Рефераты. Философия буддизма






записывать на санскрите, а открыто они появились вскоре после окончания

царствования короля Канишки во II в. н.э. Вначале это имело место в районе

Андхра на юго-востоке Индии, а затем эти учения быстро распространились на

северную Индию, Кашмир и, особенно, Хотан, Начиная с IV в. в северной части

Индии были построены великие монастырские университеты, такие как Наланда и

Викрамашила. Постепенно Махаяна попала также в Западный Туркестан, где

буддизм, как уже упоминалось выше, исповедовался на территориях современной

Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии вплоть до арабских

нашествий в VIII в., в результате которых эти районы подверглись

мусульманизации. Как уже говорилось ранее, ранняя индийская Махаяна попала

также в Кампучию, а через нее в южный Вьетнам.

В середине II в. н.э. через Центральную Азию и Шелковый путь начались

контакты Китая с буддизмом. Монахи из купеческих семей Индии, Кашмира,

Согдианы, Парфии, Хотана и Кучи, многие из которых были уроженцами Китая,

начали переводить буддийские тексты с санскрита на китайский язык. Сначала

это были тексты Хинаяны, однако вскоре были переведены также священные

тексты Махаяны. В III-IV вв. Китай был раздроблен на различные княжества

делившиеся на северные и южные. В южном Китае, где продолжала существовать

более традиционная китайская культура, интерес к буддизму был чисто

философским, сопровождавшимся множеством рассуждений, часто путающих учения

Махаяны о пустоте или отсутствии воображаемых способов существования с

местными идеями небытия. На севере, где правили по большей части династии,

представлявшие народы некитайского происхождения, являвшиеся дальними

предками тюрков, тибетцев, монголов и маньчжуров, основное внимание

уделялось медитации, а также развитию и использованию экстрасенсорных и

экстрафизических сил.

Поскольку переведенные тексты не были отобраны в соответствии с какой-

либо системой, а термины часто заимствовались из конфуцианской традиции и

только частично были эквивалентны переводимым терминам, было много путаницы

относительно сущности учения Будды. Вследствие этого многие монахи

совершали путешествия по Шелковому пути в Центральную Азию или по морю с

целью привезти большее количество текстов и надеясь с их помощью устранить

неясности; с этой же целью они посещали великие монастырские университеты.

Так было собрано и привезено в Китай много текстов. При попытках сведения

всех этих текстов воедино они столкнулись с серьезными проблемами. В Индии

учения Махаяны не были еще достаточно унифицированы, и каждый паломник,

приносивший с собой связку текстов, имел различный подбор материала,

вследствие чего не было единого мнения о том, какие тексты считать

важнейшими учениями Будды. Таким образом возникли различные школы

китайского буддизма.

Буддизм в Китае и Монголии.

В Китай буддизм попал также морским путем с юга. Одним из величайших

индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был Бодхидхарма. От мастера

Бодхидхармы развился так называемый чань-буддизм. В этом учении особое

внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и

вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма.

Как я уже отмечал, буддизм всегда стремится приспособиться к той

культуре, в которую он входит. В южном Китае также происходит адаптация

буддийских техник. Там также учат, что существует "мгновенное"

просветление. Это согласуется с конфуцианской идеей о том, что человек

добродетелен по своей природе, и исходит из концепции, что каждый обладает

природой будды, о чем я уже сказал в начале лекции. Чань-буддизм учит, что

если человек сможет успокоить все свои "искусственные" (суетные) мысли, то

он сможет преодолеть все свои заблуждения и препятствия в мгновение ока, и

тогда немедленно наступит просветление. Это не соответствует индийской

концепции о том, что развитие способностей идет в рамках постепенного

длительного процесса создания положительного потенциала, развивая

сострадание и так далее путем активной помощи другим людям.

В это время в Китае существовало огромное количество воюющих княжеств:

в стране царил хаос. В течение длительного времени Бодхидхарма

сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для

того времени и для тех условий; он разработал то, что в последствии стало

известно как боевые искусства, и начал Обучать этим искусствам.

В Индии не существовала традиция боевых искусств; что-либо подобное не

развилось позднее ни в Тибете, ни в Монголии, куда буддизм проник из Индии.

Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними. Поскольку разработанная

для Китая система боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями

тела, она согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела

описываются с точки зрения принятого в Китае традиционного представления об

этих энергиях, которое мы находим в даосизме.

Буддизму свойственно стремление развить этическую самодисциплину и

способность к концентрации с тем, чтобы личность была в состоянии

сосредоточиться на реальности, мудро проникая в суть вещей и преодолевая

заблуждения; а также разрешить собственные проблемы и максимально помочь

окружающим. Боевые искусства являются техникой, дающей возможность развить

те качества личности, которые могут быть использованы для достижения той же

самой цели.

В Китае и в Восточной Азии наиболее популярной буддийской школой

является школа Чистой земли, которая особое внимание уделяет перерождению в

Чистой земле Будды Амитабы. Там все способствует тому, чтобы быстрее стать

Буддой и быть в состоянии скорее приносить пользу другим. Особое внимание в

Индии всегда уделялось медитативным практикам концентрации с целью

достижения этой же цели. В Китае учили, что все, что надо делать, это

повторять имя Амитабы.

Популярность этой школы в регионе распространения китайской культуры

даже в наше время объясняется, вероятно, тем, что идея перерождения Будды

Амитабы в находящейся на западе Чистой земле согласуется с даосской идеей о

попадании после смерти в "западный рай" бессмертных. Таким образом, мы

рассмотрели различные аспекты и модификации классического китайского

буддизма.

Вследствие суровых преследований буддизма в Китае в середине IX в.

большинство имеющих философскую ориентацию школ заглохло. Основными

сохранившимися формами буддизма были школа Чистой земли и чань-буддизм. В

более позднее время буддизм смешался с конфуцианским культом почитания

предков и даосскими практиками гадания с палочками.

В течение многих столетий буддийские тексты переводились на китайский

язык с санскрита и индоевропейских языков Центральной Азии. Китайский канон

более обширен, нежели палийский, ибо он включает также тексты Махаяны.

Правила дисциплины и обеты для монахов и монахинь несколько отличаются от

принятых в традиции Тхеравады, так как китайцы, как уже упоминалось выше,

следуют другой школе Хинаяны, а именно школе Дхармагупты. Несмотря на то,

что 85% обетов монахов, и монахинь те же самые, что и в текстах Тхеравады,

незначительные различия существуют. В Юго-Восточной Азии монахи носят

оранжевые или желтые одежды без рубашек. В Китае предпочитают одежду

принятых в этой стране черного, серого и коричневого цветов с длинными

рукавами, что вызвано традиционными конфуцианскими представлениями о

скромности. В отличие от Тхеравады и поздних тибетских традиций в Китае

существует традиция полностью посвященных монахинь2. Эта преемственная

пиния посвящения продолжается в настоящее время на Тайване, в Гонконге и

Южной Корее.

Собственно китайская буддийская традиция существует в наше время в

очень ограниченных масштабах в Китайской Народной Республике. Она наиболее

распространена на Тайване, а практикуется в Гонконге, в заморских общинах

китайцев на Сингапуре, в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и на

Филиппинах, а также в Соединенных Штатах и других странах, где осели

китайцы.

Ранние формы буддизма, обнаруженные как в Западном, так и в Восточном

Туркестане, помимо Китая, распространились на другие культуры стран

Центральной Азии, однако часто к ним примешивались некоторые элементы

китайской культуры. Достойным внимания является распространение буддизма

среди тюрков, первого известного народа, говорившего на тюркском языке и

получившего это же название. Тюркский каганат возник во второй половине VI

в. и скоро распался на две части. Северные тюрки сосредоточились в районе

озера Байкал, где позднее образовалась Бурятия, а южные - в долине реки

Енисей, на территории Тувы - в Восточно-Сибирском регионе СССР. Тюрки

населяли также значительную часть Монголии. Западные тюрки имели своими

центрами Урумчи и Ташкент.

Буддизм впервые попал в Тюркский каганат из Согдианы в форме Хинаяны,

которой, начиная с конца Кушанского периода (II-III вв. н.э.), были также

присущи некоторые черты Махаяны. Согдийские купцы, часто встречавшиеся на

всем протяжении Шелкового пути, несли свою культуру и религий. Именно они

были наиболее известными переводчиками санскритских текстов на китайский и

другие языки Центральной Азии; они также переводили тексты с санскрита, а в

более поздний период - с китайского на свой собственный, родственный

персидскому, язык. Во время существования Северного и Западного каганатов

среди тюрков преобладали махаянские монахи из района Турфан в северной

части реки Тарим. Некоторые тексты были переведены на старый тюркский язык

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.