Рефераты. Философия даосизма






обозначает не просто соблюдение норм морали, но обретение в себе

«полноты жизненных свойств», постижение внутреннего совершенства

вещей. Поэтому человек, обладающий дэ, излучает несокрушимую мощь

жизни, всегда и всюду привлекает к себе людей, заставляет их быть

послушными его воле, но он воздействует на мир, не обнаруживает себя:

человек дэ, говорили древние даосы, не требует от других поклонения, а

люди чтут его, не доказывает свою правоту, а ему все верят, не

угрожает другим, а люди держатся с ним любезно и т.д.; возможно же

такое потому, что в дэ человекдостигает предела своего существования

и, погружаясь в поток творческого обновления мира, входит в интимное

соприкосновение с другими жизнями.

Теперь уже не будет удивительным узнать, что в даосских школах

«кулачного искусства» традиция осмыслялась как воспроизведение

космического процесса творения. Последний в категориях даосской мысли

означал круговое движение от первичного хаоса Единого ци к вторичному

хаосу неисчерпаемой конкретности бытия, каковой является, в сущности,

символом полноты человеческого присутствия в мире. Ибо бесконечно

разнообразный мир и есть мир подлинно человечный. Первичный Хаос

отождествлялся в даосизме с Беспредельным (уцзы), вторичный Хаос - с

Великим Пределом (тайцзы). В практике даосского ушу Беспредельное

воплощается в исходной стойке, Великий Предел - в комплексе

нормативных движений, символизирующих полноту бытия.

Как следствие, основу технического арсенала даосских школ ушу

составляет определенным образом стилизованные или, лучше сказать,

некие типовые движения - знаки одухотворенно-возвышенной, наполненной

сознанием жизни. Усваивая эти нормативные движения, ученик перенимает

символизируемые ими качества энергии и постепенно вживается,

«врастает» в матрицу вселенских метаморфоз. Такое обучение имело и

очевидную воспитательную ценность: оно неуклонно взбадривало сознание

учащегося, повышало его чувствительность и в конце концов делало его

восприимчивым к до-сущей, «прежденебесной» реальности мира.

Способность жить самим предчувствием жизни, знать «семена вещей» или,

говоря словами Чжуан-цзы, «быть таким, каким еще не бывал», и

составляла секрет «внутреннего достижения» (гунфу) даосских мастеров

кулачного искусства.

Цельность духовно-телесной жизни - или, можно сказать, прото-жизни

- Дао, воплощенная в круговороте Беспредельного и Великого Предела,

раскрывается во взаимодействии и взаимопроникновении полярных начал,

ведь она сама есть Хаос и непрестанно изменяет себе, «теряет себя».

Действие Дао - это преемственность в изменениях. Одним из главных

символов досской практики ушу является образ «непрерывно вьющейся

нити» или «бусин ожерелья, нанизанных на одну нить». Другими словами,

практика ушу представляет собой как бы ритмически организованную

последовательность жизненных моментов, где, как в музыке, различные

паузы, акценты, обертоны, вариации темы образуют неосязаемое, подлинно

символическое тело музыкального звучания. По словам старых учителей,

выполняя комплекс искусства, следует уподобиться «великой реке,

нескончаемо несущей свои воды», и выполнить весь комплекс «на одном

дыхании».

Ритм Единого Дыхания Дао складывается из чередования моментов

«открытия» и «закрытия», «собирания» и «рассеивания», «опустошения» и

«наполненности», «твердости» и «мягкости» и т.д. Даосы хорошо знали,

что каждая вещь постигается через свою противоположность: чтобы быть

твердым, нужно уметь быть мягким, истинное расслабление приходит после

моментов напряжения. А в итоге все движения в даосской гимнастике

совершаются по дуге, окружности, спирали, в конечном счете - по сфере,

каковая есть универсальный внутренний образ действия (не-действия) в

даосизме, символ гармонической полноты и завершенности бытия.

В даосских школах ушу различаются два вида этой сферы как прообраза

круговорота Дао: сфера большая, или внешняя, очерчиваемая пределами

досягаемости рук и ног, и сфера малая, или внутренняя, соответствующая

вращению тела вокруг своей оси или даже вращению Киноварного поля -

средоточию организма и точке скопления жизненной энергии. Большая

сфера имеет физические параметры, малая же сфера - реальность

духовная, опознаваемая жизненным опытом. Постижение большой сферы

приуготовляет открытие малой. Одно из правил ушу гласит: «Сначала

тренируй раскрытие, затем постигай свертывание». Внешняя и внутренняя

сфера выступают как зеркальными образами друг друга, причем внутреннее

движение (действие энергии) предвосхищает внешнее, физическое

движение. Принцип зеркальности легко угадывается в нормативных

движениях ушу, создающих образ некой динамической гармонии,

равнозначной энергетически заряженной «пустоте». Эти движения выявляют

присутствие в нас «единой нити» мировой энергии, распространяющейся по

своим особым, имеющим спиралевидную форму, силовым линиям.

Сказанное подводит нас к пониманию особого вида силы, обозначаемой

в даосской литературе иероглифом «цзин». Китайское понятие силы-цзин

не имеет даже приблизительных аналогов в европейских языках. Вообще

говоря, сила-цзин порождается организмом как единым целым и является

результатом не физического усилия, а, напротив, расслабления.

В даосских школах искусства существовала весьма подробная

классификация слы-цзин. Различались «сила наступательная» и «сила

защитная», «сила прилипания», «сила скручивания», «сила растяжения» и

т.д. Но все способы применения этой внутренней силы тела основывались

на общих принципах: «покоем контролировать движение», «мягкостью

одолевать твердость», «следованием за противником избегать урона».

Мастер даосской школы ушу умел «перенять» силу противника и сделать ее

своей. Искусство схватки было в конечном счете искусством «превращения

внутренней силы» (хуа цзин).

В лексиконе даосских мастеров ушу термин цзин обозначает не только

силу, но и особую чувствительность, даруемую действием «одухотворенной

энергии». Существовало понятие «сила понимания» (дун цзин), которое

относилось к способности предвосхищать и упреждать действия

противника, как о том говорится в старинной формуле: «он не двигается

- я не двигаюсь; он двигается - я двигаюсь прежде него».

В любом случае основой совершенствования в даосской традиции ушу

было «внутреннее дыхание», т.е. «вскармливание энергии» в соответствии

с принятыми среди даосов методиками дыхания, медитации и проч.

Основные ступени внутреннего совершенства, выделяемые в даосских

школах кулачного искусства, в точности соответствуют трем стадиям

восхождения даосского подвижника в практике взращивания «внутреннего

эликсира»: нижнее положение занимает «тренировка семени и его

превращения в энергию», средняя ступень - это «тренировка энергии и

его превращение в дух» и высшая - «тренировка духа и возвращение к

пустоте».

Другим распространенным критерием совершенствования в даосских

школах ушу была ступень внутреннего усвоения нормативных движений.

Высшим достижением здесь считалось отреченность от всех внешних форм

кулачного искусства, когда, по словам одного старого мастера, «единое

дыхание обращается привольно, и воля вовек не прерывается, движения

имеют очертания, но пропадают в бесследном, а знание секретов

мастерства уже неотличимо от деяний самой природы».

Много таит в себе тайн древнее китайское искусство, мировоззрение ,

мироощущение даосизма. Он необъятно многолик и многогранен.

Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость,

вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен

поколений, не умерла и не может умереть. Даосизм, как часть и, может

быть, самая часть этой мудрости, не потерял своей жизненности и

сегодня. Заветы древних даосов обращены к каждому, кто не

удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет

истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных

приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.

С п и с о к л и т е р а т у р ы.

1. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко - религиозные описания - Спб.:

1993.

2. Антология даосской философии. Перевод / Сост. В.В. Малявин, Б.Б.

Виногадский. - М.,1994.

3. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф.- М., 1992.

4. Древнекитайская философия. Т. 1-2.- М., 1972-1973.

5. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке.- М.,1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.