МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Кафедра философии.
Итоговая аттестационная работа
по гуманитарной дисциплине.
Тема : "Философия Буддизма"
Работу выполнил:
студент гр. ЭПУ-53
Пузанков Юрий Владимирович
Проверил: профессор
Заров Д. И.
г. Саратов. 1998 г.
Содержание.
|Введение.__________________________ |стр 3. |
|Буддизм.___________________________ |стр 7. |
|Возникновение буддизма и его основные | |
|идеи.___________________ |стр 7. |
|Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной | |
|Азии._____________ |стр 12. |
|Буддизм в Китае и Монголии.______ |стр 16. |
|Развитие идей буддизма в культурах Индии и | |
|Китая.___________________ |стр 22. |
|Идеи буддизма в культурах Индонезии и | |
|Тибета.______________ |стр 24. |
|Заключение._______________________ |стр 28. |
|Анализ традиций тибетского | |
|буддизма._______________________ |стр 28. |
|Список литературы.________________ |стр 33. |
"Тем, кто охвачен враждою и страстью,
Нелегко постичь это ученье.
Страсти предавшись, тьмою объятые,
Они не поймут того, что тонко,
Что глубоко и трудно для постиженья,
Что против теченья их мысли".
Винайя-питака.
[pic]
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-
5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая.
Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший
впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской
культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг
максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления
н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма
индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез
из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма
освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века
до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю
Азию и Сибирь.
Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18
сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г
до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и
привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и
Махаяну.
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила
название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название
северного буддизма.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических
культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую
буддийскую культуру.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая
направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения
внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против
абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-
ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была
выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех
благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности,
заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все
построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные
состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного,
освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает,
однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах
буддизма - как космическая реальность.
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение
желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так
называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей -
как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления
этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме
оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой
нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.
В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то
абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани
между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или
отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма
предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса),
проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной
удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие
между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика
так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом
которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и
внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления
служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из
основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В
качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны
дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной
удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего
бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или
нирвана.
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от
окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического
процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого
является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и
материи, смешение индивидуального и космического, психологического и
онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил,
таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим
началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность
человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это
волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из
неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к
субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме
следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо
имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге
как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе,
трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в
буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.
Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего
развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей
реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения
нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким
образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим
аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в
доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в
него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с
буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от
семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых
течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась
сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла
своеобразная религиозная организация.
Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году
всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает
сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском,
бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.
Возникновение буддизма и его основные идеи.
Будда Гаутама, известный также как Шакьямуни, жил 2500 лет назад в
пограничной области между Индией и Непалом. Он не был Творцом или Богом. Он
был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником
всевозможных внешних и внутренних проблем. Он смог преодолеть все
собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7