Рефераты. Философия






эротического. Юнг выделил в «оно» два слоя:

1. Личностное бессознательное - индивидуальный опыт.

2. Коллективное бессознательное – опыт предшествующих поколений.

Его содержание – это человеческие первообразы (архитипы). Образ Матери –

Родины, народного героя, богатыря.

Человек существо архитипное. Э. Фромм – человек имеет двойственную

природу, он подчинен законам природы и одновременно является соц. сущ-вом.

Основополагающие теории человеческого бытия.

Свобода ответственности.

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими

интересами и целями. Свобода, опирается на познание объективной

необходимости. В истории общественной жизни проблема свободы сводилась к

вопросу: обладает ли человек свободой воли или по другому говоря, зависят

ли его поступки от внешних факторов.

В 17 – 19 вв. среди естествоиспытателей распространились представления о

противопоставлении свободы и необходимости.

И Кант рассматривал их как противоречия сознания. Он считал, что

существования свободной воли нельзя теоретически не доказать не

опровергнуть, но практически разум диктует необходимость признать свободу

воли, иначе нравственный закон теряет свой смысл: при отсутствии выбора

исчезают понятия Добра и Зла.

Волюнтаризм проповедует произвольность человеческих поступков, которые

якобы основаны на субъективных желаниях и произволен.

Фатализм отвергает свободу действия и рассматривает их как

предопределенные.

Свобода неравнозначна произволу, независима от происхождения своих целей

и намерений. Люди обладают свободой, так как сохраняют реальную возможность

выбора и предпочтения. Абстрактной свободы не существует, она всегда

конкретна и относительна.

Она может быть в одних сферах деятельности и отсутствовать в других.

Свобода может быть в разной степени – и в выборе целей, средств и их

приспособлении.

Свобода присутствует в действительности как составная часть свободной

цепи свободы выбора, т. е. как составная часть необходимости.

Ответственность – понятие отражающее объективный, исторический конкретный

характер взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом, как

сознательное осуществление предъявленных к ним взаимных требований

[ответственность – это выполнение требований].

Формирование веществ предполагает чувство ответственности, которая

становится его свойством.

Объективной основой ответственности является причина следственной связи.

Космос.

Термин др. греков для обозначения мира как структурно-организованного и

упорядоченного целого.

Пифагор первым назвал универсум или Вселенную космосом. У Платона и

Аристотеля аналогичным был термин «небо» (+ Конфуций).

Космос разумен и прекрасен. Для др. греков он предельная полнота бытия –

всеобъемлющее и разумное существо.

Этот подход противоположен иудео-христианской концепции « ущербности

природы как результата грехопадения».

Новое время дало представление о космосе как о пустоте, сохраняется в

основном до наших дней.

Современная техника позволяет изучать космос в 10-ки млрд. световых лет.

Бог.

В религиозных представлениях это высшее [сверхестественное] существо,

верховный предмет религиозного культа.

Теизм – Бог - сверхприродная личность.

Пантеизм – это безличная сила, свойственная природе или совпадающая с

ней.

Деизм – первопричина и создатель мира – Бог, но далее этот мир

развивается по своим естественным законам.

В религиях др. востока присутствует множество богов – это политеизм.

В монотеизме – вера в одного всемогущего Бога.

Кант отрицал возможность теоретического обоснования существования Бога, но

выдвинул нравственное обоснование.

Выдвинуты доказательства:

1. Онтологическое док-во (от слова онтос – бытие). Св. Августин –

предоставление о совершенном существе предполагает его наличие.

2. Телеологическое док-во – целесообразность природы это свидетельство её

разумного Создателя (творца). Таких знаний придерживались Сократ,

Платон.

3. Космологическое. Есть мир, и есть его причина, т. е. Бог.

Атеизм – отрицание бытия Бога.

Смысл жизни.

Разные учения по разному отвечают на этот вопрос. Представители т. н.

материалисты в ответе на этот вопрос обращаются к объективной

действительности и физической природе. Так называемые идеалисты обращаются

к пониманию смысла жизни к Богу, разуму, духу и т. д.

Сегодня сущ-ет множество подходов.

В России литература традиционно рассматривала эту тему. Вл. Соловьев «Путь

от зверочеловека до Богочеловека»

Л. Н. Толстой смысл и цель жизни в самосовершенствовании личности.

Но смысл жизни нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.

Итог размышлений Толстого «это тайна».

В 20-м веке примечательные взгляды экзистенциалистов:

1. религиозные экзистенциалисты – жизнь трагична и это преодолевается

продолжением ее в потустороннем мире, где происходит свободное

творчество души.

2. атеистический подход. Жизнь бессмысленна и абсурдна, но надо помогать

друг другу преодолевать трагизм.

Современный словарь дает набор подходов в понимании смысла жизни:

1. потребление (материальное или духовное)

2. жизнь ради общества (семья, община)

3. божественный смысл

4. эволюционный, космический смысл.

Общество.

Общество – в широком смысле – это совокупность всех способов

взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их

всесторонняя взаимозависимость.

(элементы взаимодействуют).

Общество – в узком смысле – это определенный тип общения и устойчивая

целостность (семья, сотрудники, друзья и т. д.)

Представление об обществе. Западная традиция осуществлять общество и

господство восходит к Платону [города-государства].

По Платону, гос-во – это совместное поселение людей для взаимопомощи и

удовлетворения потребностей.

Функции:

1. Внешняя защита

2. Внутренняя защита.

Он приводил полную аналогию между устройством гос-ва и человеческой Души –

«громадный человек». Семья растворяется в гос-ве.

Аристотель в политике выделяет основной тип общественных связей:

отношения «господство – подчинение». Вид отношений зависит от объекта

власти – раб, жена, дети, свободные граждане.

Аристотель отличал от гос-ва особые типы общения – семью и селение.

Новое время. Теория «естественного состояния»- это антиобщественная война

по Дж. Гоббсу – всех против всех.

Её причины:

1. абсолютная свобода изначально присущая каждому.

2. равенство как способность взаимного нанесения равного ущерба.

3. естественные желания зла.

Спасение является мирным общественным договором: взаимный отказ граждан

от посягательств на свободу.

А. Смит. Общество – это «меновой» союз людей. Разделение труда

удовлетворяет потребности. Работая на других – работаем на себя.

Это единство общественного и индивидуального.

А Смит считал, что разделение труда одновременно снижает быстроту ума,

возвышенность чувств, нравственность частной жизни становятся жертвами

односторонности под воздействием разделения труда.

Выход в развитие образования. В 19 в. понятие общество объединяет

механическую структуру и органическую эволюцию.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие- словарное опред. Культура от латинрского связано с воспитанием

почитанием света. Это спец. способ организации жизнедеятельности людей

представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе

социальных норм , и учериждений. в духовных ценностях, савокупность

отношений людей к природе между собой и к себе. Понятие К. фиксируется 1)

общие отличия человеч дебтельности от биологической. 2) кач-ное своеобразие

исторических конкретных форм деятельности культа характеризует особености

разных сфер общ-ва: К труда, К быта, К политики, худож. К и.т.д. Культура-

область духовной свободы человека высшим считалось тв-во в искусстве и

философии. В 19в цивилизация считалась частью К в конце 19в Ц хар-ка всего

капитализма политики объясняли свои захваты Цивилизаторских мыслей.

Освальд Шпенглер (1889-936) напислл книгу "Закат Европы" выдвинул 8 отд. Ц

Египедская, Вавилонская,Индийская,Китайская ,Грекоримская, Везантийско-

Арабская, Мая, Русско-Сибирская. Восхождение-культкра, Низхождение Цивил.

Жестокий биологич ритм рождение молодость, Расцвет зрелость, старость

угосание 1000 лет. Ц- Омасовление всех сторон жизни глобализация нацки

техники в употребление неизбежны мировые войны при Ц. ее цель мировое

господство.

Немецкая классич фил Культура – обл духовной свободы человека. Высшим

считалось творчество в искусстве философии. В 19в цивилизация считалась

частью культуры. В конце 19в – это х – ка всего капитализма: политики

объясняли захваты коллоний цивилизаторской миссией.

(руск почв) О. Шпентлер – немец. Есть у него знаменитая книга «Закат

Европы» . Всего сущ 8 отдельных цивилизаций – египетская, вавилонская,

индийская, китайская, грекоримская, византийско – арабская, майя, русско –

сибирская пробуждающаяся. Восхождение – культура, нисхождение –

цивилизация. Жёсткий биологический ритм, бурная молодость, расцвет и

зрелость, старость и угасание ~1000 лет. Ц – омассовление всех сторон

жизни. Исх из воззрений Шпентлера, глобализация науки, техники и

потребление. Неизбежны мировые войны. Ц стремится к мировому господству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.