Рефераты. Философия буддизма






вероятно, во II-III вв. н.э. Тантра подчеркивает использование воображения

с применением техник визуализации самого себя в образе Будды, в различных

его обликах при полном осознании соответствующей реальности. Представляя

самого себя уже обладающим телом и разумом Будды, мы создаем причины для

более быстрого достижения этого объединяющего состояния, чем с помощью

обычных махаянских методов, и таким образом можем скорее начать помогать

другим людям. Множество лиц, рук и ног у некоторых из изображений Будды

имеет несколько уровней, символически представляющих различные реализации

на пути. Их визуализация помогает одновременно удержать в уме все эти

прозрения, которые они символизируют с тем, чтобы более эффективно

способствовать воссозданию всеведущего ума Будды.

Теперь относительно тантры. Существуют четыре класса тантр, В Китай и

Японию попали преимущественно первые три класса и частично четвертый.

Однако именно он с течением времени получил наиболее полное развитие в

Индии. В четвертом классе тантр, Ануттара-йоге, акцент на работе с

различными тонкими энергиями тела для обретения доступа к наиболее тонкому

уровню сознания, чтобы затем использовать его как инструмент постижения

реальности с целью разрешения собственных проблем и обретения способности

помогать другим наиболее эффективно.

В течение этого времени Махаяна вместе с тантрой распространилась из

Индии, особенно из ее восточных районов, в страны Юго-Восточной Азии. Как

уже отмечалось ранее, эти учения попали в Шри-Ланку (Цейлон) и Мьянмар

(Бирма), однако они не стали господствующими, так как ранее там утвердилась

Тхеравада.

Идеи буддизма в культурах Индонезии и Тибета.

В Индонезии контакты с индийской культурой, и в том числе с буддизмом

в виде Тхеравады и Махаяны, начались во II-III вв. н.э. на Суматре, Яве и

Сулавеси (Целебес). В конце V в. Махаяна, включая тантру, попала на

Центральную Яву и очень там усилилась: буддизм был официально принят

королевой. Ранее в этом районе преобладала Тхеравада. Как и в Кхмерском

королевстве (Кампучия) здесь, наряду с буддизмом процветал индуизм в форме

шиваизма, зачастую они смешивались, Для приобретения могущества некоторые

верующие использовали также элементы местных ритуалов и спиритизма. В конце

VII в. буддизм стал официальной религией на Суматре. В начале IX в. на Яве

построили великий комплекс ступ Боробудур. К середине IX в. яванские короли

завоевали Суматру, а также Малайский полуостров. На всей этой территории

процветала Махаяна, включая все четыре класса тантр. В конце Х в. великий

индийский мастер Атиша посетил Сурварнадвипу, которую можно

идентифицировать как Суматру. Он ездил туда с целью возвращения махаянской

преемственной линии учений о Бодхичитте, о том, как раскрыть сердце всех и

стать буддой, чтобы помогать людям. Он вернул эти учения не только в Индию,

но и в Тибет, где способствовал возрождению буддизма после периода

преследований и упадка. Атиша сообщил, что в это время в Индонезии были

распространены учения Калачакра Тантры. В конце XIII в. на Суматре, Яве и в

Малайзии распространился ислам, завез нный сюда арабскими и индийскими

купцами, основавшими на побережье торговые центры. К концу XV в. здесь

господствовал ислам, а буддизм был утрачен. Только на Бали сохранилась

смешанная форма индуистского шиваизма и махаянского тантрического буддизма.

В этот период Махаяна и все четыре класса тантр попали также в Непал,

где со времени короля Ашоки существовала ранняя Хинаяна. Махаяна не только

вытеснила Хинаяну, но и сохранилась в индийской санскритской форме до наших

дней среди неваров в Центральном Непале.

Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, был народ чианг.

Это произошло в конце IV в. н.э., когда они управляли частью северного

Китая, что, однако, не оказало влияния на собственно Тибет. В первой

половине VII в. состоялись первые контакты Тибета с буддизмом (его

махаянской традицией), пришедшим из Хотана, расположенного в южной части

бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане. Эти события имели место во

время правления короля Сонгцен гампо, который властвовал в центральном и

восточном Тибете, в Шан-Шуне в Западном Тибете, в северной части Мьянмара

(Бирма) и, в течение некоторого времени, в Непале. Он женился на китайской

и непальской принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды,

а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым они

следовали. Король направил в Кашмир миссию с целью разработки более

совершенной системы тибетской письменности; существовавшая в Тибете

письменность была заимствована из Шан-Шуна, она также испытала некоторое

влияние хотанской письменности. В это время начали переводить с санскрита

буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.

Между этим периодом и известным диспутом монастыре Самье в конце VIII

в., когда во время правления короля Тризонг-детцена было принято решение,

что в Тибете будет принята не китайская, а индийская форма буддизма,

состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время

владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь

Восточного Туркестане, контакты с буддизмом в Западном Туркестане

простирались до Самарканда. Именно король Тризонг-детцен завоевал и в

течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъянь. Хотя на этом

диспуте китайский буддизм был отвергнут, некоторое влияние традиции чань

можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма, которые говорят о двух

типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу же, и о тех, кто проходит

путь постепенно. Первая школа напоминает учение чань о стремительном

просветлении (о нем было сказано выше), однако в Тибете оно

интерпретируется совершенно по-другому.

В Киргизии были обнаружены руины буддийских монастырей, датируемые VI-

Х вв. Неясно, принадлежат ли они традиции западных тюрков или уйгуров, а

также сколь велико было здесь влияние Тибета. В долинах рек Или и Чу,

расположенных восточнее или западнее озера Иссык-Куль, найдено множество

наскальных буддийских надписей на тибетском языке, датируемых именно этим и

более поздним периодами, что свидетельствует о присутствии тибетской

буддийской культуры в этих районах.

Добуддийская тибетская традиция бон достигла расцвета в королевстве

Шан-Шун, самый западный район ее распространения - Тазик. Трудно сказать,

расположен ли Тазик на территории современного Таджикистана. Эту традицию

исследует отождествлять с распространенным в Центральной Азии шаманизмом,

хотя они и имеют общие черты. В тибетском буддизме присутствует некоторое

влияние шаманизма, преимущественно в таких ритуалах, как привязывание к

деревьям молитвенных флагов, выполнение всевозможных обрядов с целый

умилостивить духов, хранителей горных перевалов и т. д. Традиция бон

существует и в наши дни, но она столь тесно слилась с буддизмом, что

практически является еще одной его линией. В этой традиции используется

другая терминология и другие названия священных образов, однако основные

техники имеют очень много общего с тибетскими буддийскими техниками,

развившимися на основе первой волны распространения буддизма в Тибете.

Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям

Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он

положил начало традиции Ньингма, или "старых (переводов)". В середине IX в.

имели место сильные гонения на буддизм, и традиция Ньингма продолжала

существовать в основном тайно, многие тексты были спрятаны в пещерах и

обнаружены вновь через несколько столетий.

После наступления более благоприятного времени, начиная приблизительно

с Х в., из Индии пригласили новых учителей и в Тибет пришла другая волна

буддизма. Она известна как период "новых (переводов)", когда получили

развитие три главные традиции: Сакья, Кагью и Кадам. В XIV в. традиция

Кадам была преобразована в Новую Кадам, или Гелуг. В традиции Кагью

существуют две главные линии. Дагпо Кагью развилась из линии Тилопы,

Наропы, Марпы, Миларепы и Гампопы. Она подразделяется на 12 разных линий,

одна из них Карма Кагью, главой которой традиционно является Кармапа.

Наиболее важными из этих 12 линий являются Другпа, Дрикунг и Таг-лунг

Кагью. Вторая главная линия Кагью, Шангпа, ведет свое происхождение от

индийского мастера Кхьюнгпо Налжор. Традиция Сакья идет от великого

индийского мастера Вирупы, а Кадам - от индийского мастера Атиши, который,

прежде чем отправиться в Тибет, совершил путешествие в Индонезию с целью

возрождения некоторых линий Махаяны, попавших туда, как уже упоминалось, из

Индии. Традиция Новая Кадам, или Гелуг, была основана Тзонкапой.

Одной из величайших фигур в тибетском буддизме является Далай-лама;

Далай-лама 1 был учеником Тзонкхапы, когда 3-й его "перерожденец" прибыл в

Монголию, ему дали имя "Далай", по-монгольски "океан", а предыдущие его

перерождения после смерти были признаны как Далай-ламы 1 и II. Далай-лама

IV родился в Монголии; Далай-лама V объединил весь Тибет и стал не только

духовным, но и политическим лидером. Неверно полагать, что Далай-лама

является главой традиции Гелуг; ее возглавляет Гандэн Три Ринпоче. Далай-

лама стоит выше любого главы любой из традиций, являясь покровителем всего

тибетского буддизма. Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы V. В

отличие от Далай-ламы Панчен-лама занимается исключительно духовными

делами. Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы был подходящим, тогда один

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.