Рефераты. Философия






иерархически-упорядоченных частей: Высшая – это разум, вторая – воля и

благородные желания, третий – влечение и чувствование. В зависимости от

того, что преобладает человек направлен либо на высокое, либо на дурное.

Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных

групп:

1. Правители – у них преобладает разум – это философы.

2. Стратеги – преобладает воля – это воины.

3. Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны

быть управляемыми и умеренными.

Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей:

соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель над

сословная – справедливость. Она появляется когда каждое сословие выполняет

свою задачу.

Аристотель: Величайший из учеников Платона. Критиковал теорию идей. Первым

стал отличать философское знание от научного. Выделил 1 – ю философию –

науку о первоначалах и причинах, и 2 – ю - о природе под названием физика.

Предложил идею 4 – х первоначал всего сущего в книге метафизика: 1.

Формальная – исп термин Платона Эйдос, но в другом смысле: «Идея или форма

вещи – не занебесная сущность, а находится в самой вещи. 2. Материальная –

неопределённая и бесформенная – способна принимать любую форму. Из неё

состоят все вещи. 3. Движущая – самодвижение или активность формы. 4.

Целевая причина – она направляет движение при любом возникновении.

Завершает эту концепцию учение об «абсолютном уме» – это наивысшая ступень

бытия. Учение о боге, как о безличном, неперсонифицированном божественном

уме, прибывающем в постоянной и истинной деятельности. Это мышление о своём

мышлении. Учение о душе или сознании: Имеет 3 уровня: 1. Вегетативный –

ощущения растений. 2. Чувственный – преобладает у животных. 3. Разум –

только о человеке. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления,

опыт, искусство и наука, как вершина познания. Государство: Его задачи

предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост полит власти

и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и

умеренная жизнь. Стремление к роскоши, богатству и власти – рабский образ

мышления и животное существование.

Средневековая философия: Становление христианства: Христианство оказало

огромное влияние на весь последующий период. В средние века оно подчинило

себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли

церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения явл

этика. Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С

другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды

«Отцов церкви» => ранний период наз патристика. По практике ранних христиан

– в книге «Деяния святых апостолов»: «У множества же уверовавших было одно

сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но

всё у них было общее…». Евангилевская мораль – называется зло, которое

подлежит безусловному уничтожению: 1. Богатство « не собирайте себе

сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и

крадут..». 2. Незаконие, насилие « вы знаете, что князь народов

господствует над ними и вельможи властвуют ими, но меж вами да не будет

так..». 3. Национальная религиозная вражда.

На место обычных сущ нравов, которые вызывают отчуждение людей в обществе

христианство ставит любовь. Она не дополняет эти нравы, а заменяет их

собой. Любовь возвышается до универсальной нравственной связи.

Патристика: Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны

воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. До 325г

происходило утв христианства. Эти труды могли противоречить друг другу. Так

Августин выступал против научного знания. Разум только дополняет веру,

развивает идею предопределённости. Ориген – был египтянином, требовал

изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал,

что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что

адские муки временные и все грешники вернутся к богу.

Схоластика: начинается с 8в, когда центр культурной жизни в Европе

переместился в империю Карла великого. Схоластика – учение вести длительные

споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на

религиозных текстах. Схоластич диспуты при университете длились до 12ч.

Было 3 факультета: богословский, правовой, медицинский. Схоластика

требовала от философии быть служанкой богословия. На тысячу лет философия

была обречена заниматься изучением бытия бога. В 11в появились тексты

Аристотеля в арабских рукописях. Возникла идея оживить схоластику его

философией. В итоге появилась система Фомы Аквинского. Современное

понимание схоластики – чрезмерное повторение, бессмысленное словопрение.

Фома Аквинский: Сын графа Ландольфа Аквинского. Последние годы преподавал

богословие в Париже. В 19в, его учение стало обязательным для католической

церкви – неотомизм. Он соединил философию Платона и Аристотеля. Задача

науки – объяснить законы мира, но философия не может объяснить всё. Над

царством метафизического познания сущ царство изучаемое богословием, куда с

помощью разума проникнуть нельзя. Телесные материальные вещи состоят из

формы и материи, а духовное имеет только форму. Душа явл формирующим

принципом. Аквинский создал теорию души: 3 уровня: 1. Вегетативный(обмен

веществ, размножение). 2. Чувственное восприятие (животное). 3. У человека

разумная душа. Разуму Аквинский отдаёт предпочтение перед волей. К

традиционным греч добродетелям: мудрость, мужество, умеренность и

справедливость, он добавил ещё 3 христианских: Вера.. Надежда.. Любовь..

Смысл жизни в счастье, а счастье в познании бога.

Кант и Декарт

Гегель: (1770 – 1831) преподавал в Берлинском университете. Создатель

самой разработанной системы объективного идеализма. Идеализм – признание

ведущего начала в духовной жизни. Гегель считал, что предметом познания явл

логическое мышление и рассматривал человеч сознание от первых проблесков до

сознательного овладения наукой и научными методами. Исходное положение в

его философии – совпадение или тождество бытия и мышления. Мир понимается

как проявление идеи, понятия духа, как исторически развивающийся процесс

самопознания. В основе природы и общества лежит разумное начало – мировой

дух или разум. Оно активно и его деятельность состоит в мышлении. В своём

развитии абсолютная идея проходит 3 этапа: 1. Стихии чистого мышления –

идея раскрывает себя через систему взаимосвязанных и переходящих друг в

друга категорий- логика. 2. Развитие в форме природы, которое служит лишь

внешним выражением логических категорий (всё в мире имеет принцип ,

выступает как следствие и одновременно само явл причиной другого следствия)

– философия природы. 3. Развитие идеи мышления и истории, те в духе – это

философия духа! Абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает

содержание в различных видах человеческого сознания( искусство, наука..) и

деятельности. В книге «наука логики», Гегель дал анализ законов и категорий

диалектики; обосновал единство диалектики(учение о развитии),

логики(правила мышления) в теории познания. Он создал первую в истории

разрывную систему диалектической логики. Главный вклад Гегеля в философию –

разработка диалектического метода. Диалектика имеет основы – единство и

борьбу противоположностей, т.е разрешение противоречий. Противоречие –

единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга

противоположностей. Их конфликт и служит источником движения источником

движения и развития любой вещи. Развитие имеет порядок: 1.

Утверждение(тезис). 2. Отрицание его(антитезис). 3. Отрицание

отрицания(антитезис). Первые 2 этапа преодолеваются, но одновременно и

воспроизводятся в новом высшем качестве. Абсолютная идея подвержена этой же

последовательности.

Современная зап. философия: Особенности зап философии 20в: Развитие науки

начала 20в показало, что материалистические и идеалистические системы

обнаружили не способность объяснить изменения в науке и обществе. В 20в

противостояние материализма и идеализма утратило своё влияние. Усилилась

тенденция к диалогу разных направлений. Во всём разнообразии школ и

направлений выделяются 3 основные: 1. Аналитически – позитивистская. 2.

Экзестенциально – феноменологические. 3. Религиозно – философское

направление. Современный позитивизм: Возник в 1922г с появлением «Венского

кружка». В 1930 – 39 выпускал журнал познание. В нач 2 – ой Мвойны кружок

распался и возник целый ряд направлений в Англии и США. Неопозитивисты

считают, что есь только 2 вида научного знания: а) Знание частных

дисциплин, т.е все эмпирические науки; б) Логика и математика – инструмент

для построения системы научных экспериментальных знаний. Современный

позитивизм заявлял, что философия не наука, а просто деятельность по

анализу языка науки. То, что философия относит к теории познания , СП

считал психологией. Для выяснения значений научных предположений выдвинут

принцип верификации, т.е подтверждение. Применяется к высказываниям,

проверяемым наблюдением. Другая концепция связана с проблемой дификации

знаний – это повторение философов 17-18в, объяснявших все явл мира классич

механикой. Пост позитивизм(ПП): В 60 – х гг 20в. Разрабатывал след вопросы:

как возникает новая теория?; как она утв в новом обществе?; каковы критерии

выбора соперничающих теорий. Критический рационализм: Стремится

разграничить сферы науки от метафизики и идеологии. Основателем стал К.

Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.