иерархически-упорядоченных частей: Высшая – это разум, вторая – воля и
благородные желания, третий – влечение и чувствование. В зависимости от
того, что преобладает человек направлен либо на высокое, либо на дурное.
Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных
групп:
1. Правители – у них преобладает разум – это философы.
2. Стратеги – преобладает воля – это воины.
3. Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны
быть управляемыми и умеренными.
Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей:
соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель над
сословная – справедливость. Она появляется когда каждое сословие выполняет
свою задачу.
Аристотель: Величайший из учеников Платона. Критиковал теорию идей. Первым
стал отличать философское знание от научного. Выделил 1 – ю философию –
науку о первоначалах и причинах, и 2 – ю - о природе под названием физика.
Предложил идею 4 – х первоначал всего сущего в книге метафизика: 1.
Формальная – исп термин Платона Эйдос, но в другом смысле: «Идея или форма
вещи – не занебесная сущность, а находится в самой вещи. 2. Материальная –
неопределённая и бесформенная – способна принимать любую форму. Из неё
состоят все вещи. 3. Движущая – самодвижение или активность формы. 4.
Целевая причина – она направляет движение при любом возникновении.
Завершает эту концепцию учение об «абсолютном уме» – это наивысшая ступень
бытия. Учение о боге, как о безличном, неперсонифицированном божественном
уме, прибывающем в постоянной и истинной деятельности. Это мышление о своём
мышлении. Учение о душе или сознании: Имеет 3 уровня: 1. Вегетативный –
ощущения растений. 2. Чувственный – преобладает у животных. 3. Разум –
только о человеке. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления,
опыт, искусство и наука, как вершина познания. Государство: Его задачи
предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост полит власти
и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и
умеренная жизнь. Стремление к роскоши, богатству и власти – рабский образ
мышления и животное существование.
Средневековая философия: Становление христианства: Христианство оказало
огромное влияние на весь последующий период. В средние века оно подчинило
себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли
церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения явл
этика. Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С
другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды
«Отцов церкви» => ранний период наз патристика. По практике ранних христиан
– в книге «Деяния святых апостолов»: «У множества же уверовавших было одно
сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но
всё у них было общее…». Евангилевская мораль – называется зло, которое
подлежит безусловному уничтожению: 1. Богатство « не собирайте себе
сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и
крадут..». 2. Незаконие, насилие « вы знаете, что князь народов
господствует над ними и вельможи властвуют ими, но меж вами да не будет
так..». 3. Национальная религиозная вражда.
На место обычных сущ нравов, которые вызывают отчуждение людей в обществе
христианство ставит любовь. Она не дополняет эти нравы, а заменяет их
собой. Любовь возвышается до универсальной нравственной связи.
Патристика: Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны
воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. До 325г
происходило утв христианства. Эти труды могли противоречить друг другу. Так
Августин выступал против научного знания. Разум только дополняет веру,
развивает идею предопределённости. Ориген – был египтянином, требовал
изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал,
что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что
адские муки временные и все грешники вернутся к богу.
Схоластика: начинается с 8в, когда центр культурной жизни в Европе
переместился в империю Карла великого. Схоластика – учение вести длительные
споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на
религиозных текстах. Схоластич диспуты при университете длились до 12ч.
Было 3 факультета: богословский, правовой, медицинский. Схоластика
требовала от философии быть служанкой богословия. На тысячу лет философия
была обречена заниматься изучением бытия бога. В 11в появились тексты
Аристотеля в арабских рукописях. Возникла идея оживить схоластику его
философией. В итоге появилась система Фомы Аквинского. Современное
понимание схоластики – чрезмерное повторение, бессмысленное словопрение.
Фома Аквинский: Сын графа Ландольфа Аквинского. Последние годы преподавал
богословие в Париже. В 19в, его учение стало обязательным для католической
церкви – неотомизм. Он соединил философию Платона и Аристотеля. Задача
науки – объяснить законы мира, но философия не может объяснить всё. Над
царством метафизического познания сущ царство изучаемое богословием, куда с
помощью разума проникнуть нельзя. Телесные материальные вещи состоят из
формы и материи, а духовное имеет только форму. Душа явл формирующим
принципом. Аквинский создал теорию души: 3 уровня: 1. Вегетативный(обмен
веществ, размножение). 2. Чувственное восприятие (животное). 3. У человека
разумная душа. Разуму Аквинский отдаёт предпочтение перед волей. К
традиционным греч добродетелям: мудрость, мужество, умеренность и
справедливость, он добавил ещё 3 христианских: Вера.. Надежда.. Любовь..
Смысл жизни в счастье, а счастье в познании бога.
Кант и Декарт
Гегель: (1770 – 1831) преподавал в Берлинском университете. Создатель
самой разработанной системы объективного идеализма. Идеализм – признание
ведущего начала в духовной жизни. Гегель считал, что предметом познания явл
логическое мышление и рассматривал человеч сознание от первых проблесков до
сознательного овладения наукой и научными методами. Исходное положение в
его философии – совпадение или тождество бытия и мышления. Мир понимается
как проявление идеи, понятия духа, как исторически развивающийся процесс
самопознания. В основе природы и общества лежит разумное начало – мировой
дух или разум. Оно активно и его деятельность состоит в мышлении. В своём
развитии абсолютная идея проходит 3 этапа: 1. Стихии чистого мышления –
идея раскрывает себя через систему взаимосвязанных и переходящих друг в
друга категорий- логика. 2. Развитие в форме природы, которое служит лишь
внешним выражением логических категорий (всё в мире имеет принцип ,
выступает как следствие и одновременно само явл причиной другого следствия)
– философия природы. 3. Развитие идеи мышления и истории, те в духе – это
философия духа! Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает
содержание в различных видах человеческого сознания( искусство, наука..) и
деятельности. В книге «наука логики», Гегель дал анализ законов и категорий
диалектики; обосновал единство диалектики(учение о развитии),
логики(правила мышления) в теории познания. Он создал первую в истории
разрывную систему диалектической логики. Главный вклад Гегеля в философию –
разработка диалектического метода. Диалектика имеет основы – единство и
борьбу противоположностей, т.е разрешение противоречий. Противоречие –
единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга
противоположностей. Их конфликт и служит источником движения источником
движения и развития любой вещи. Развитие имеет порядок: 1.
Утверждение(тезис). 2. Отрицание его(антитезис). 3. Отрицание
отрицания(антитезис). Первые 2 этапа преодолеваются, но одновременно и
воспроизводятся в новом высшем качестве. Абсолютная идея подвержена этой же
последовательности.
Современная зап. философия: Особенности зап философии 20в: Развитие науки
начала 20в показало, что материалистические и идеалистические системы
обнаружили не способность объяснить изменения в науке и обществе. В 20в
противостояние материализма и идеализма утратило своё влияние. Усилилась
тенденция к диалогу разных направлений. Во всём разнообразии школ и
направлений выделяются 3 основные: 1. Аналитически – позитивистская. 2.
Экзестенциально – феноменологические. 3. Религиозно – философское
направление. Современный позитивизм: Возник в 1922г с появлением «Венского
кружка». В 1930 – 39 выпускал журнал познание. В нач 2 – ой Мвойны кружок
распался и возник целый ряд направлений в Англии и США. Неопозитивисты
считают, что есь только 2 вида научного знания: а) Знание частных
дисциплин, т.е все эмпирические науки; б) Логика и математика – инструмент
для построения системы научных экспериментальных знаний. Современный
позитивизм заявлял, что философия не наука, а просто деятельность по
анализу языка науки. То, что философия относит к теории познания , СП
считал психологией. Для выяснения значений научных предположений выдвинут
принцип верификации, т.е подтверждение. Применяется к высказываниям,
проверяемым наблюдением. Другая концепция связана с проблемой дификации
знаний – это повторение философов 17-18в, объяснявших все явл мира классич
механикой. Пост позитивизм(ПП): В 60 – х гг 20в. Разрабатывал след вопросы:
как возникает новая теория?; как она утв в новом обществе?; каковы критерии
выбора соперничающих теорий. Критический рационализм: Стремится
разграничить сферы науки от метафизики и идеологии. Основателем стал К.
Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5