Рефераты. Философия - шпаргалка к кандидатскому минимуму






как посредник м/у “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта м/у

ними. “Сверх - Я” является как бы высшим существом в человеке. Глубинный

слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе

природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего

удовольствия. В качестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто

сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием “либедо”,

которое охватывает всю сферу человеческой любви ( к родине, родителям и

т.д.). В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека

обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где

доминирующую роль играют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и инстинкт

смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид

сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в

нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и

направить их в русло социально одобренного поведения при помощи “сверх -

Я”. Фрейд считал что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для

регулирования общественных процессов. В психической жизни человека всегда

присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы

психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят

свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он,

постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений

цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека.

Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные

инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и

государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие

культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой

агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями человека

ведут к нервозам.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 - 1961 гг). Юнг считал, что Фрейд

неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически

унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В

связи с этим он ввел понятие “архетипы” – формальные образцы поведения или

символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные

содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам

сознательной деятельности человека. Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на

основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое

разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным.

Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека

и состоит из переживаний , которые когда то были сознательными, но утратили

свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное

бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и

народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого

прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у

современных людей на поверхность через сновидения.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое

внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что

для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, “бессознательный

жизненный план”, при помощи которого он старается преодолеть напряжение

жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое

физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет

концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает

сверхкомпенсацию (например Наполеон).

49. Познание в контексте чел существования. Субъект и объект познания.

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель

предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Нечто типа сознания в чистом виде. Суб поз может быть индивид, коллектив,

соц группа, общество в целом. Компьютеры или приборы могут входить как

часть суб , а могут быть предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен

сознанием, ощущениями, восприятием, способностью оперировать образами,

действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая мат системы.

общество есть универсальный суб поз. Объект --- это то, на что нацелена

предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть

системы, пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз.

Суб поз может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать

и духовное, например, сознание есть об для психолога.

В новой науке субъект вторгается в объект, грань между ними сливается.

Принцип неопределенности Гейзенберга, невозможность познать об без его

изменения. Важную роль играют условия познания, они опосредуют отношения об

и суб.

В идеалист трактовке есть сущ-ние всемирного суб, которому приписывается

все творческое начало. У Канта суб сводится исключительно к чел сознанию,

которое понимается как чистая деятельность.

Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе его фиксации в

некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится принадлежащим

всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз. активная, направленная на

об деятельность субъекта есть необходимая предпосылка выступ предмета об

поз. Познание есть активное воспроизведение внешнего мира суб. Например,

камень воспринимается чел и геологом по-разному. восприятие снега жителями

севера и юга. На предмет накладывается пред опыт.

52. Наука, как специализированная форма познавательной деятельности.

Особенности научного познания.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

53. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.