Рефераты. Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму






Божья.

2. Воплощение в чувственном теле, сотворенная, богочеловеческая София.

«Всеединство» исследуется только «цельным» знанием, которое представляется

синтезом мистического, рационального (философского), эмпирического

(научного) знания.

Соловьев выводит единство теологии, науки и философии, и называет его

«свободной теософией».

В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловеческий союз

или вселенская церковь.

Этику Соловьев также основывает на религии: человек нравственен, если он

свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к «абсолютному добру» и

устроению богочеловеческого царства.

22. Философия свободы Н. Бердяева.

Главная идея Бердяева – свобода. Любую проблему он рассматривает через

призму своих представлений о свободе.

Философ убеждает в самоочевидности свободы. То, что человек сознает мир и

тем самым возвышается над миром, говорит о свободе от мира.

Свобода Бердяева – это свобода духа человека, его сознания и самосознания.

1. Ungrund – первоначальная, абсолютная, иррациональная свобода. Это

первоначальный поток, в котором осуществляется Богорождение и из которого

Бог создал мир и человека. Первая свобода существует до бытия и поэтому

не может характеризоваться рациональным понятием. Ее нужно принять как

факт мистического опыта. Ungrund – не добро и не зло, но несет и то и

другое.

2. «Свобода для», свобода знать высшее добро и идти к нему. Христос являет

людям свободу принять Бога несмотря ни на каие мучения.

3. Свобода общественного действия на началах абсолютных (религиозных)

ценностей. Это реализация творчески активного христианства. Такой идеал

Бердяев обозначает термином «соборность».

«Соборное» общество – это «внутреннее духовное общество», состоящее из

живших, живущих и будущих поколений, объединенных христианской любовью.

В первом акте мистерии свободы Бердяева происходит грехопадение и

образование мира объективизации (не подлинного состояния подлинного бытия,

потерявшего свободу). Это поглощение личного общим, подавление свободы.

Вов втором акте явление Христа преобразило свободу “от” Бога, т.е.

своеволие, несвободу, в свободу принять Бога. Однако Бог состоял

«трансцендентным» для человека.

Поэтому в третьем акте (антроподицея) человек должен решительно порвать с

любой видимостью материального бытия и через творчество (свободу)

преодолять «трансцендентность» Бога.

Структура эмпирического и теоретичн

23. Классическая и неклассическая философия. Общность и различия.

В XIX веке широкое распространение получили философские учения, которые

были продолжением и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху

Возрождения. К этому времени наиболее ярким воплощением их была немецкая

философия XVII–XIX вв., которая получила название классической.

Классическая философия Германии высоко ценили возможности «подлинного»,

«чистого» разума. Такому «чистому разуму» противопостовляли неразумность –

случайность, хаотичность. Предполагалось, что разум проложит себе дорогу

через все «неподлинное», «неразумное». С такой верой в «победное шествие»

некого внеиндивидуального разума в классической философии была тесно

связана вера в силу рационального познания. Она перерастала в уверенность в

том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования

человеческой жизни. Философы-классики разделяли убеждение о том, что могут

быть рационально познаны общечеловеческие идеалы и принципы, прежде всего

идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности.

40-50-е гг. XIX века стали переломными в том смысле, все определеннее

складывалась потребность в новых, неклассических типах философствования.

1. Марксистская философия – развивая общую рационалистическую ориентацию

классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую

концепцию мира, человека, познания. Маркс поддерживал идею классики о

развитии философии как науки, но отверг ее претензии на роль «науки

наук».

2. Немарксистская философия – антиклассический подход, граничащий с прямым

нигилизмом в отношении философской классики (Кьеркегор, Ницше).

Критика классической мысли стала сотавной частью процесса кардинальной

переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого

духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной

цивилизации.

Классическая философия занимается поисками истины и перврооснов: философия

– высшая наука. Она исходит из того, что мир разумен.

Неклассическая философия отказывается давать теретическую картину мира и

сомневается в возможности разумного объяснения мира. Переосмысливается

функция философии – она должна учить человека жизни, помочь переустроить

жизнь (революция у Маркса, переоценка ценностей у Ницше, новая революция у

Соловьева).

24. Проблема отчуждения человека в марксизме и пути его преодоления.

Маркс согласен с Гегелем, что «овеществление» человеческой деятельности,

переход труда из формы деятельности в форму бытия, одновременно

оборачивается «отчуждением». Однако Маркс не согласен с фатальностью связи

«овеществления» с «отчуждением». Это свойственно лишь «незрелым» формам

общественной организации человечества и связано с неразвитостью

практической деятельности, которая направлена практически только на

удовлетворение биологических потребностей.

«Отчуждение» проявляет себя в преобразовании труда и его продуктов на

чуждые человеку факторы, которые господствуют над ним и над

обстоятельствами его жизни.

В условиях капиталистического «отчуждения» работник имеет ценность как

предметный элемент производительных сил, тождественный орудиям труда.

Влияние «отчуждения» распространяется и на капиталиста, который теряет

свои личностные характеристики и становится воплощением только одной

функции – собственника капитала.

В «отчуждении» проявляется господство над человеком стихийных сил его

собственной общественной жизни. Так как общественное бытие господствует над

человеком, то включение в его состав новых элементов (практическое освоение

природы) только увеличивает господство стихийного общества над человеком.

Чтобы победить «отчуждение» необходимо взять контроль общества. Но

препятствием этому является собственность на орудия и способы производства.

Однако ликвидация частной собственности приводит к потребительскому

подходу к жизни и усреднению человека – все принадлежит всем и никому

отдельно.

Только при наступлении «высшей» фазы коммунизма труд из способа бытия

превратится в первую необходимость жизни. Наряду со всеобщим развитием

индивидов вырастут производительные силы.

25. Диалектико-матеариалистическое понимание исторического процесса.

Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» впервые ввели в научный оборот

термин «материалистическое понимание истории».

Маркс и Энгельс сформулировали положение исторического материализма,

гласящее, что человеческое общество начинает свое существование тогда,

когда люди, его составляющие, начинают производить необходимые жизненные

средства.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня

развития производительных сил, они указали на необходимые жизненные

средства.

Рассматривая зависимость производственных отношений от характера и уровня

развития производительных сил, они указали на необходимость соответствия их

друг другу для нормального функционирования общественного производства.

Маркс и Энгельс сделали вывод о главенствующей роли народных масс в

истории. История имеет объективный характер, т.к. в ее основе лежит

объективная общественная реальность.

Предметом исторической науки является не просто человек как часть природы

и тем более не природа, взятая без человека, а реальный процесс жизни

людей, их бытие.

26. Концепция материалистической диалектики.

Материалистическая диалектика – это учение о развитии, базирующееся на

материалистическом решении основного вопроса философии.

Предмет диалектики – не вещи, а законы их движения и развития. Процесс

развития предполагает количественное усложнение структуры и качественного

изменение объекта, переход из одного состояния в другое, более сложное.

Характерной чертой процесса развития является преемственность: сохраняется

связь между прошлым и настоящим в развитии.

Развитие всегда выступает как саморазвитие, т.е. источник развития

заключается внутри материального объекта, являющегося носителем развития, и

состоит в единстве и борьбе его внутренних противоположностей.

Являясь учением о движении и развитии, материальная диалектика

представляет собой также учение о связи и взаимодействии предметов, явлений

и процессов. Материалистическая диалектика как наука включает в себя

принципы, законы и категории.

Центральным принципом диалектики является принцип материального единства

мира.

Законы диалектики выражают объективные связи и отношения в развитии

материальных объектов. Разделяются на основные и неосновные.

Основные – выражают процесс развития наиболее целостно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

3. Закон отрицания отрицания.

Неосновные законы выражают процесс развития с той или иной его отдельной

его стороны (закон причинночти, закон об определяющей роли содержания по

отношению к форме).

Категории диалектики фиксируют всеобщие свойства развития бытия и

мышления: единичное, особенное, общее; сущность и явления; причина и

следствие и т.д.

27. Развитие философии марксизма В.И. Лениным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.