Рефераты. Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму






производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне

и независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для

себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических

процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

57. Наука в современном обществе. Этические проблемы научного творчества.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч

учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ,

культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его

по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В

то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. Она имеет

взаимодополняющие связи с повседневным познанием, с философией, этикой,

искусством и др. Современную науку можно определить как сферу

исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о

природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого

производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом,

с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения,

экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-

исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему

научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в

качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований.

Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.

Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч

позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая

исторически подвижное соотношение частей, природоведение и

обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические

и прикладные исследования.

В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы.

Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, он

превращается в соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием

большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом

процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор,

овладение основами научных знаний.

Наука превращается в непосредственную производительную силу, а

практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное

воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а

на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и

культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В

связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а

обгоняет ее , становится ведущей силой прогресса материального

производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь

фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир

воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как

отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает

пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в

материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в

системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому

наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли. Наука влияет даже на

искусство и ее формы, о результатах научн исследований теперь быстро узнает

каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в культуру как ее

неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и

эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения.

Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами науки считается обязательным.

Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру.

Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума,

способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства

теории и эксперимента.

58. Общенаучные методы исследований. Вз-ие наук как фактор их развития.

Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить

причины фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне

эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.

Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое

явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое

причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не

существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина

заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.