифов происходило накопление и сохранение знаний. При

исследовании эпоса Гомера было обнаружено >30 практических мер

врачевания; найдена Троя.

В 6 в до н.э. начинает появляться др тип мировоззрения( Религия. Оно

близко к мифическому, много сходств, но даже в современных религиях есть

мифические представления. Самое главное отличие( миф не разделяет земное

(естественное) и сверхестественное, а религия четко их разделяет. Р в

переводе означает благочестие.

Р( такой тип М для кот. характерно удвоение мира на мир естественный

(посюсторонний) и мир сверхъестественный (потусторонний).

Гл. признак Р( вера в реальное существование сверхъестественного.

Ф опирается на разум, а для Р вера всегда стоит выше разума.

В это же время, ( 6-5 в до н.э. начинает формироваться наука (преднаука,

первое научное представление). Научные представления начинают ставить под

сомнение мифы. Но наука не способна выполнить мировоззренческую ф-цию и

нишу занимают Р и Ф.

Ф( такой тип М кот. представляет собой систему самых общих представлений

о мире и месте в нем чел. Ф. прошла долгий путь, прежде чем перешла в

культуру.

Первый, кто предпринял попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в

отдельную систему мировоззрения был Аристотель в 4в. до н.э.

Специфика философского знания:

Первым употребил слово философ Пифагор. Дословный перевод с

древнегреческого философия означает любовь к мудрости. (Только богу

доступна истинная мудрость( софия).

Ф составляет триединство содержания, метода, цели (специфика Ф):

1. содержание( Ф попыталась объяснить мир в целом, этим отделив себя от

частных наук (только части реальности).

2. методы( Ф всегда ориентировалась на рациональное понятие

действительности, рациональные методы познания ( с помощью разума).

3. цель( в конечном итоге( постижение истины (как и гл. цель для науки).

Для Ф характерно, что истина всегда носит целостный оттенок.

Рассел (англ.) определил место Ф как ничейную землю между наукой и

религией. Он говорил о том, что наука и Ф занимаются попыткой познать мир

с помощью разума, но Ф говорит, что окончательного знания быть не может.

Историческое развитие философских идей.

Для исторического развития Ф не характерен прогрессивный тип развития. Не

применяются понятия старое и новое (как и в искусстве). Но в Ф есть

преемственность( связь идей между поколениями, но при этом нет прогресса.

Мы ушли дальше в Ф чем др. греки, но только в объеме социального опыта.

Вся современная Ф( комментарии к Платону ( кр. мира ощущений).

Существование национальной Ф, специфика.

По отношению к мировой Ф сущ. национальные Ф (нем, рус). Ф( отражение

души народа. Русская Ф возникла и развивалась в оппозиции к Зап-

европейской Ф. Специфическое понятие русская идея( вера в все

человечность миссии русск. народа. Простой экспорт идей не приживается

без поправок на национальное сознание.

Ф-ции Ф:

1. Мировоззренческая ф-ция связана с попыткой теоретического, понятийного

объяснения мира и человека.

2. Методологическая ф-ция проявляется в методологии теоретического и

практического объяснения окружающей действительности. Существует

несколько специфических методов, позволяющих Ф дать представление о

мире (возн. В период античности):

диалектика( учение о наиболее общих закономерностях развития окружающего

мира (мир изменяется, развивается).

метафизика( метод познания и исследования окружающего мира, на основании

кот вещи и предметы рассматриваются как неподвижные, неизменные,

независимые друг от друга. Характерно стремление к абсолютизации,

изолированности окр. мира.

3. Прогностическая ф-ция( всегда строились гипотезы о развитии

реальности, попытки определить пути развития общества, с той или иной

долей вер-ти.

4. Критическая ф-ция( философское знание всегда должно быть построено на

сомнении. Важен критический подход не только предшественников, но и

критика к собственным размышлениям.

Декарт( ( Мыслитель обязан все подвергать сомнению(.

Марксизм- Ленинизм( полная догма, без сомнений.

5. Аксиологическая ф-ция( любое Ф знание содержит момент оценки и

формируется с т.з. тех или иных ценностей. Маркс( его система ценностей и

позиция для определенной группы людей( пролетариата. (полностью

объективный и независимый философский подход это утопия, т.к. любой

философ стоит на позиции каких-либо идей и отстаивает чьи-то интересы).

Разделы философского знания.

Ф имеет внутреннюю стр-ру, в рамках кот. выделяются:

1. ОНТОЛОГИЯ( раздел Ф, занимающийся учением о бытие.

Бытие( реальность, существующая объективно, независимо от человеческого

сознания, т.е. мир в целом, все сущее.

Субъект( чел, группа людей, человечество. Объект( то, на что направлен

процесс познания.

Субъективно( то, что зависит от нашего восприятия. Объективно( то, что

существует независимо от сознания чел.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ( раздел Ф, занимающийся изучением познания. (Гносус(

знание)

Ф изучает различные стороны познания (что такое познание, что такое

истина, где границы познания...)

3. СОЦИАЛЬНАЯ Ф( раздел, изучающий поведение общества.

4. ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОЛОГИИ( раздел, касающийся изучения человека, его

бытия.

5. ИСТОРИЯ Ф( раздел, изучающий исторические пути развития Ф,

структурированность философского знания.

Разделы разграничены на ряд групп и подходов по:

. содержательному принципу на основании методов( диалектические,

метафизические концепции и др..

. временному критерию (исторические этапы):

-) античная Ф (зап-европейская Ф) кон 7 в. до н.э.( 4 в. н.э.

-) Ф средневековья 5-15 в.

-) Ф эпохи возрождения 14( нач.17в.

-) Ф нового времени 17в.

-) Ф эпохи просвещения 18в.

-) немецкая классическая Ф 2пол.18( 1пол.19в.

-) марксистская Ф 2пол.19(20в.

-) современная западная Ф 2пол.19- 20в.

-) русская Ф. (Развивается особняком( своя логика, свои этапы)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Где и когда возникла Ф? Значительная утрата текста не позволяет

датировать время возникновения. В момент возникновения и существования Ф

сущ в рамках др форм культуры ( миф и т.д.)

Существуют 3 центра возникновения Ф:

Др. Греция (кон.7- нач. 6 в до н.э.);

Индия ( 6 в до н.э.);

Китай ( 5 в. до н.э.).

Классическая форма (логика и т.д.) есть только в Древнегреческой Ф.

Индия( много религиозных оттенков; Китай( много нравственных рассуждений.

Периоды Античной Ф:

1- Период становления Древнегреческой Ф (кон.7- 1пол. 5в. до н.э.)

2- Период развития классической Ф (2пол.5- 4в. до н.э.)

3- Период Ф эпохи эллинизма и древнеримской Ф (3- 1в. до н.э)

4- Период Ф эпохи позднего эллинизма (1- 4в. н.э.)

Период становления.

Наиболее прогрессивной в Др. Греции была Иония( система городов (полис).

Одна из колоний Греков. Крупнейший город( Милет. Ф 1-го периода относится

к этому месту и носит название Ионийская Ф. Первыми представителями

Ионийской Ф были философы Милетской школы и Гераклит (из Эфеса). Они

обратились к вопросу происхождения мира, но поставили вопрос философски:

"Что есть первооснова всего существующего?" (что есть первоначало всех

вещей). Такая постановка вопроса позволяет говорить о том, что это были

первые философы.

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Являлись натурфилософами(

физиками (физис( природа). Рассуждали о природе в ее фундаментальном

значении( все существующее. Традиционно обращались к стихиям:

Фалес(кон.7- нач.6в до н.э.)( в кач-ве первоначала определял воду(

реальность кот текуча, всюду проникаема, стихийна. Ввел понятие сторон

света. Он считал, что Земля( диск, кот плавает в океане.

Анаксимандр (6в. до н.э.)( ученик Фалеса. В качестве первоначала ввел

собственное понятие "апейрон"( вечно, неизменно, присутствует везде,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.